Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:55, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.
Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Введение
Глава 1. Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя
1.1 Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в рамках начальной школы
1.2 Общение как основа социального взаимодействия между людьми
1.3 Конфликт как результат неэффективного общения
1.4 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта
1.5 Выводы по главе 1
Глава 2. Организация практической работы по применению приемов психолого-педагогического взаимодействия в конфликтных ситуациях
2.1 Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
2.2 Методический материал для учителя по реализации приемов взаимодействия
2.3 Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения
Не аргументируйте слишком рационально: не старайтесь разрешить, кто прав, а кто виноват, как можно изменить ситуацию;
Сосредоточьтесь на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока вы слушаете;
Не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда собеседник может рассчитывать на него с самого начала.
Будучи в позиции говорящего:
Не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за чьих-то недостатков, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
Не придумывайте! Не говорите другому человеку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
Не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ваш оппонент;
Не характеризуйте! Не описывайте личность оппонента, тем более говоря «вы невнимательны, эгоистичны, неопытны, молоды и т. п.». Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу; Не обобщайте! Избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения вашего оппонента. Приводите конкретные факты и ситуации, которые вы оба с оппонентом хорошо помните.
Приложение 2
Рекомендации, способствующие эффективному разговору в процессе конфликта (Б. Бест и М. Бердж):
Рефлексируйте! Возвращайтесь назад и попытайтесь снова посмотреть на сложившуюся ситуацию, проблему;
Будьте точными! Старайтесь следовать фактам и событиям, а не своим мыслям, чувствам и представлениям о них. Приходите на разговор с оппонентом точно в назначенное время;
Признавайте! Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения, поддерживайте уверенность вашего оппонента в том, что относитесь к нему как к равноправному партнеру общения;
Объясняйте! Рассказывайте и о своих чувствах, своих желаниях, потребностях, о том, что вы хотите получить в результате разрешения конфликта. Но не забывайте переходить к чувствам и желаниям только после того, как выяснены основные и важные факты и события конфликта;
Будьте конкретны! Рассмотрите подробно собственное поведение и учтите все важное и реальное, что стало известно от оппонента, и лишь после этого делайте какие-то обобщения.
Приложение 3
Правила успешного общения в конфликте.
Говорите только по просьбе или сигналу ведущего, посредника;
Относитесь к другому человеку с уважением и доверием;
Обращаясь, называйте оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, или просто называйте его по имени либо по имени-отчеству, избегая местоимений «он» или «она»;
Не перебивайте ни оппонента, ни посредника! Проявляйте терпение и выдержку!
Знайте, что у вас всегда будет возможность и время сказать все, что вы считаете нужным!
Внимательно выслушивайте своего оппонента и старайтесь увидеть в его словах и позиции положительные моменты;
Проявляйте добрую волю, настойчивость и старайтесь вести обсуждение, а не уходить от него, замыкаясь в себе;
Стремитесь в какой-то степени стать на точку зрения другого человека, увидеть происходящее его глазами;
Помните, что посредник, ведущий не должен предлагать вариантов решения конфликта, он — только организатор и помощник во взаимодействии двух сторон;
Соблюдайте условия конфиденциальности, т. е. полного неразглашения содержания сеансов посредничества. Но когда работа будет завершена, вы можете сообщить интересующимся основной результат разрешения конфликта.
Приложение 4
Методика изучения общительности как характеристики личности
Вводные замечания. Трудности общения ребенка со сверстниками, взрослыми нередко становятся причиной задержки его личностного, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптаци и тревожности. Поскольку общительность в младшем школьном возрасте только складывается, непосредственная помощь в ее становлении со стороны учителя является крайне необходимой. Диагностика общительности в большинстве методик основана на самооценке испытуемого, что в наименьшей степени является адекватным возрастным особенностям младшего школьника. Здесь наиболее подходит метод наблюдения, который может охватить широкий диапазон характеристик, оценивание которых не под силу младшим школьникам.
Процедура наблюдения
Изучение общительности предполагает вести по следующим признакам:
Потребность в общении
Контактность.
Способность понимать другого человека.
Способность к сочувствию, сопереживанию.
Умение пользоваться средствами общения.
В процессе наблюдения следует подбирать такие ситуации, соответствующие показателям, указанным в схеме наблюдения. Ситуации также полезно специально организовывать. Наблюдения можно дополнять сведениями, полученными из уточняющих бесед с детьми.
Промежуточные результаты наблюдения нужно тщательно фиксировать, что позволит в итоге получить достоверные результаты.
Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю следует фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается семью баллами – одним баллом.
Обработка результатов
Вычислить общую сумму баллов по двадцати показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наименьшая – 20.
Сумма баллов по показателям 1,2,4,18 покажет степень контактности ребенка. Сумма баллов по показателям 3,5,7,12 характеризует степень выраженности потребности в общении, по показателям 6,8,9,10 – эмпатии, по показателям 13,15,16,17 – понимание другого человека, а показатели 11,14, 19,20 – степень владения элементарными средствами общения. По каждому из показателей 1-5 сумма баллов может колебаться от 4 до 28.
Схема наблюдения к методике изучения общительности как характеристики личности
№ п/п | Показатели | Баллы 7 6 5 4 3 2 1 | Показатели |
1 | Имеет много друзей |
| Непопулярен |
2 | Отсутствуют недоброжелатели, недруги |
| Многие его недолюбливают |
3 | Любит быть на людях, ищет новых друзей |
| Замкнут, общается с узким кругом друзей |
4 | Не боится выступать перед людьми в новой обстановке |
| Робкий, застенчивый |
5 | Открытый |
| Скрытый |
6 | Отзывчивый |
| Черствый |
7 | Ориентируется преимущественно на собственное мнение |
| Озабочен мнением окружающих о себе |
8 | Дает или дарит свои вещи сверстникам |
| Никогда ничего не дает сверстникам |
9 | Радуется хорошей отметке сверстника |
| Равнодушен к отметкам сверстника |
10 | Выполняет работу за других (опоздавших, больных…) |
| Никогда не делает работу за других |
11 | Часто говорит «спасибо» |
| Никогда не благодарит за услугу |
12 | Делится с другими своими переживаниями |
| Никогда не делится с другими своими переживаниями |
13 | Умеет по улице распознать плохое настроение |
| Не умеет пор лицу распознавать плохое настроение |
14 | Всегда внимательно слушает товарищей, не перебивает |
| Всегда перебивает товарищей, не слушает собеседника |
15 | Хорошо определяет по лицу состояние безразличия |
| Не может определить по лицу состояние безразличия |
16 | Хорошо различает позы враждебности |
| Не способен определить позу враждебности |
17 | Понимает позу превосходства |
| Не способен понимать позу превосходства |
18 | Свободно общается со взрослыми |
| Стесняется общаться со взрослыми |
19 | Уходя, всегда прощается |
| Никогда не прощается |
20 | Хорошо владеет собой, может сдерживать проявление чувств |
| Несдержан, не способен владеть своими чувствами |
Приложение 5
Социометрический тест по определению самооценки «Хороший ли я друг?»
Цель:
Оценить, насколько у ребенка сформировано умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения в группе.
Можно предложить ему ответить на вопросы (обвести утверждения «да» или «нет»). При этом детей необходимо предупредить, что их ответы не станут известны одноклассникам. Сделать это лучше в письменном виде, написав на бланке соответствующее предупреждение.
Опросник
Я очень быстро теряю друзей (да, нет).
Я часто говорю приятные слова моим друзьям (да, нет).
Часто мне кажется, что у меня нет друзей (да, нет).
Я всегда могу выслушать своего друга (да, нет).
Я сам всегда решаю, какое кино мы с другом будем смотреть, во что мы будем играть или куда пойдем (да, нет).
Если мне хочется с кем-нибудь подружиться, то я этого добиваюсь. Я предлагаю этому человеку чем-нибудь заняться вместе (да, нет).
Когда кто-нибудь уговаривает меня сделать что-то, чего, как мне кажется, делать не стоит, я говорю «нет» (да, нет).
Мне не приятно, когда кого-то обижают, и я стараюсь помочь этому человеку (да, нет).
Друзья бывают разные – одни более близкие , другие менее (да, нет).
Если я не хочу быть одиноким и хочу иметь много друзей, я должен развить в себе такие качества, чтобы другие хотели со мной дружить (да, нет).
Приложение 6
Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)
Цель:
Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.
Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш, возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуйте кактус – такой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемым:
Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.
Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют в детском воображении.
Пример 1. Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремление к лидерству и домашней защите;
Пример 2. Агрессивно-одиночный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества, отсутствие стремления к домашней защите;
Пример 3. Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите;
Пример 4. Добрый, экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности, отсутствие агрессии.
Пример 5. Добрый интровертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремлений к лидерству и к домашней защите.
Пример 6. Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии, отсутствие агрессии.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: