Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:38, курсовая работа
Объектом курсового исследования обозначен процесс формирования самоконтроля в период юности.
Предметом – феномен самоконтроля.
Целью данной работы является выявление особенностей самоконтроля в период юношества. Цель определяет следующие задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы, посвящённой проблеме самоконтроля
Выявить особенности самоконтроля в период юношества.
Предложить пути решения выявленных в результате исследования проблем.
Введение ………………………...………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
феномена самоконтроля…………………….……………..………………...4
§1. Психологическая сущность самоконтроля………………………….4
§2. Особенности самоконтроля в период юности……………………..12
Глава 2. Исследование самоконтроля в период юности……….…………20
§1. Анализ результатов исследования………………………………….20
§2. Пути развития самоконтроля……….………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………….33
Содержание
Введение
………………………...………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
феномена самоконтроля…………………….
§1. Психологическая сущность самоконтроля………………………….4
§2. Особенности самоконтроля в период юности……………………..12
Глава 2. Исследование самоконтроля в период юности……….…………20
§1. Анализ результатов
§2. Пути развития самоконтроля……….………………………………24
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….33
Введение
Данная работа посвящена исследованию самоконтроля в период юношества. О феномене самоконтроля писали такие учёные как З. Фрейд, А. Бандура, Б. Мишель, Г. Девидсон, Ф. Логан, Е. Торенсон, М. Махони, в нашей стране этому вопросу уделял немалое внимание Г. С. Никифоров.
Однако проявление самоконтроля в юности мало исследовано, хотя эта проблема заслуживает рассмотрения. Это связано с тем, что именно в этом возрасте происходит переход на другую систему обучения (от школьного к вузовскому), которая предусматривает высокий уровень самостоятельности студентов, однако не всегда уровень самоконтроля соответствует требованиям.
Объектом курсового исследования обозначен процесс формирования самоконтроля в период юности.
Предметом – феномен самоконтроля.
Целью данной работы является выявление особенностей самоконтроля в период юношества. Цель определяет следующие задачи:
Исследование самоконтроля мы осуществляли по методике разработанной Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой.
Методика представляет собой опросник, куда включены вопросы с вариантами ответов для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль).
Курсовая
работа состоит из 1) введения; 2) теоретической
части, где раскрывается психологическая
сущность самоконтроля, даётся характеристика
юности, как возрастного этапа, указываются
особенности самоконтроля в юности; 3)
практической части, включающей исследования
самоконтроля студентов первого курса
филологического факультета Бийского
педагогического государственного университета
им. В. М. Шукшина, 4) выводов по главам и
заключения и 5) списка литературы по данной
теме.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена самоконтроля
§1. Психологическая сущность самоконтроля
Упоминание о самоконтроле имеется уже у Аристотеля, однако научное изучение этого аспекта самоуправления началась лишь на границе XIX – XX веков. Правда можно указать на работу Ч. Белла (первая половина XIX века), в которой впервые был поставлен вопрос о проприорецепции как обратной связи контроля за движениями. Позднее эта идея была высказана И. М. Сеченовым. Однако эти взгляды касались лишь узкого вопроса – управления и контроля движений, а не самоконтроля как принципа произвольного управления.
Одним из первых, кто занимался этой проблемой с психологических позиций, был З. Фрейд. Чтобы объяснить способность человека контролировать своё поведение, он постулирует наличие в составе его психики некоторого внутреннего агента, который принимает решения, связанные с контролем поведения. З. Фрейд интерпретировал самоконтроль как инстинкт самосохранения «Я». Развитие «Я» автоматически ведёт к усилению самоконтроля.
В
дальнейшем усилия зарубежных психологов
были направлены на установление того
факта, что самоконтролю обучаются,
что самоконтроль – это заученная
стратегия (А. Бандура, Б. Мишель, Г. Девидсон,
Ф. Логан, Е. Торенсон, М. Махони и др.).
Наблюдается тенденция
В нашей стране проблемами самоконтроля занимался Г. С. Никифоров. Он отмечает, что самоконтроль является обязательным признаком сознания и самосознания и выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Г. С. Никифоров рассматривает самоконтроль как неотъемлемый компонент процессов самоуправления и саморегулирования [11].
Самовоспитание и
Человек
может выступать в роле объекта
и субъекта контроля. Как существо
общественное человек на протяжении
всей своей жизни является объектом
контроля со стороны окружающих его
людей. Под контролем общества находятся
процессы обучения и воспитания человека,
его занятость в
С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т. е. того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемых и эталонных составляющих решается посредством операции сличения. Если в результате её осуществления контролируемая и эталонная составляющие не совпадают, то на «выходе» самоконтроля будет иметь место сигнал рассогласования, отражающий степень их расхождения. Если же факт рассогласования не будет выявлен, то это означает, что контролируемая составляющая соответствует эталону.
Самое
общее определение самоконтролю
может быть дано с позиции функционального
подхода к нему, в соответствии
с которым что бы ни являлось объектом
самоконтроля, в какую бы сферу
психических явлений ни оказался
бы он вовлечённым, его функция носит
проверочный характер и заключается
в установлении степени совпадения
того, что должно быть, с тем, что
ещё только может быть или фактически
уже имеет место. Содержание компонентов,
входящих в состав самоконтроля, естественно,
будет меняться в зависимости
от того, в каком контексте оно
проявляется. Так, например, в процессе
опознания в качестве контролируемой
переменной будет выступать сформированный
персептивный образ стимула, а роль
эталона выполнит извлечённый из
памяти образ уже ранее воспринятого
стимула, меру схождения с которым
и будет помогать установить самоконтроль.
С другой стороны, если обратиться к
сфере поведения, то там в составе
самоконтроля роль контролируемой переменной
может выполнять намерение
Самоконтроль
неотъемлемо включён во все виды
деятельности человека: игровую, учебную,
трудовую, научную, спортивную и др.
К числу общих, т. е. не зависящих
от специфики выполняемой
В
соответствии с временным принципом
следует различать
В
соответствии с пространственным принципом
контролируемая составляющая, как, впрочем,
и сам эталон, может поступать
в операцию сличения по каналам различной
модальности. В связи с этим различают
зрительный, слуховой, тактильный и
другие виды самоконтроля. В процессе
жизнедеятельности человека доминирует
самоконтроль, осуществляемый через
внешние каналы связи. Такой самоконтроль
преобладает в разнообразных
видах деятельности в поведенческой
практике. Например, идёт ли человек
пешком или пользуется транспортом,
он проверяет правильность своего местоположения
по отношению к предварительно намеченному
им маршруту и конечному пункту следования
с помощью контрольной
Согласно структурному принципу присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля иерархически организовано, а механизмы самоконтроля имеют место уже на клеточном уровне жизнедеятельности человека.
И наконец, по принципу произвольности следует различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки достижения поставленной цели при выполнении определённого вида деятельности.
Для
того чтобы понять, каким образом
осуществляется самоконтроль, необходимо
сделать схематический анализ более
общих закономерностей его
Социальные связи, в которые личность вступает на всем протяжении своей жизни, оказывают решающее влияние на формирование ее высших психических функций и, в частности, способности к саморегуляции. Имеется в виду известное теоретическое положение Л. С. Выготского о процессе иитериоризации личностью социальных отношений. Согласно Л. С. Выготскому, средство воздействия на себя первоначально является средством воздействия на других или средством воздействия других на личность. Мы могли бы сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». В настоящее время доказано, что процесс интериоризации внешних отношений — необходимое условие перехода от внешнего управления личностью к управлению внутреннему [7].