Проблема психологической регуляции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:11, реферат

Описание

Актуальность исследования. В психологической науке, в ее теоретических и практических отраслях проблема саморегуляции учебной деятельности недостаточно изучена и освещена. Следует признать, что практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся: целеполагания, самооценки, уверенности, качеств личности характеризующих эмоционально-волевую, морально-нравственную, интеллектуальную, коммуникативную сферы, результативности. Исключение составляют работы К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Дашкевича, В.А. Зобкова, O.A. Конопкина, В.И. Моросановой, В.Э. Чудновского. Причем содержание вышеперечисленных работ не затрагивает переходный этап в развитии учащихся от старшего школьного к студенческому возрасту. Особенно слабо в литературе представлены средства и методы психолого-педагогической работы по формированию целостного личностного механизма психической регуляции учебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема психологической регуляции (саморегуляции) личности 5
1.1. Основы саморегуляции деятельности личности 5
1.2. Подростковый возраст и проблема регуляции учебной деятельности 18
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы саморегуляции учебной деятельности у учеников среднего звена 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 51

Работа состоит из  1 файл

Саморегуляция учебной дятельности.docx

— 104.87 Кб (Скачать документ)

Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы саморегуляции учебной  деятельности у учеников среднего звена

2.1. Организация  и методы исследования

 

Нами было проведено  исследование компонентов саморегуляции  учебной деятельности у учеников среднего звена. Исследование проходило  на базе МОУ СОШ № 16 г. Владимира. Выборка составила 30 человек. В нее  вошли ученики (мальчики и девочки) 8 «А» класса в возрасте 13-14 лет.

Цель  исследования – изучить личностные компоненты саморегуляции учебной  деятельности учеников среднего звена.

Задачи  исследования:

Провести  эмпирическое исследование по проблеме саморегуляции учебной деятельности у учеников среднего звена;

Проанализировать  полученные результаты и  сделать  выводы.

Предмет исследования – личность подростка.

Объект  исследования – личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте.

Методики  исследования:

Методика многофакторного  исследования личности Кеттела (16PF);

Мотивационно - самооценочный  опросник (МСО) (В.А. Зобков);

Четырехмодальный эмоциональный  вопросник Л.А.Рабинович.

Методики исследования.

Методика многофакторного  исследования личности Кеттела (16PF)

Опросник Кэттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических  особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кэттелла и  предназначен для написания широкой  сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника  является его ориентация на выявление  относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего  используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил  в медицинской психологии при  диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение  к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что  должен делать испытуемый. Контрольное  время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор  контролирует время работы испытуемого  и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание  проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые  помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так  как каждый прав по отношению к  своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца  и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в  дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном  бланке для ответа. Существует три  возможных ответа на каждый вопрос.

Пример:

1. Я люблю смотреть  командные игры: а) да в) иногда  с) нет 

2. Я предпочитаю людей:  а) сдержанных в) затрудняюсь  ответить с) быстро устанавливающих  дружеские контакты.

3. Деньги не могут  принести счастья: а) да в)  не знаю с) нет 

4. Женщина находится  в таком же отношении к ребенку,  как кошка к: а) котенку в)  собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких  вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без  сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих  четыре правила:

У Вас времени на обдумывание  нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком  кратко и неподробно, чтобы Вы могли  выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем  соответствует этому случаю. Дайте  самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.

Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать  крайний случай. Возможно, это будет  в одном из четырех – пяти вопросов.

Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все  вопросы подряд. Некоторые вопросы  могут не очень подходить к  Вам, но дайте все же лучшее, что  Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут  быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для  Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов  обследуемого с «ключом» оценивается  в два балла для ответов  «а» и «с», совпадение ответа «b»  — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением  является фактор «В» — здесь любое  совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Ключ

Факторы

Номера  утверждений 

MD

1 ab

18 bc

35 bc

52 bc

69 bc

86 bc

103 bc

А

2 bc

19 ab

36 bc

53 ab

70 ab

87 bc

 

B

3 b

20 c

37 b

54 c

71 a

88 c

104 a

105 b

C

4 ab

21 ab

38 bc

55 ab

72 bc

89 bc

 

E

5 bc

22 bc

39 bc

56 ab

73 bc

90 ab

 

F

6 ab

23 ab

40 bc

57 ab

74 ab

91 bc

 

G

7 ab

24 bc

41 ab

58 bc

75 ab

92 bc

 

H

8 ab

25 bc

42 bc

59 ab

76 ab

93 bc

 

I

9 ab

26 ab

43 bc

60 ab

77 bc

94 bc

 

L

10 ab

27 bc

44 bc

61 bc

78 ab

95 ab

 

M

11 bc

28 bc

45 ab

62 ab

79 ab

96 bc

 

N

12 bc

29 ab

46 ab

63 ab

80 bc

97 bc

 

O

13 bc

30 ab

47 bc

64 ab

81 bc

98 ab

 

Q1

14 ab

31 ab

48 bc

65 bc

82 bc

99 ab

 

Q2

15 ab

32 bc

49 ab

66 ab

83 bc

100 bc

 

Q3

16 ab

33 ab

50 ab

67 bc

84 bc

101 bc

 

Q4

17 ab

34 bc

51 bc

68 ab

85 bc

102 ab

 

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается  знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора  второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

Вторичные факторы вычисляются  только по стенам.

1. Тревожность (F1).

2. Интроверсия — экстраверсия (F2).

3. Чувствительность (F3).

4. Конформность (F4).

Описание вторичных факторов

При интерпретации уделяется  внимание в первую очередь «пикам»  профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в  профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы  коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных  и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто  встречаются в практике работы психолога.

Группу коммуникативных  свойств образуют следующие факторы:

А – общительность 

Н – смелость

Е – доминантность 

L – подозрительность 

N – дипломатичность 

Q2 – самостоятельность. 

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

В – интеллектуальность

М – мечтательность

N – дипломатичность 

Q1 – восприимчивость  к новому.

В группе эмоциональных  свойств объединяются следующие  факторы:

С – эмоциональная  устойчивость

F – беспечность 

H – смелость в социальных  контактах 

I – эмоциональная  чувствительность 

O – тревожность 

Q4 – напряженность 

В группу регуляторных свойств  личности входят следующие факторы:

Q3 – самодисциплина 

G – моральная нормативность 

Мотивационно - самооценочный  опросник (МСО) (В.А. Зобков)

Опросник был предложен  автором с целью выявления  ведущих компонентов личности, участвующих  в психической регуляции деятельности и поведения – в доминирующей мотивации (деловой коллективисткой  или лично-престижной) и самооценке (адекватной, адекватно высокой, адекватно  низкой, с тенденцией к завышению, с тенденцией к занижению, заниженной, завышенной, несформированной, несформированной с тенденцией к занижению, несформированной с тенденцией к завышению ) [32].

Инструкция. В этом опроснике  содержаться суждения, цель которых  связана с выявлением особенностей личности - доминирующей мотивации  и самооценки. Отвечая на вопросы, пожалуйста, не пропускайте ни одного суждения, даже если Вам кажется, что  оно не имеет к Вам никакого отношения. Мы убедительно просим Вас отнестись ответственно к нашей просьбе по заполнению опросника.

Отвечая на суждения, выберите один из вариантов ответа ( «а» «б»  или «в» ) и напишите его справа от суждения:

а) да, это качество проявляется, совершенно согласен;

б) сомневаюсь в ответе, т.е. данное качество проявляется недостаточно четко;

в) нет, это качество отсутствует, совершенно не согласен с этим.

Количественная обработка  результатов и их интерпретация. Необходимо сгруппировать суждения по трем разделам:

I. Вопросы 1—21.

II. Вопросы 22 - 35.

III. Вопросы 36 - 49.

Переводим буквенные  обозначения в баллы: а) 2 балла, б) 1 балл, в) 0 баллов. Определим сумму  баллов по каждому разделу опросника  и рассчитаем результаты по формуле:

         n

X =             • 100%


          К

где X — индекс выраженности мотивации и самооценки по разделу  опросника, n — сумма баллов, полученных учащимся по результатам каждого раздела опросника, к — максимальное количество баллов по разделу (I раздел — 42 балла, II и III разделы — 28 баллов).

Интерпретацию результатов  исследования следует осуществлять с учетом показателей всех трех разделов.

Относительный показатель по первому разделу опросника  указывает на уровень развития деловых  коллективистских качеств личности, адекватной самооценки; по второму  разделу — на уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно  заниженной самооценки; по третьему разделу  — на развитие лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки.

О деловой коллективистической  мотивации следует говорить в  том случае, если выраженность показателя по первому разделу находится  в пределах 67 +3%, а выраженность показателей  по 2 и 3 разделу находится в пределах 30 + 3%.

На доминирование  в структуре личности лично-престижной мотивации с ориентацией на избегание  возможных неудач в деятельности и заниженную самооценку указывает  преобладающая выраженность показателя по второму разделу опросника (45% и более) при низком значении показателя по третьему разделу опросника (до 33%). Результаты, попадающие в интервал от 33% до 45%, свидетельствуют о тенденции  к занижению.

На доминирование  в структуре личности лично-престижной мотивации с ориентацией на получение  высоких социальных оценок и завышенную самооценку указывает преобладающая  выраженность показателя по третьему разделу опросника (45% и более), при  низком значении показателя по второму  разделу опросника (до 33%). Результаты, попадающие в интервал от 33% до 45%. свидетельствуют  о тенденции к завышению.

Если значения по второму  и третьему разделу опросника  находятся выше 45% на одном уровне выраженности, то это указывает на несформированность самооценки; преобладание показателя по второму разделу над  показателем третьего раздела указывает  на несформированную самооценку с тенденцией к занижению; а преобладание показателя по третьему разделу над показателем  второго раздела опросника указывает  на несформированную самооценку с тенденцией к завышению.

Кроме того, МСО позволяет  выявить: отношение к делу — № 1, 2, 8, 10. 14, 15, 17; отношение к коллективу — № 6, 12, 16, 18, 19, 20, 21; отношение к  себе — № 3, 4, 5, 7, 9, 11, 13; стремление уйти от оценки — № 22, 23, 25, 26, 32, 34, 35; неуверенность  в поведении — № 24. 27, 28, 29. 30, 31, 33; стремление к лидерству — № 36, 37, 40. 43, 45, 46, 48; самоуверенность в поведении — № 38, 39, 41, 42, 44, 47, 49. Принципы обработки результатов исследования по шкалам такие же, как и в первом случае (при к = 14):

Информация о работе Проблема психологической регуляции личности