Проблема психологической регуляции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:11, реферат

Описание

Актуальность исследования. В психологической науке, в ее теоретических и практических отраслях проблема саморегуляции учебной деятельности недостаточно изучена и освещена. Следует признать, что практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся: целеполагания, самооценки, уверенности, качеств личности характеризующих эмоционально-волевую, морально-нравственную, интеллектуальную, коммуникативную сферы, результативности. Исключение составляют работы К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Дашкевича, В.А. Зобкова, O.A. Конопкина, В.И. Моросановой, В.Э. Чудновского. Причем содержание вышеперечисленных работ не затрагивает переходный этап в развитии учащихся от старшего школьного к студенческому возрасту. Особенно слабо в литературе представлены средства и методы психолого-педагогической работы по формированию целостного личностного механизма психической регуляции учебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема психологической регуляции (саморегуляции) личности 5
1.1. Основы саморегуляции деятельности личности 5
1.2. Подростковый возраст и проблема регуляции учебной деятельности 18
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы саморегуляции учебной деятельности у учеников среднего звена 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 51

Работа состоит из  1 файл

Саморегуляция учебной дятельности.docx

— 104.87 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Проблема психологической регуляции (саморегуляции) личности 5

1.1. Основы саморегуляции деятельности личности 5

1.2. Подростковый возраст и проблема регуляции учебной деятельности 18

Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы саморегуляции учебной деятельности у учеников среднего звена 29

2.1. Организация и методы исследования 29

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39

Заключение 45

Список литературы 48

Приложение 51

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В психологической науке, в ее теоретических и практических отраслях проблема саморегуляции учебной  деятельности недостаточно изучена  и освещена. Следует признать, что  практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного  механизма саморегуляции учебной  деятельности учащихся: целеполагания, самооценки, уверенности, качеств личности характеризующих эмоционально-волевую, морально-нравственную, интеллектуальную, коммуникативную сферы, результативности. Исключение составляют работы К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Дашкевича, В.А. Зобкова, O.A. Конопкина, В.И. Моросановой, В.Э. Чудновского. Причем содержание вышеперечисленных работ  не затрагивает переходный этап в  развитии учащихся от старшего школьного  к студенческому возрасту. Особенно слабо в литературе представлены средства и методы психолого-педагогической работы по формированию целостного личностного  механизма психической регуляции  учебной деятельности.

Современное состояние  разработки проблемы подсказывает необходимость  проведения комплексного структурно-генетического  исследования, ориентированного на выявление  динамики становления личности учащегося  от старшего школьного к студенческому  периоду обучения, на определение  места и роли целостной совокупности личностных факторов в регуляции  учебной деятельности в подростковом возрасте.

Развитие  способности к регуляции своей  деятельности применительно к подростковому  возрасту должно быть рассмотрено в трёх аспектах:

формирование  способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивации учения;

развитие регуляции учебной деятельности;

саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Развитие  регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В  программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в образовательной  системе США, выделяют управленческие, т. е. регулятивные, универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. Наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, т. е. с управлением процессом построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения (Д. Хемблин).

Цель  исследования – изучить личностные компоненты саморегуляции учебной  деятельности учеников среднего звена.

Задачи  исследования:

Изучить проблему психологической регуляции (саморегуляции) деятельности личности;

Изучить саморегуляцию учебной деятельности в подростковом возрасте;

Провести  эмпирическое исследование по проблеме саморегуляции учебной деятельности у учеников среднего звена;

Проанализировать  полученные результаты и  сделать  выводы.

Предмет исследования – личность подростка.

Объект  исследования – личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте.

Методики  исследования:

Методика многофакторного  исследования личности Кеттела (16PF);

Мотивационно - самооценочный  опросник (МСО) ( В.А. Зобков);

Четырехмодальный эмоциональный  вопросник Л.А.Рабинович.

Эмпирическая  база исследования. Исследование проводилось  на базе МОУ СОШ № 16 г. Владимира. Выборка составила 30 человек (мальчики и девочки) ученики 8 «А» класса в  возрасте 13-14 лет.

