Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:38, курсовая работа
Объектом курсового исследования обозначен процесс формирования самоконтроля в период юности.
Предметом – феномен самоконтроля.
Целью данной работы является выявление особенностей самоконтроля в период юношества. Цель определяет следующие задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы, посвящённой проблеме самоконтроля
Выявить особенности самоконтроля в период юношества.
Предложить пути решения выявленных в результате исследования проблем.
Введение ………………………...………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
феномена самоконтроля…………………….……………..………………...4
§1. Психологическая сущность самоконтроля………………………….4
§2. Особенности самоконтроля в период юности……………………..12
Глава 2. Исследование самоконтроля в период юности……….…………20
§1. Анализ результатов исследования………………………………….20
§2. Пути развития самоконтроля……….………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………….33
Всякие
межличностные отношения
Включаясь в те или иные ситуации совместной деятельности, каждый индивид занимает в них определенные функциональные позиции, выполняет разные роли по отношению к другим людям. Он является исполнителем, когда действует под руководством других людей. Однако он и сам активно воздействует на. других, используя для этого те средства, которые у него имеются.
Как происходит переход от внешних, межличностных отношений к отношениям «внутри личности». Приведем простой пример. В исследованиях Ж. Пиаже было показано, что маленькому ребенку чрезвычайно трудно оценить себя с точки зрения другого человека. Ребенок с трудом может соотнести свою точку зрения с точкой зрения других. Поскольку ребенок еще не умеет ориентироваться на других, он не чувствует потребности обосновывать свои утверждения, не задумывается о противоречиях в своей логике. Он мыслит, но не способен думать о своих, мыслях. Однако по мере активного и систематического общения с другими людьми, в особенности со взрослыми, ребенок все чаще ставится перед необходимостью принимать во внимание интересы этих других людей. Вступая в контакт с окружающими, ребенок вынужден строить свою речь так, чтобы она была понятна для другого. Он вынужден обосновывать свои утверждения так, чтобы они разделялись другим человеком. Возникающая потребность в том, чтобы успешно сообщать свои мысли другим, лежит в основе нашем потребности проверять себя. Логическое рассуждение — это своеобразный спор, дискуссия, доказательство, которые мы ведем сами с собой и которые воспроизводят черты подлинного спора с другими [26].
Таким образом, осознавая себя в системе «я и другие», человек становится способным поставить себя на место другого, воздействовать на себя, как на другого человека.
Механизм самоуправления находит свое выражение в том, что человек выступает для себя и как объект управления (как «я-исполнитель») и как субъект управления (как «я-контролер»), который планирует, организует и анализирует собственные действия. Такое самоуправление можно назвать рефлексивным, поскольку оно основано на сознательном отражении человеком собственных действий, процессов, отражении личностью своего «я».
Существуют разные уровни рефлексивного отношения личности к самой себе. Так, когда человек взаимодействует с реальным объектом, то в центре его сознания, как правило, находится сам этот объект и реальные действия с ним; процессы же возникновения целей и замыслов, процессы контроля и оценки в данный момент человеком не осознаются, хотя и реально функционируют. Однако при определенных условиях субъект может сделать объектом анализа также и свои проектирующие и контрольные действия, осознать их, а для этого нужна новая рефлексия, рефлексия более высокого уровня (так сказать, второго порядка).
Осознание личностью своего «Я», происходящее на основе рефлексивного отображения внутреннего мира других людей и самого себя, ведет к фундаментальному изменению позиции человека по отношению к собственной деятельности. Теперь человек не просто предвосхищает результаты производимых им действий, но и начинает произвольно организовывать эти действия: формулировать и обосновывать цели, анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения. Теперь человек не просто действует на основе выработанных у него программ, но и начинает создавать новые способы осуществления своих действий. Теперь человек не просто контролирует свои действия путем сличения их результатов с прогнозом, но и начинает строить разнообразные критерии, эталоны, показатели контроля и оценки. Иными словами, человек начинает овладевать процессом управления собственной деятельностью [17].
Важно,
однако, заметить, что эти высшие
рефлексивные процессы саморегуляции,
связанные с формированием самосознания
личности, не могут функционировать сами
по себе. Они реализуются с помощью определенных
нейрофизиологических механизмов, которые
представляют собой сложнейшие функциональные
системы, формирующиеся в человеческом
мозге в процессе его биологического созревания
и развития.
§2. Особенности самоконтроля в период юности
Во все времена юность привлекала внимание поэтов, писателей, ученых. Поэты воспевали ее как романтический период жизни человека, период надежд, ожиданий. Много содержится воспоминаний о юности в мемуарной литературе. Кому не известны трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Семейная хроника» С. Т. Аксакова.
Юность – это определённый этап созревания после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 16-17 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного подростка, притязающего на взрослость, до действительного повзросления и реальной самоактуализации, т.е. юность это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предпологает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой достижение социальной зрелости [11].
Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики.
Анализируя познавательные процессы и умственные способности юношеского стиля мышления Ж. Пиаже указывает на сильную склонность к отвлечённому теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. [26].
Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.
Объём
внимания, способность длительно
сохранять его интенсивность
и переключать его с одного
предмета на другой с возрастом увеличивается.
Вместе с тем внимание становится
более избирательным, зависящем
от направленности интересов. Подростки
и юноши часто жалуются на свою
неспособность
Умственное развитие юношей заключается не столько в накоплении явлений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации [12].
О ранней юности говорят как о периоде повышенной возбудимости, эмоциональности, что зависит от гуморальных и эндокринных особенностей организма, индивидуально-типических свойств личности, обусловленных социальными факторами. Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют различные истоки. Подростковый синдром дисморфомании – озабоченности своим телом и внешностью – в юности обычно уже проходит. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, - часто не столько реакции на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.
Самопознание в юности приобретает особое значение как условие становления индивидуальности. Информация, получаемая от других о самом себе, составляет источник размышления о себе, поэтому важно поведение наедине с собой. Потребность в общении с другими людьми связана с потребностью обособиться от других. Показателем степени развития индивидуальности является осознание своей принадлежности к определенному возрасту, полу [13].
Для
юношеского возраста особенно важны
процессы развития самосознания, динамика
самостоятельной регуляции
Уровень развития «Я» тесно
связан с развитием других
личностных особенностей. Юношеский
возраст — это пора выработки
взглядов и убеждений,
Характерная
черта ранней юности — формирование
жизненных планов. Жизненный план
возникает, с одной стороны, в
результате обобщения целей, которые
ставит перед собой личность, а
с другой стороны — это результат
конкретизации целей и мотивов.
Жизненный план в точном смысле этого
слова возникает тогда, когда
предметом размышлений
Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей [15].
Изучая особенности общения юношей, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.
В период юношества происходит социальное самоопределение личности. Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношению к труду и морального сознания.
Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки.
Мировоззренческие
установки юности обычно весьма противоречивы.
Юноша может, не замечая этого, в
течение одного и того же разговора
радикально изменять свою позицию, одинаково
пылко и категорически
Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны – это результат конкретизации целей и мотивов.
Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности.