Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:31, реферат
Тема психологических трудностей общения довольно актуальна. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.
Введение. 2
1. Барьеры, возникающие в общении. 3
1.1 Барьер темперамента 4
1.2 Барьер характера 6
1.3 Барьер акцентуации характера 9
1.4 Барьер манеры общения 11
1.5 Барьер отрицательных эмоций 14
1.6 Барьер речи 17
2. Пути преодоления и способы коррекции трудностей в общении. 19
Выводы 21
Список использованной литературы 22
Реферат
ТЕМА: Проблема
затрудненного общения
Содержание.
Тема психологических трудностей общения довольно актуальна. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. [1]
В современном обществе наблюдается рост интереса к вопросам и проблемам общения. Прежде всего это связано с особенностью современного этапа развития общества – приоритетом социальной сферы, развитием международных и межнациональных отношений, которые в силу своей остроты и сложности делают необходимым рассмотрение психологических трудностей общения, развитие коммуникативной компетентности человека. В настоящее время владение культурой общения является важнейшим профессиональным качеством личности в любой сфере деятельности.
Проблема трудностей межличностного общения привлекает в последнее время все большее внимание специалистов. Согласно выполненным исследованиям затрудненное общение представлено разнообразными характеристиками. Столь же многообразны в научной литературе и попытки классификации трудностей общения и вызывающих их
причин.[2]
Довольно
подробная и, на мой взгляд, полная
классификация трудностей общения
представлена в монографии А.А. Бодалева
«Психология общения», с. 108-127. Но за основу
своей работы я взяла учебное пособие
Камардиной Г.Г., где трудности общения
рассматриваются с позиции возникающих
барьеров в общении. Данная работа мне
показалась интересной именно с точки
зрения прикладной психологии общения,
возможности применения на практике знаний
по улучшению коммуникативных качеств.
Под психологическими
трудностями общения следует понимать
нарушения контактов и хода взаимодействия
партнеров, вплоть до их разрыва, когда
общение складывается неблагоприятно,
и партнеры (или один из них) испытывают
эмоциональное неблагополучие, напряжение,
что сопровождается дезадаптацией поведения.
Под барьерами
общения подразумевают те многочисленные
факторы, которые служат причиной конфликтов
или способствуют их появлению.
У партнеров
по общению часто разные, нередко
и противоположные желания, стремления,
установки, характеры, манеры общения,
разное самочувствие. Чтобы научиться
успешно преодолевать такие психологические
барьеры, необходимо вооружиться элементарными
знаниями сущности потребностей, характеров,
установок, темпераментов.[2]
Потребность (в психологии) - состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.[3] |
Характер (от греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. [3] |
Познание
характера индивида позволяет предвидеть
его поведение и тем самым корректировать
ожидаемые действия и поступки.
Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. [3] |
Установка: благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. [3] |
Чтобы разобраться, в чем же причина межличностных столкновений между руководителем и подчиненным, преподавателем и учеником, родителями и детьми необходимо коснуться индивидуально-типологических
особенностей
сторон.
Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей. [3] |
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность свою личность доказывает, утверждает.
Наличие барьеров на пути установления контакта увеличивает психологическую дистанцию между партнерами; снижает уровень взаимного самораскрытия и степень взаимного доверия; деформирует характер
взаимодействия в общении.
В процессе общения между людьми могут возникать осознаваемые и неосознаваемые препятствия. Следует отметить, что степень осознания барьера между общающимися может быть различной:
1. Все участники общения не осознают их.
2. Осознает
только один участник
3. Оба участника общения испытывают имеющиеся психологические
барьеры.[2]
По мнению А. Бодалева, психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.
При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.
Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные), могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, не – удовлетворение побуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Конкретными психологическими причинами этого могут .быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.[1]
Рассмотрим наиболее распространенные барьеры, препятствующие
общению, и причины их возникновения.
Темперамент - это фундамент характера, это общий стиль реагирования нервной системы на окружающую среду. Прежде чем рассмотреть различные виды темперамента, следует отметить, что нет лучших или худших темпераментов, каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней. Темперамент и характер личности очень часто играют важную роль в том, как будут налаживаться его отношения с окружающими. Для темперамента характерна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной т.е. степень динамической устойчивости. Когда человек при значительной устойчивости силы оказывается в новых условиях среды, то сила реакций в каждом отдельном случае будет адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, а более слабое раздражение - более слабую реакцию.
У индивида с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным. А в
другом случае ничтожный повод дает бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю». Для темперамента существенным является скорость протекания психических процессов, показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Процесс перехода от более быстрых темпов к медленным и, наоборот, от медленных к более быстрым осуществляется у всех людей по-разному: у одних более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у
других - как бы рывками, неравномерно, толчкообразно. Это особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов. [5]
Темперамент
человека характеризуется
Впечатлительность всегда индивидуальна у каждой личности, связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает.
Центральной особенностью темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью устойчивости действия. Импульсивность - та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей. Темперамент особенно проявляется в скорости, ритме, темпе психомоторики человека - в его практических действиях, речи, выразительных движениях, походке, мимике, движении головы, манере вскинуть взгляд. Иногда кратковременная встреча с человеком говорит о особенностях его
темперамента. Тип темперамента зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности, свойственной человеку, от того, как в нервной системе сменяются два основных процесса - возбуждения и торможения.
Люди имеют разные темпераменты, и это определяется рядом причин:
1. у всех людей процессы возбуждения и торможения разнятся по силе,
по интенсивности протекания;
2. эти процессы могут быть как уравновешены, так и не уравновешены,
т.е. один из них может преобладать;
3. разной может быть подвижность нервной системы, т.е. быстрота смены
процессов одного типа другим.
Соотношение этих трех факторов и определяет тип темперамента, важную роль играет соотношение следующих трех компонентов:
1. Сила, интенсивность, степень активности нервных процессов. Эти процессы протекают у разных людей по-разному - от вялости, инертности и пассивной созерцательности на одном полюсе до высших проявлений энергии, до стремительности действия на другом.
2. Степень возбудимости, динамические качества - быстрота, резкость, ритм, амплитуда движений и речи. Они могут варьироваться от высокой возбудимости и резкости до заторможенности и медлительности.
3. Подвижность, впечатлительность, импульсивность.
Тип темперамента определяет разное сочетание этих трех компонентов.
Темперамент во всех своих проявлениях опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются - от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности, как свойства темперамента, в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества характера: в одном случае на основе большой импульсивности у человека, который не приучился контролировать свои поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели.
В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность, как свойство темперамента, может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом - на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость, в третьем - чувствительность в смысле сентиментальности.