Глава 1. Проблема психологической регуляции (саморегуляции) личности

    1. Основы саморегуляции деятельности личности

 

Существует множество  различных концепций относительно саморегуляции человека. Условно  их можно подразделить на биологические (физиологические) и психологические. Мы в данной работе рассмотрим психологические концепции.

Под саморегуляцией О.А. Конопкиным понимается системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей.

При всем многообразии саморегуляция  по О.А. Конопкину имеет следующую структуру.

На рисунке 1 показаны структурные компоненты саморегуляции. Цель отражает принятую субъектом цель деятельности, которая выполняет  системообразующую функцию.

Модель значимых условий  субъективна и выражает комплекс внешних и внутренних условий  активности, несет функцию источника  информации, на основании которой  человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий.

Программа исполнительских  действий осуществляет регуляторную функцию  построения, создает конкретную программу  исполнительских действий, которая  является информационным образованием, определяющим характер, последовательность и способы действий, направленные на достижение цели в тех условиях, которые выделил сам субъект в качестве понимания программы действий.  

Рис. 1. Структурные компоненты саморегуляции


 

Система субъективных критериев  достижения цели является функциональным звеном, специфическим для психической  регуляции. Она несет функцию  конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели.

Контроль и оценка реальных результатов - регуляторное звено, несущее оценки текущих и конечных результатов относительно системы  принятых субъектом критериев успеха. Здесь происходит обеспечение информацией  о степени соответствия и несоответствия между запрограммированным ходом  деятельности, ее эталонными и конечными  результатами и реальным ходом достижения.

Специфика реализации коррекции  системы саморегулирования состоит  в том, что если конечным моментом такой коррекции является коррекция  собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса.

Все звенья регуляторного  процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре  целостного процесса саморегуляции [7].

Ю.А. Миславский же в контексте изучения личностной саморегуляции включает в состав структурно-функциональных компонентов системы саморегуляции личности ценности и цели, идеалы и образ „Я“, а также уровень притязаний и самооценку. Эти компоненты, по его мнению, соотносимы с моделью осознанной регуляции О.А. Конопкина и являются процессуальной, динамичной формой существования этих компонентов, как системы, детерминирующей активность личности [12].

Ю.А. Голикова и А.Н. Костин предложили модель саморегуляции, которая получила название „Обобщенная модель регуляции психической деятельности“. В качестве саморегуляции представили модель, которая сочетает системный и межсистемный подход. Эта модель отражает как целостность, так и неустойчивость, неупорядоченность процессов регуляций. В модели психическая активность распределяется на три типа: текущая, ситуационная и долгосрочная.

Рис.2. Структурная схема  этапов процесса психической регуляции  деятельности и поведения

 

Текущая активность инициализируется с необходимостью обеспечения непосредственного  реагирования на события, ситуативная - поиском выхода из некоторой ситуации, долгосрочная - формирование общей  стратегии поведения. Психическая  регуляция в целом включает в  себя три самостоятельные системы: текущую, долгосрочную, ситуативную.

В каждой из этих систем выделяется по три уровня регуляции. В системе текущей регуляции  это уровни активационно-энергетической стабилизации, непосредственного взаимодействия и опосредованной координации. В  системе ситуативной регуляции - уровни ситуационного реагирования, эмоционального овладения и чувственной  устремленности. В системе долгосрочной регуляции - уровни программно-целевой  организации, личностно-нормативных  изменений, мировоззренческих коррекции.

Инициирующим фактором процессов регуляции рассматривается  несоответствие между объективной  действительностью и субъективным, „внутренним миром" человека, возникающее вследствие субъективно значимых изменений в них. Человек стремится оценить и понять происходящие изменения, т.е. преодолеть указанное несоответствие, что и направляет, организует его дальнейшую активность. Степень несоответствия определяет как тип психической активности (текущую, ситуативную, долгосрочную), так и класс проблемностей (или разные формы несоответствия - неопределенности, неоднозначности, затруднения): проблемные моменты (когда отмечается незначительная степень несоответствия), проблемные ситуации (с достаточно существенной степенью соответствия) и проблемы (с наиболее серьезной степенью несоответствия). Данные классы проблемностей являются средством содержательного анализа особенностей психической активности и регуляции.

