Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:11, реферат
Актуальность исследования. В психологической науке, в ее теоретических и практических отраслях проблема саморегуляции учебной деятельности недостаточно изучена и освещена. Следует признать, что практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся: целеполагания, самооценки, уверенности, качеств личности характеризующих эмоционально-волевую, морально-нравственную, интеллектуальную, коммуникативную сферы, результативности. Исключение составляют работы К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Дашкевича, В.А. Зобкова, O.A. Конопкина, В.И. Моросановой, В.Э. Чудновского. Причем содержание вышеперечисленных работ не затрагивает переходный этап в развитии учащихся от старшего школьного к студенческому возрасту. Особенно слабо в литературе представлены средства и методы психолого-педагогической работы по формированию целостного личностного механизма психической регуляции учебной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Проблема психологической регуляции (саморегуляции) личности 5
1.1. Основы саморегуляции деятельности личности 5
1.2. Подростковый возраст и проблема регуляции учебной деятельности 18
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы саморегуляции учебной деятельности у учеников среднего звена 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 51
n
X = • 100%
К
где X — индекс выраженности по шкале, n — сумма баллов, полученных учащимся по шкале, к — максимальное количество баллов по шкале — 14 баллов.
Шкалы: эмоциональные переживания: радость, гнев, страх, печаль
Назначение теста
Тест позволяет выявить устойчивые эмоциональные переживания респондентов, их склонность к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону.
Инструкция к тесту
Перед вами ряд утверждений. Выберите тот вариант ответа, который вам больше всего подходит.
Поскольку в разные периоды жизни вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для вас сейчас, в настоящее время.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Радость
• Ответы «Да» на вопросы: 3, 9, 14, 18, 22, 24, 25, 28, 36, 40, 43.
• Ответы «Нет»: 37.
Гнев
• Ответы «Да» на вопросы: 7, 8, 11, 13, 16, 19, 31, 32, 33, 35, 42, 44.
Страх
• Ответы «Да» на вопросы:
1, 4, 5, 12, 15, 17, 23, 26, 30, 34, 45, 46.
Баллы за ответы начисляются по следующей
схеме:
• Безусловно, да – 4 балла;
• Пожалуй, да – 3;
• Пожалуй, нет – 1;
• Безусловно, нет – 0.
На первом этапе исследования нами было проведено многофакторное исследование личности по методике Кеттела (16 PF) форма С. Нами анализировался лишь фактор Q3, который дает возможность оценить самоконтроль детей.
Результаты исследования представлены в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1.
Результаты диагностики по методике Кеттела
Фактор |
Низкий |
Средний |
Высокий | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
A |
11 |
37 |
6 |
20 |
13 |
44 |
B |
13 |
44 |
4 |
13 |
13 |
44 |
C |
9 |
30 |
13 |
44 |
10 |
33 |
E |
0 |
0 |
14 |
46 |
16 |
54 |
F |
1 |
3 |
11 |
37 |
18 |
60 |
G |
8 |
27 |
15 |
50 |
7 |
23 |
H |
8 |
26 |
19 |
64 |
3 |
10 |
I |
17 |
57 |
13 |
43 |
0 |
0 |
L |
4 |
13 |
6 |
20 |
20 |
67 |
M |
4 |
13 |
19 |
64 |
7 |
23 |
N |
4 |
14 |
13 |
43 |
13 |
44 |
O |
0 |
0 |
11 |
36 |
19 |
64 |
Q1 |
17 |
57 |
9 |
30 |
4 |
13 |
Q2 |
2 |
6 |
16 |
54 |
12 |
40 |
Q3 |
1 |
3 |
20 |
67 |
9 |
30 |
Q4 |
4 |
13 |
26 |
87 |
0 |
0 |
MD |
11 |
37 |
13 |
43 |
6 |
20 |
Диаграмма 1.
Высокий уровень самоконтроля имеют 30% учащихся, средний уровень – 67%, низкий уровень – 3% учащихся. Таким образом, можно сказать, что большинство учащихся имеет средний уровень самоконтроля в поведении, нормальную социальную приспособленность, неплохо организованны и понимают социальные нормативы.
На втором этапе исследования нами было проведено исследование по методике В.А. Зобкова (МСО). Полученные данные представлены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2.
|
Низкий |
Средний |
Высокий | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
деловые коллективистские качества личности |
0 |
0 |
0 |
0 |
30 |
100 |
неадекватно заниженная самооценка |
3 |
10 |
12 |
40 |
15 |
50 |
неадекватно завышенная самооценка |
0 |
0 |
10 |
33 |
20 |
67 |
Диаграмма 2.
Анализируя полученные данные мы видим, что у опрошенных нами школьников неадекватно завышенная самооценка об этом свидетельствуют данные, полученные при изучении деловых коллективистских качеств личности – 100%. Также мы можем наблюдать у 67% опрошенных нами подростков неадекватно завышенную самооценку и у 50% подростков неадекватно завышено мнение о своей заниженной самооценке. Это говорит нам о том, что в данной группе опрошенных присутствует сильная гиперболизация своих достоинств и сильное уничижение (тоже гиперболизированное) своих недостатков. Данные результаты указывают на несформированную самооценку с тенденцией к завышению.
