Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:55, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.
Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Введение
Глава 1. Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя
1.1 Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в рамках начальной школы
1.2 Общение как основа социального взаимодействия между людьми
1.3 Конфликт как результат неэффективного общения
1.4 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта
1.5 Выводы по главе 1
Глава 2. Организация практической работы по применению приемов психолого-педагогического взаимодействия в конфликтных ситуациях
2.1 Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
2.2 Методический материал для учителя по реализации приемов взаимодействия
2.3 Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения
Ключ:
Красный цвет: активный, пользуется авторитетом, готов помочь;
Желтый цвет: не очень активный, не всегда поможет;
Зеленый цвет: пассивный, не пользуется уважением, часто ссорится, не помогает.
Вывод: проведенный социометрический тест показал, что никто из пяти испытуемых не считается активным по мнению одноклассников. Определено, что 3 учеников относят к группе конфликтных.
Самооценка «Хороший ли я друг»
ФИО | + (в баллах) | - (в баллах) |
Васютин С. | 10 | 0 |
Мордашев И. | 6 | 4 |
Ревякин В. | 7 | 3 |
Столяров Ю. | 10 | 0 |
Татаркин Е. | 10 | 0 |
Данная методика показала, что у всех испытуемых завышенная самооценка, так как мнения детей о себе не совпадают с мнениями других учеников о том, какими друзьями являются ученики.
Методика «Кактус»
Васютин Саша:
Агрессия
Импульсивность
Неуверенность в себе, зависимость
Демонстративность, открытость
Оптимизм
Женственность
Отсутствие стремления к домашней защите
Интровертированность
(тип 2)
Мордашев Илья:
Агрессия
Демонстрративность, открытость
Интровертированность
(тип 2)
Ревякин Влад:
Агрессия
Импульсивность
Эгоцентризм, стремление к лидерству
Демонстративность, открытость
Оптимизм
Интровертированность
(тип 1)
Столяров Юра:
Агрессия
Импульсивность
Эгоцентризм, стремление к лидерству
Демонстративность, открытость
Интровертированность
Стремление к домашней защите
(тип 1)
Татаркин Егор:
Импульсивность
Эгоцентризм, стремление к лидерству
Интровертированность
(тип 1)
Сводная таблица по определению показателей конфликтности.
ФИО | Показатели конфликтности | |||
Агрессивность (тип) | Общительность (уровень) | самооценка | взаимоотношения | |
Васютин С. | 2 | средний | завышенная | пассивный |
Мордашев И. | 2 | средний | завышенная | конфликтный |
Ревякин В. | 1 | средний | завышенная | конфликтный |
Столяров Ю. | 1 | низкий | завышенная | пассивный |
Татаркин Е. | 1 | средний | завышенная | конфликтный |
Общий вывод: в результате проведенных диагностических методик нами были выявлены основные проблемы, существующие в процессе межличностных взаимоотношений младших школьников. Среди них – высокая степень агрессивности, невысокий уровень общительности, завышенная самооценка, конфликтность и пассивность.
Анкеты для родителей
ФИО | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
Васютин Саша | 2 | 6 | 8 | 6 | 7 |
Мордашев Илья | 5 | 8 | 8 | 3 | 3 |
Ревякин Влад | 11 | 5 | 4 | 7 | 3 |
Столяров Юра | 0 | 9 | 5 | 7 | 9 |
Татаркин Егор | 3 | 3 | 10 | 9 | 5 |
Вывод: проведенные с родителями первоклассников анкеты позволили выявить тесную взаимосвязь между результатами определения показателей конфликтности у учеников и способами реагирования в конфликтах их родителей. В действительности родители конфликтных детей чаще прибегают к соперничеству и избеганию. Лишь у некоторых присутствует стремление к приспособлению, сотрудничеству и компромиссу.
Приложение 9
Упражнения, способствующие повышению эффективности общения
Цели:
Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Упражнение «Настоящий друг»
Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.
Скажите следующее: «Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания».
Попросите каждого ученика, передавая мяч другому, закончить предложение: «Друг – это тот, кто…». Выпишите на доску качества, которые предлагают дети, и спросите, почему они считают важными именно эти качества.
Попросите желающих рассказать о своем настоящем друге, представить его группе.
Дискуссия на тему занятия
Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы? А если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
Что мешает дружбе?
Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?
Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?
Эта тема особенно актуальна для классов, где дети находятся в конкурентных отношениях. Соперничество друг с другом, особенно в учебной деятельности, приводит к обидам, ссорам, вспышкам гнева. В таких классах следует уделять особое внимание формированию навыков взаимодействия, развитию способности понимать себя и другого.
Упражнение «Кляксы»
Упражнение выполняется в парах. Один из детей берет немного краски того цвета, какого ему хочется, и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает «кляксу» до какого-либо образа. Затем участники меняются ролями.
Это упражнение способствует налаживанию взаимодействия между детьми, кроме того, оно обладает некоторой диагностической ценностью. Агрессивные и подавленные дети часто выбирают краски темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и т. д.). К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные, спокойные сюжеты.
Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. Дети с пониженным настроением предпочитают лиловые и сиреневые тона. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными. Однако нередко невозможно проследить четкую связь между выбранным цветом и психическим состоянием ребенка, поэтому на основе рисунков нельзя делать серьезных диагностических выводов, можно говорить лишь об общих тенденциях, которые помогут выбрать верное направление работы при более глубокой диагностике.
Упражнение «Взаимодействие»
Все члены группы сидят в кругу. Ведущий передает или бросает кому-нибудь предмет (книгу, спичечный коробок, и др.) и называет при этом какой-либо другой одушевленный или неодушевленный предмет (ножик, собака, ёжик, огонь, вода и т. д.). этот участник должен проделать действия, характерные для обращения с данным предметом. Затем он передает предмет следующему участнику, называя его по-новому.
В упражнении должны быть задействованы все члены группы. Анализ выразительности и адекватности не обязателен. Важно уже то, что игра побуждает фантазию на поиски соответствующего невербального «приспособления», стимулирует двигательную активность, направленность внимания, способствует созданию благоприятной обстановки в группе.
Упражнение «Путанка»
Группа выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается, туда, когда его позовут. Пока он отсутствует остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.
Упражнение «Понял – не понял»
Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Партнер должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.