Несмотря на совпадения названий типов психической активности и систем регуляции, они не идентичны. При объединении трех перечисленных  систем, ситуативная является центральной, с ней может состыковываться система текущей регуляции к нижнему уровню и долгосрочной - к верхнему. Это может быть обеспечено, если верхний уровень системы текущей регуляции и нижний уровень системы долгосрочной регуляции будут направлены на организацию ситуативной активности, т.е. той же, что и в системе ситуативной регуляции. Два других уровня в системах текущей (нижний и средний) и долгосрочной (средний и высший) регуляции, а также все три уровня в системе ситуативной регуляции будут связаны с одноименными типами активности.

В системе текущей  регуляции происходит адаптация  психофизиологических процессов обеспечение  жизнедеятельности организма и  контакта человека с действительностью.

Ситуативная регуляция  выражается в эмоциональных стенических  и астенических реакциях на необычные, внезапные события, прерывающие  текущую активность, которые либо заставляют мобилизовать ресурсы организма  в случае потенциальной опасности (т.е. в защитных реакциях боязни, тревоги, страха, напряжения и возбуждения), либо приводят к расслаблению в случае приятных, позитивных впечатлений (т.е. реакции удовольствия, восторга, радости, восхищения). Регуляция проявляется в форме моральных, интеллектуальных, эстетических чувств, связанных с необычностью, новизной, неожиданностью переживаний, которые заставляют человека изменить поведение и деятельность, совершить некоторый поступок.

Долгосрочная регуляция  направлена на поиск и формирование целей и программ деятельности. Также  происходит анализ, оценка общих особенностей деятельности, организация и планирование в целом, выработка личной стратегии  поведении. Регуляция происходит на уровне профессиональных, социальных, моральных и нравственных норм поведения  и деятельности, выработанных и принятых личностью. Коррекцию и дополнение системы знаний, убеждений, идеалов о природе, человеке, обществе реализует уровень мировоззренческих коррекций.

Каждому типу психической  активности соответствует определенный временной масштаб процессов  ее протекания, который увеличивается  по мере возрастания уровня регуляции. Поэтому, когда какой-либо из уровней  регуляции становится ведущим в  оперативной системе, он неизбежно  должен накладывать ограничения  на время ее существования, так как  в противном случае произойдет переход  к временному масштабу психической  активности другого типа, и будет  возникать несоответствие между  типами психической активности и  временными масштабами их протекания. Следовательно, длительность циклов регуляции  для каждого из уровней должна находиться в определенном диапазоне, а последовательность проблемностей, входящих в соответствующий алгоритм их разрешения, не может быть бесконечной.

Выдающимся современным  деятелем отечественной психологии является В.И. Моросанова. Она вплотную занимается проблемой саморегуляции и предложила понятие индивидуального стиля саморегуляции личности. Под данным понятием она понимает средство реализации субъектного подхода к исследованию индивидуально-типических форм произвольной активности человека [13; 15].

В.И. Моросанова опирается на следующие представления. Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, специфическими способами реализации психической активности являются сознание и действие. Активность человека как индивида, личности и индивидуальности осуществляется в форме действия, т.е. различных видов активности и регулируется сознанием, в форме процессов саморегуляции различных видов активности [21].

Индивидуальные формы  активности человека осуществляются, с одной стороны, сообразно конкретным жизненным обстоятельствам, а с  другой стороны - в той форме, как  они обуславливаются и детерминируются  его индивидуальными свойствами. Можно выделить две формы индивидуального  стиля: индивидуальный стиль реализации действия, т.е. разных видов активности, и индивидуальный стиль функционирования сознания, т.е. саморегуляция этой активности. Индивидуальный стиль активности и индивидуальный стиль саморегуляции активности нужно рассматривать как два соответствующих индивидуальных способов существования человека. Эти способы существования взаимосвязаны, один предполагает другой и не существует без другого. Обе формы связаны с взаимодействием человека с миром: человек - саморегуляция активности - реализация активности - действительность.

Такая обобщенная схема  взаимодействия человека с миром  в случае конкретного субъекта может  быть представлена следующим образом: субъект - индивидуальный стиль саморегуляции  активности - индивидуальный стиль  активности - требования действительности.

Информация о работе Проблема психологической регуляции личности