Проблема психологической регуляции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:11, реферат

Описание

Актуальность исследования. В психологической науке, в ее теоретических и практических отраслях проблема саморегуляции учебной деятельности недостаточно изучена и освещена. Следует признать, что практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся: целеполагания, самооценки, уверенности, качеств личности характеризующих эмоционально-волевую, морально-нравственную, интеллектуальную, коммуникативную сферы, результативности. Исключение составляют работы К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Дашкевича, В.А. Зобкова, O.A. Конопкина, В.И. Моросановой, В.Э. Чудновского. Причем содержание вышеперечисленных работ не затрагивает переходный этап в развитии учащихся от старшего школьного к студенческому возрасту. Особенно слабо в литературе представлены средства и методы психолого-педагогической работы по формированию целостного личностного механизма психической регуляции учебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема психологической регуляции (саморегуляции) личности 5
1.1. Основы саморегуляции деятельности личности 5
1.2. Подростковый возраст и проблема регуляции учебной деятельности 18
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы саморегуляции учебной деятельности у учеников среднего звена 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 51

Работа состоит из  1 файл

Саморегуляция учебной дятельности.docx

— 104.87 Кб (Скачать документ)

Индивидуальный стиль  есть индивидуальное своеобразие саморегуляции  и реализации произвольной активности человека. Индивидуальный стиль саморегуляции  характеризуется индивидуально-типическим комплексом ее стилевых особенностей.

К стилевым особенностям саморегуляции относятся:

1) индивидуальные особенности  регуляторных процессов, реализующих  основные звенья системы саморегуляции,  например, планирование, моделирование,  программирование и оценка результатов.  Индивидуальные различия заключаются  в неравномерной развитости этих  процессов;

2) особенности, характеризующие  функционирование всех звеньев  системы саморегуляции и одновременно  являются регуляторно-личностными  свойствами, например, самостоятельность,  надежность, гибкость, инициативность. В силу их системного характера  могут быть как предпосылками  формирования того или иного  стиля регуляции, так и новообразованиями  в процессе его формирования.

Система саморегуляции  по В.И. Моросановой рассматривается как целостная, замкнутая структура, открытая информационная система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых служат присущие им специфические регуляторные функции, системно взаимодействующие в общем процессе регуляции независимо от конкретных психических средств и способов их реализации. Модель осознанного саморегулирования включает в себя следующие звенья: цели деятельности, модели значимых условий. Программы исполнительских действий, критериев успешности, оценки и коррекции результатов. Каждое из звеньев реализуется соответствующим регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий. Программирование реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности.

Стилевые особенности  приобретают черты конкретного  стиля саморегуляции в том  случае, когда под влиянием требований конкретной деятельности и личностных переменных формируется индивидуально-типический комплекс стилевых особенностей регуляторных процессов.

Стиль саморегуляции  не является пассивным интегратором влияния внешних и внутренних условий существования человека, а представляет собой результат  аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей, сформировавшихся у субъектов. Понятие индивидуального  стиля включает в себя не только приспособительную активность, но и  активность человека, преобразующего окружающий мир и себя как субъекта этой активности.

В.И. Моросанова выделяет следующие функции индивидуального стиля саморегуляции: системообразующая, инструментальная, компенсирующая.

Системообразующая функция  проявляется в новообразованиях - субъективных свойствах человека, которые образуются в процессе формирования устойчивых стилевых проявлений регуляторных процессов и являются одновременно личностными.

Инструментальная функция  индивидуального стиля регуляции  соотносится с индивидуальной спецификой регуляторных процессов, а в случае стиля деятельности - с индивидуальной спецификой приемов и способов действий.

Компенсирующая функция  индивидуального стиля регуляции  заключается в том, что у субъекта деятельности может формироваться  такой стиль регуляции, в котором  высокоразвитые регуляторные звенья и  регуляторные свойства могут компенсировать функциональные звенья регуляции, недостаточно развитые с точки зрения требований успешной деятельности.

Стиль саморегуляции  описывается индивидуально-типическим комплексом стилевых особенностей саморегуляции, включающим особенности:

1) способствующие достижению  успеха (сильная сторона стиля);

2) не способствующие  достижению успеха и требующие  компенсации (слабая сторона), и, наконец, возникающие в меру необходимости компенсаторные отношения между сильной и слабой стороной стиля.

