Проблема самоконтроля в период юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Объектом курсового исследования обозначен процесс формирования самоконтроля в период юности.

Предметом – феномен самоконтроля.

Целью данной работы является выявление особенностей самоконтроля в период юношества. Цель определяет следующие задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы, посвящённой проблеме самоконтроля
Выявить особенности самоконтроля в период юношества.
Предложить пути решения выявленных в результате исследования проблем.

Содержание

Введение ………………………...………………………………………………2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения

феномена самоконтроля…………………….……………..………………...4

§1. Психологическая сущность самоконтроля………………………….4

§2. Особенности самоконтроля в период юности……………………..12

Глава 2. Исследование самоконтроля в период юности……….…………20

§1. Анализ результатов исследования………………………………….20

§2. Пути развития самоконтроля……….………………………………24

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Проблемы развития самоконтроля. Курсовая работа..docx

— 92.72 Кб (Скачать документ)

     Главное противоречие жизненной перспективы  в этом возрасте – недостаточная  самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно  тому как в определённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объекты кажутся наблюдателю  более крупными, чем близкие, отдалённая перспектива рисуется некоторым  старшеклассникам более ясной и  отчётливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от  них самих, что  во многом объясняется возрастными  особенностями, естественным юношеским  оптимизмом и т. п. [16].

     В данный возрастной период молодой человек  переживает определённый кризис своего развития: он начинает интенсивно опробовать различные роли взрослого человека, пробует себя в различных видах  деятельности, пытается адаптироваться к новому образу жизни, иногда стремиться построить собственную семью.

     Период  молодости – это период становления  взрослости, освоения новых «взрослых» форм поведения, адаптации к новым  социальным функциям и ролям. Переход  к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, с вязанные с особенностями  развития личности. С одной стороны, молодой человек приобретает  статус взрослого человека, но с  другой стороны опыта взрослой жизни  у него ещё нет, молодому человеку только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли устанавливаются  им не сразу: в одних случаях он действует как взрослый, в других – ещё нет. Отсюда и различная  степень серьёзности и ответственности  поведения в разных ситуациях. Молодой  человек, юноша старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность  в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств, а принятые решения часто меняются. Он болезненно воспринимает, когда, как  ему кажется, ограничивается его  самостоятельность, когда критикуют  его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит ещё недостаточно. Способность к  саморегуляции, чувство ответственности  за собственные решения, настойчивость  и воля находятся ещё в периоде становления [17].

     Конечно, все эти качества могут появиться  у человека по мере накопления собственного опыта. Период молодости и юности как раз и является периодом приобретения опыта самостоятельных решений, формирования чувства ответственности  за их последствия, способность к  достижению достаточно крупных целей, жизненно важных для личности.

     В юношеский период заметно усиливается  роль произвольного самоконтроля в  учебной деятельности. Навыки самоконтроля помогают учащимся обосновать свои суждения, подчинить мыслительную деятельность строго определённой задаче, осознавать сам ход мыслительных процессов, их анализ и оценку. Юноши уже  хорошо владеют не только текущим  и результирующим, но также и предварительным  самоконтролем. Для них становится типичной проблемность осознать и оценить  морально-психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Они более уверенно, по сравнению с подростками, пользуются самоконтролем для адекватной оценки своих сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков.

     В эмоциональной сфере в период юношества, в отличие от предыдущего, наблюдается большая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения чувств, что связано с повышением самоконтроля и развитием самосознания. Но стоит отметить, что хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на своё слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадёжность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажется совершающимся автоматически, помимо их воли и даже вопреки ей. «Порой хочется искренне ответить человеку – бац! – уже вылетает изо рта идиотская презрительная насмешка. Глупо всё получается…» (Из рассказа 18-летнего юноши) [21].

     Особого внимания заслуживает проблема самоконтроля в юношеском возрасте при переходе из школы в высшее учебное заведение, так как специфика вузовского процесса обучения рассчитана в основном на самостоятельную деятельность учащегося, и требует высокой степени  сформированности самоконтроля.

     Кроме того меняется и социальная обстановка. Юноши и девушки получают возможность (или вынуждены) брать на себя проблемы своего обустройства и начинают встречаться  с задачами взрослой жизни. От них  ожидают самостоятельности и  они стремятся к самостоятельности  в определении своих профессиональных и других жизненных планов. Многие сохраняют зависимость от семьи, особенно в ранней юности, однако постепенно семья уступает место сверстникам  роль той референтной группы, которая  содействует социализации. Успешное решение социальных задач во многом зависит от степени сформированности социального самоконтроля у юношей.

     Выводы  по главе 1

     Основываясь на теоретических аспектах изучения феномена самоконтроля, можно сделать вывод о том, что самоконтроль является обязательным условием адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Для успешного осуществления деятельности необходима включённость в неё самоконтроля.

     У юношей самоконтроль уже достаточно сформирован, однако многие в этот возрастной период сталкиваются с такими проблемами как слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Исследование самоконтроля  период юности

     § 1. Анализ результатов исследования

     Для изучения особенностей самоконтроля в период юности, нами было проведено исследование среди студентов первого курса филологического факультета Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина по методике разработанной Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой.