Кроме того, МСО позволяет выявить: отношение к делу, отношение к коллективу, отношение к себе, стремление уйти от оценки, неуверенность в поведении, стремление к лидерству, самоуверенность в поведении.
Полученные нами данные мы представили в виде таблицы 3 и диаграммы 3.
Таблица 3.
|
Низкий |
Средний |
Высокий | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
отношение к делу |
0 |
0 |
4 |
14 |
26 |
86 |
отношение к коллективу |
0 |
0 |
2 |
7 |
28 |
93 |
отношение к себе |
0 |
0 |
4 |
14 |
26 |
86 |
стремление уйти от оценки |
2 |
7 |
14 |
46 |
14 |
46 |
неуверенность в поведении |
4 |
14 |
10 |
33 |
16 |
55 |
стремление к лидерству |
0 |
0 |
9 |
30 |
21 |
70 |
самоуверенность в поведении |
1 |
4 |
7 |
23 |
22 |
73 |
Диаграмма 3.
Из данных таблицы и диаграммы мы видим, что у опрошенных нами учеников наблюдается высокий уровень «отношения к делу» - 86%, «отношения к коллективу» - 93%, «отношения к себе» - 86%, а также «стремления к лидерству» - 70% и «самоуверенности в поведении» - 73%. Данные показатели свидетельствуют о том, что испытуемые видят себя ответственными людьми, которые добросовестно относятся к коллективу и к себе, самоуверенные в своем поведении и стремящиеся занять лидирующие позиции в группе.
И, наконец, на третьем этапе нами было проведено исследование четырехфакторного исследования личности по методике Л.А. Рабинович. Полученные данные представлены в таблице 4 и диаграмме 4.
Таблица 4.
Радость |
Гнев |
Страх | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
23 |
77 |
7 |
23 |
0 |
0 |
Из данных таблицы мы можем сделать вывод, что у 77% опрошенных выявлено такое устойчивое эмоциональное переживание как радость, у 23% опрошенных присутствует такое устойчивое эмоциональное переживание как гнев. Это говорит нам о том, что большинство опрошенных нами учеников оптимистично настроены, но присутствуют и такие ученики, настрой которых пессимистичен и они склонны к негативному эмоциональному фону.
Для более полной картины нам необходимо определить какие же личностные компоненты влияют на саморегуляцию в процессе учебной деятельности. Для этого мы проведем корреляционный анализ и выясним какие выявленные нами компоненты личности учеников влияют на саморегуляцию.
Для определения зависимости между исследованными нами компонентами мы использовали t-критерий Стьюдента.
Полученные данные свидетельствуют о том, что есть положительная взаимосвязь самоконтроля и такого качества личности как деловые коллективистские качества (tЭмп = 30.6), отношение к делу (tЭмп = 6.5), отношения к коллективу (tЭмп = 7.3). Отрицательно влияют на саморегуляцию такие эмоциональные состояния как гнев (tЭмп = - 0,055) и страх (tЭмп = - 0,096).
Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.
Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничества ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегией организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками. Наилучший метод организации учебной работы школьников — совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы.
Учитель должен планировать своё взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость: 1) инициации внутренних мотивов учения школьника; 2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости; 3) использования групповых коллективных форм работы.
Значимыми ориентирами в формировании действия оценивания являются:
акцент на достижениях ученика;
выделение универсальных учебных действий как объекта оценки;
сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей;
формирование рефлексивности оценки и самооценки.
Оценка имеет мотивационное значение. Становление подлинной субъектности учебной деятельности невозможно без формирования у учащихся способности адекватно оценивать ход и результаты собственной деятельности, изменения, происходящие как в предмете деятельности, так и в себе самом; самостоятельно ставить задачи по совершенствованию учебной деятельности и самоизменению. Практика оценивания в современной школе далеко не всегда отвечает декларируемым целям образовательного процесса. Зачастую она носит авторитарный характер, ограничивая возможности развития самостоятельности и инициативы учащихся. Необходимым условием развития дифференцированной, адекватной и рефлексивной самооценки учащегося является целенаправленное формирование действия оценки в учебной деятельности в единстве мотивационного и операционного компонентов.
Рекомендации по формированию действия оценки:
с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности;
необходимо
объективировать для учащегося
функции оценивания — объективировать
его изменения в учебной
предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка);
необходимо
формировать у учащегося
оценка должна основываться на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно;
необходимо формировать у учащихся умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия); которые обеспечат его правильное выполнение;
способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;
необходимо
чётко различать объективные
и субъективные критерии оценки; оценка
учащегося соотносится с
организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности учащегося, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка.
Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации.
Информация о работе Проблема психологической регуляции личности