В стиле саморегуляции  как форме индивидуального стиля  активности могут быть выделены не только структурные, но и уровневые  характеристики стиля. Последние описываются  развитостью целостной системы  саморегуляции и соответственно развитостью и уровнем взаимосвязанности  реализующих ее функциональных процессов. К структурным характеристикам  относятся: соотношение (“регуляторный профиль" функциональной выраженности) и характер взаимосвязей (наличие компенсаторных отношений) между функциональными процессами, реализующими отдельные звенья системы саморегуляции произвольной активности человека [8; 13; 14; 15; 16].

А.К. Осницкий предлагает интересную модель регуляторного опыта человека. Его концептуальная модель отталкивается от того, насколько важно осмысление знаний о возможностях регуляции человека. Исходя из положения, что осмысленное знание о возможностях самоуправления становится опорой для человека в разработке собственных стратегий жизнедеятельности и решения текущих задач, им предложена концептуальная модель регуляторного опыта человека. Этот опыт представляет собой структурированную систему знаний, умений и переживаний, влияющих на успешность регуляции деятельности и поведения. Основными компонентами опыта, входящими в систему саморегуляции, являются опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества. Становление системы саморегуляции оказывается в тесной связи с овладением знаковыми средствами (речью, письмом, счетом). В сознании составляющие саморегуляции представлены в виде целей, освоенных умений саморегуляции и образов управляющих воздействий, привычных оценок переживания успеха и ошибочности действий. Формы репрезентации саморегуляции в сознании не ограничиваются вербальными формулировками, а также включают и результаты чувственных оценок. Данные этих двух видов восприятия, циркулируя в системе саморегуляции, обогащают друг друга. Механизмом, способствующим синтезу в сознании непосредственно-чувствительных оценок и логических интерпретаций, выступает рефлексия, а сам процесс - переживание как психический феномен - в этом контексте рассматривается как проживание, чувствование, преодоление, претерпевание ситуации, пересмотр ее и др. Переживание связано с сознанием составляющих саморегуляции, попытками оценки возможностей и результаты использования способов и приемов саморегуляции [18].

Г.Ш. Габдреева предложила многоуровневую систему регуляции жизнедеятельности, где под жизнедеятельностью человека она подразумевает все возможные проявления его активности.

В этой системе можно  выделить два блока:

1) внешний блок регуляции  открытая часть функциональной  системы, обеспечивающая выбор  оптимальных межличностных отношений,  поведения, деятельности и психического  состояния;

2) внутренний блок  определяет процессы, направленные  на сохранение гомеостазиса в  относительно закрытой части  системы, отвечающей за приспособительную  деятельность организма.

Первый и самый  высокий уровень системы - социально-психологический. Наибольший интерес здесь представляет регуляция межличностных отношений.

Второй уровень в  иерархической (т.е. построенной по принципу подчинения) системе - личностный; важнейшим объектом исследования на этом уровне является регуляция поведения личности.

Третий уровень - уровень  психических процессов. На этом уровне изучению подлежат особенности управления и регуляции деятельности.

Четвертый уровень - уровень  психических состояний. Объектом исследования являются управление и регуляция  психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний.

Пятый уровень - уровень  регуляции функциональных состояний, динамической стороной которых являются проявления периферической нервной  системы (соматического отдела, иннервирующего мышцы, и вегетативного - иннервирующего внутренние органы).


Рис.3. Система регуляции  жизнедеятельности человека

 

Понятия „психическое состояние" и „функциональное состояние" не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. Под психическим состоянием понимается целостная характеристика его психической деятельности за определенный период времени, которая отражает сложную структуру взаимосвязей свыше и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции. Психическое состояние включает в себя и субъективный опыт личности, и способы его выражения и базируется на функциональном состоянии мозга. Если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность.

Каждый из уровней  в целостной системе регуляции  жизнедеятельности связан со всеми  остальными, зависит от них и системы  в целом. Чем выше уровень, тем  более интегрированы его свойства, тем больший вес он имеет в  целостной системе. Близкие уровни тесно связаны прямыми нисходящими  и восходящими влияниями. Связи  между отдаленными уровнями могут  быть как прямыми, так и опосредованными  промежуточными уровнями системы.

Уровень психических  состояний является своеобразной буферной прослойкой сложных взаимоотношений  между биологическими и небиологическими факторами среды и личностью, осуществляющей функцию их координации [3].

Таким образом, большинство  авторов в качестве основы саморегуляции  рассматривают психические основополагающие. Различия же концепций состоит в  том, что одни авторы раскрывают понятие  саморегуляции через внутреннюю активность человека (О.А. Конопкин, М.Ю. Миславский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Г.Ш. Габдреева), другие − через его взаимодействие с окружающей средой (Ю.А. Голикова и А.Н. Костин).

    1. Подростковый возраст и проблема регуляции учебной деятельности

 

Основными структурными компонентами саморегуляции  личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.

Целеполагание и построение жизненных планов

Построение  жизненных планов во временной перспективе  является психологическим новообразованием подросткового возраста. Развитие способности  к целеполаганию во временной перспективе принципиально меняет ход развития подростка. Из развития, осуществляемого преимущественно в форме воспитания и обучения, обусловленного внешне заданными целями, оно преобразуется в подлинное саморазвитие на основе осознанных личностью жизненных целей и планов их достижения.

Самоопределение личности, составляющее центральное  новообразование старшего подросткового  возраста, неотделимо от формирования жизненных планов, выполняющих важнейшую функцию целенаправленной саморегуляции поведения на основе предвидения отдалённых событий будущего (Л. И. Божович). Осмысление времени собственной жизни составляет одну из основных задач, которую ставит перед собой подросток, задачу, приобретающую самоценность. В ходе её решения формируется целостное представление о времени жизни, где события прошлого, настоящего и будущего занимают соответствующее место и наделяются соответствующим статусом. Жизненная перспектива выступает как целостная картина будущего, в которой возможные (планируемые и ожидаемые) события находятся в многосторонней и неоднозначной взаимосвязи друг с другом. Построение жизненной перспективы предполагает составление жизненных планов, включающих последовательность этапных целей и задач в их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Благодаря жизненной перспективе появляется принципиально новый тип саморегуляции личности — целевая регуляция, включающая отдалённые жизненные планы, с которыми соотносятся конкретные цели (Л. С. Выготский, 1983).

Построение  жизненных планов на основе целеполагания  в подростковом возрасте имеет свои особенности. Планы подростков на будущее  пока ещё не отвечают в достаточной  мере требованиям реалистичности, воплощая подростковый максимализм и высокие  притязания. Жизненные планы и цели в этом возрасте ещё не имеют достаточных оснований и условий для их реализации и выступают скорее как мечты и пожелания на будущее, а не реальное планирование будущего. Соответственно целевое планирование жизненной перспективы характеризуется низкой вероятностью реализации жизненных планов.

Временная перспектива, включающая последовательность прошлого, настоящего и будущего жизненного пути, формируется постепенно от разрозненности и недостаточной связанности этапов к их взаимосвязи и системности. Для ребёнка главным и единственным временем жизни является настоящее, а в самосознании подростка главным измерением времени становится будущее, к которому он себя готовит. В подростковом возрасте меняется позиция ребёнка в отношении жизненной перспективы: точкой отсчёта становится будущее и ребёнок начинает смотреть на настоящее через призму будущего (Л. И. Божович, 1997). Необратимость завершения жизненного пути и тема смерти становятся проблемой интеллектуального и личностного решения в подростковом возрасте, определяя рождение нового чувства времени — обращение к исторической перспективе. Обобщая кардинальные изменения временной перспективы личности, происходящие в подростковом возрасте, И. С. Кон задаёт метафору изменения «временного горизонта», расширяющегося как вглубь, так и вширь. Расширение вглубь приводит к охватыванию отдалённого прошлого и будущего. Расширение вширь меняет содержательные аспекты целей и жизненных планов, дополняя личные планы и перспективы социальными планами.

Более высокий уровень построения жизненных  планов во временной перспективе  личностью в подростковом возрасте был констатирован нами в значимых сферах деятельности — в сфере  учебной деятельности (ведущая деятельность младшего школьного возраста) и сфере межличностного общения со сверстниками (ведущая деятельность подросткового возраста).

Можно выделить следующие показатели сформированности способности к целеполаганию:

Количество  целей для каждой из сфер жизнедеятельности.

Содержание  цели.

Конкретность  цели.

Временная перспектива, т. е. тот временной  интервал, 
в пределах которого планируется достижение поставленной 
цели. В зависимости от величины интервала выделяют краткосрочные цели, достижение которых планировалось в ближайшем будущем, долгосрочные цели, достижение которых планировалось через год и более, неопределённые во временной перспективе цели.

Информация о работе Проблема психологической регуляции личности