     Методика  представляет собой опросник, куда включены вопросы с вариантами ответов  для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль).

     В опросе приняло участие тридцать шесть человек.

     Результаты  исследования наглядно представлены на рис.1

     

     Рис. 1. Соотношение преобладающих видов самоконтроля

     По  результатам исследования можно судить о том, что большинство студентов осознают и понимают свою социальную роль и ведут себя в соответствии с ней, о чём свидетельствует преобладание  сформированности у них социального самоконтроля. Эмоциональный самоконтроль развит недостаточно высоко, в чём проявляется черта данного возрастного периода личности. Число студентов с преобладающим самоконтролем в сфере деятельности также невысоко. Это значит, что большая часть не может планировать, контролировать, оценивать свою деятельность в достаточной степени хорошо. Возможно, это связано с тем, что поменялись условия обучения. Если в школе их деятельность была под руководством и контролем учителя, то в высшем учебном заведении упор делается на самостоятельное обучение, и поэтому ещё не все сумели адаптироваться к новым условиям.

     Антиципирующий  самоконтроль у студентов развит несколько сильнее, чем текущий (см. рис.2), это говорит о том, что  у большинства студентов наиболее выражена склонность к самоконтролю при планировании деятельности, а  не при непосредственном её выполнении. 

     

     Рис. 2 Соотношение антиципирующего и текущего самоконтроля

     При анализе уровня успеваемости в соотношении с уровнем самоконтроля мы пришли к следующим выводам:

     На  успеваемость студентов оказывает  влияние уровень сформированности самоконтроля (см. таб.1-2).

     Высокий уровень общего самоконтроля предполагает высокую успеваемость, однако низкий его уровень не предполагает плохую успеваемость, что видно из таблицы 1. Наибольшее влияние на уровень успеваемости оказывает самоконтроль в деятельности, что отражено в таблице 2. Наблюдается прямая пропорциональная зависимость: чем выше уровень самоконтроля, тем лучше успеваемость студентов, и наоборот, чем ниже уровень самоконтроля, тем ниже успеваемость.

     Таблица 1

     Соотношение общего уровня самоконтроля и успеваемости

Общий уровень самоконтроля (в баллах) Средний балл успеваемости Количество  человек в процентном соотношении
           20-30 1-1,25 6%
       31-40 0,63-1,25 19%
          41-50 0,63-1,88 58%
       51-60 0,63-1,88 17%
 

Таблица 2

Соотношение самоконтроля в деятельности и успеваемости

Уровень самоконтроля в деятельности (в баллах) Средний балл успеваемости Количество человек в процентном соотношении
5-9 0,5-1,25 11%
10-15 0,63-1,63 56%
16-20 0,63-1,63 28%
21-25 1,88 5%
 

     Из  общего числа успевающих по всем предметам, наибольшее число составляют студенты, которые склонны к социальному самоконтролю, что видно из рис.3.

     

     Рис. 3 Соотношение видов самоконтроля среди успевающих студентов

       Поэтому можно судить, что важным условием для осуществления самоконтроля в деятельности является то, насколько человек адаптирован к данным социальным условиям, в которых эта деятельность осуществляется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §2. Пути развития самоконтроля

     Стремление  человека к активной самостоятельной  деятельности – фундаментальная потребность личности. Очень ярко эта потребность проявляется уже у маленького ребенка, который все, что делает, хочет делать сам. В подростковом возрасте стремление стать самостоятельной личностью приводит даже к хорошо известному кризису возрастного развития, связанному с тем, что желание быть взрослым еще не обеспечивается соответствующими возможностями – сформированностью психофизиологических, интеллектуальных, моральных регуляторов поведения. Что же касается юноши, то он уже реально становится самостоятельной личностью [17].

     Имея  это в виду, можно было бы сделать  вывод о том, что в обучении юношей все должно обстоять просто и благополучно. Если взрослый ученик уже сформировался как самостоятельная личность, то и процесс его учения, казалось бы, должен проходить при полной его самостоятельности. Однако практика показывает, что это далеко не так. Далеко не у всех сформирован стойкий интерес к учебе; на занятиях учащиеся нередко остаются пассивными; их самостоятельная работа часто не отличается результативностью. А ведь обучение в высшем учебном заведении, особенно заочно, предполагает высокую степень самостоятельности учащихся — гораздо более высокую, чем в детской массовой школе.

     Для развития самоконтроля, студент, прежде всего, должен освоить управляющие функции учителя и обратить их на себя. Образно говоря, ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и «я-учеником» и «я-учителем». Лишь в этом случае ученик будет в состоянии мотивировать свою деятельность, осуществлять её планирование и регуляцию, анализ и оценку. В этом находит своё выражение та общая психологическая закономерность интериоризации внешних отношений между людьми, когда человек выступает для самого себя и как объект управления, и как его субъект.

Информация о работе Проблема самоконтроля в период юности