Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:38, курсовая работа
Объектом курсового исследования обозначен процесс формирования самоконтроля в период юности.
Предметом – феномен самоконтроля.
Целью данной работы является выявление особенностей самоконтроля в период юношества. Цель определяет следующие задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы, посвящённой проблеме самоконтроля
Выявить особенности самоконтроля в период юношества.
Предложить пути решения выявленных в результате исследования проблем.
Введение ………………………...………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
феномена самоконтроля…………………….……………..………………...4
§1. Психологическая сущность самоконтроля………………………….4
§2. Особенности самоконтроля в период юности……………………..12
Глава 2. Исследование самоконтроля в период юности……….…………20
§1. Анализ результатов исследования………………………………….20
§2. Пути развития самоконтроля……….………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………….33
Главное противоречие жизненной перспективы в этом возрасте – недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому как в определённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдалённая перспектива рисуется некоторым старшеклассникам более ясной и отчётливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих, что во многом объясняется возрастными особенностями, естественным юношеским оптимизмом и т. п. [16].
В данный возрастной период молодой человек переживает определённый кризис своего развития: он начинает интенсивно опробовать различные роли взрослого человека, пробует себя в различных видах деятельности, пытается адаптироваться к новому образу жизни, иногда стремиться построить собственную семью.
Период
молодости – это период становления
взрослости, освоения новых «взрослых»
форм поведения, адаптации к новым
социальным функциям и ролям. Переход
к взрослой жизни, как и всякий
переходный этап, содержит в себе внутренние
противоречия, с вязанные с особенностями
развития личности. С одной стороны,
молодой человек приобретает
статус взрослого человека, но с
другой стороны опыта взрослой жизни
у него ещё нет, молодому человеку
только предстоит его приобрести.
Различные «взрослые» роли устанавливаются
им не сразу: в одних случаях он
действует как взрослый, в других
– ещё нет. Отсюда и различная
степень серьёзности и
Конечно, все эти качества могут появиться у человека по мере накопления собственного опыта. Период молодости и юности как раз и является периодом приобретения опыта самостоятельных решений, формирования чувства ответственности за их последствия, способность к достижению достаточно крупных целей, жизненно важных для личности.
В юношеский период заметно усиливается роль произвольного самоконтроля в учебной деятельности. Навыки самоконтроля помогают учащимся обосновать свои суждения, подчинить мыслительную деятельность строго определённой задаче, осознавать сам ход мыслительных процессов, их анализ и оценку. Юноши уже хорошо владеют не только текущим и результирующим, но также и предварительным самоконтролем. Для них становится типичной проблемность осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Они более уверенно, по сравнению с подростками, пользуются самоконтролем для адекватной оценки своих сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков.
В эмоциональной сфере в период юношества, в отличие от предыдущего, наблюдается большая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения чувств, что связано с повышением самоконтроля и развитием самосознания. Но стоит отметить, что хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на своё слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадёжность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажется совершающимся автоматически, помимо их воли и даже вопреки ей. «Порой хочется искренне ответить человеку – бац! – уже вылетает изо рта идиотская презрительная насмешка. Глупо всё получается…» (Из рассказа 18-летнего юноши) [21].
Особого внимания заслуживает проблема самоконтроля в юношеском возрасте при переходе из школы в высшее учебное заведение, так как специфика вузовского процесса обучения рассчитана в основном на самостоятельную деятельность учащегося, и требует высокой степени сформированности самоконтроля.
Кроме
того меняется и социальная обстановка.
Юноши и девушки получают возможность
(или вынуждены) брать на себя проблемы
своего обустройства и начинают встречаться
с задачами взрослой жизни. От них
ожидают самостоятельности и
они стремятся к
Выводы по главе 1
Основываясь на теоретических аспектах изучения феномена самоконтроля, можно сделать вывод о том, что самоконтроль является обязательным условием адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Для успешного осуществления деятельности необходима включённость в неё самоконтроля.
У
юношей самоконтроль уже достаточно сформирован,
однако многие в этот возрастной период
сталкиваются с такими проблемами как
слабоволие, неустойчивость, подверженность
внешним влияниям.
Глава 2. Исследование самоконтроля период юности
§ 1. Анализ результатов исследования
Для изучения особенностей самоконтроля в период юности, нами было проведено исследование среди студентов первого курса филологического факультета Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина по методике разработанной Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой.
Методика представляет собой опросник, куда включены вопросы с вариантами ответов для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль).
В опросе приняло участие тридцать шесть человек.
Результаты исследования наглядно представлены на рис.1
Рис. 1. Соотношение преобладающих видов самоконтроля
По результатам исследования можно судить о том, что большинство студентов осознают и понимают свою социальную роль и ведут себя в соответствии с ней, о чём свидетельствует преобладание сформированности у них социального самоконтроля. Эмоциональный самоконтроль развит недостаточно высоко, в чём проявляется черта данного возрастного периода личности. Число студентов с преобладающим самоконтролем в сфере деятельности также невысоко. Это значит, что большая часть не может планировать, контролировать, оценивать свою деятельность в достаточной степени хорошо. Возможно, это связано с тем, что поменялись условия обучения. Если в школе их деятельность была под руководством и контролем учителя, то в высшем учебном заведении упор делается на самостоятельное обучение, и поэтому ещё не все сумели адаптироваться к новым условиям.
Антиципирующий
самоконтроль у студентов развит
несколько сильнее, чем текущий (см.
рис.2), это говорит о том, что
у большинства студентов
Рис. 2 Соотношение антиципирующего и текущего самоконтроля
При анализе уровня успеваемости в соотношении с уровнем самоконтроля мы пришли к следующим выводам:
На успеваемость студентов оказывает влияние уровень сформированности самоконтроля (см. таб.1-2).
Высокий уровень общего самоконтроля предполагает высокую успеваемость, однако низкий его уровень не предполагает плохую успеваемость, что видно из таблицы 1. Наибольшее влияние на уровень успеваемости оказывает самоконтроль в деятельности, что отражено в таблице 2. Наблюдается прямая пропорциональная зависимость: чем выше уровень самоконтроля, тем лучше успеваемость студентов, и наоборот, чем ниже уровень самоконтроля, тем ниже успеваемость.
Таблица 1
Соотношение общего уровня самоконтроля и успеваемости
Общий уровень самоконтроля (в баллах) | Средний балл успеваемости | Количество человек в процентном соотношении |
20-30 | 1-1,25 | 6% |
31-40 | 0,63-1,25 | 19% |
41-50 | 0,63-1,88 | 58% |
51-60 | 0,63-1,88 | 17% |
Таблица 2
Соотношение самоконтроля в деятельности и успеваемости
Уровень самоконтроля в деятельности (в баллах) | Средний балл успеваемости | Количество человек в процентном соотношении |
5-9 | 0,5-1,25 | 11% |
10-15 | 0,63-1,63 | 56% |
16-20 | 0,63-1,63 | 28% |
21-25 | 1,88 | 5% |
Из общего числа успевающих по всем предметам, наибольшее число составляют студенты, которые склонны к социальному самоконтролю, что видно из рис.3.
Рис. 3 Соотношение видов самоконтроля среди успевающих студентов
Поэтому можно судить, что важным условием
для осуществления самоконтроля в деятельности
является то, насколько человек адаптирован
к данным социальным условиям, в которых
эта деятельность осуществляется.
§2. Пути развития самоконтроля
Стремление человека к активной самостоятельной деятельности – фундаментальная потребность личности. Очень ярко эта потребность проявляется уже у маленького ребенка, который все, что делает, хочет делать сам. В подростковом возрасте стремление стать самостоятельной личностью приводит даже к хорошо известному кризису возрастного развития, связанному с тем, что желание быть взрослым еще не обеспечивается соответствующими возможностями – сформированностью психофизиологических, интеллектуальных, моральных регуляторов поведения. Что же касается юноши, то он уже реально становится самостоятельной личностью [17].
Имея это в виду, можно было бы сделать вывод о том, что в обучении юношей все должно обстоять просто и благополучно. Если взрослый ученик уже сформировался как самостоятельная личность, то и процесс его учения, казалось бы, должен проходить при полной его самостоятельности. Однако практика показывает, что это далеко не так. Далеко не у всех сформирован стойкий интерес к учебе; на занятиях учащиеся нередко остаются пассивными; их самостоятельная работа часто не отличается результативностью. А ведь обучение в высшем учебном заведении, особенно заочно, предполагает высокую степень самостоятельности учащихся — гораздо более высокую, чем в детской массовой школе.
Для развития самоконтроля, студент, прежде всего, должен освоить управляющие функции учителя и обратить их на себя. Образно говоря, ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и «я-учеником» и «я-учителем». Лишь в этом случае ученик будет в состоянии мотивировать свою деятельность, осуществлять её планирование и регуляцию, анализ и оценку. В этом находит своё выражение та общая психологическая закономерность интериоризации внешних отношений между людьми, когда человек выступает для самого себя и как объект управления, и как его субъект.