Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:31, реферат
Тема психологических трудностей общения довольно актуальна. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.
Введение. 2
1. Барьеры, возникающие в общении. 3
1.1 Барьер темперамента 4
1.2 Барьер характера 6
1.3 Барьер акцентуации характера 9
1.4 Барьер манеры общения 11
1.5 Барьер отрицательных эмоций 14
1.6 Барьер речи 17
2. Пути преодоления и способы коррекции трудностей в общении. 19
Выводы 21
Список использованной литературы 22
- неадекватно завышенная самооценка - в таком случае следует снизить "уровень" своих притязаний;
- дается общая отрицательная оценка личности вместо замечания по конкретному поводу;
- "бьют" по особо уязвимым местам человека (у каждого есть свои особо уязвимые места, "бить" по которым критикой и упреками нельзя);
- отсутствует похвала, если человек ее заслужил (каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале).
Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи – вот в чем польза похвалы. Похвала, исходящая от человека, чьим именем дорожат, доставляет удовольствие. Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей. У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это говорить о том, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения.
Психологические трудности общения возникают у людей как с завышенной, так и с заниженной самооценкой. Если человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки и, совершив ошибку, может успокоить себя, т.о. срабатывает психологическая защита, человек успокаивается. Когда человек намеренно подчеркивает, что он умнее других, это неминуемо вызывает раздражение окружающих. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым?
Приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво - застенчиво относятся к успехам других. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим - неиссякаемый источник негативизма окружающих. Завышенная самооценка способствует формированию такой черты характера, как обидчивость. Обида возникает в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих, т.е. чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе.
Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен с другими. Люди, имеющие заниженную самооценку, сталкиваются в общении с другими барьерами. Стойкая, излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.[2]
Таким образом:
1. Адекватная самооценка приводит к адекватному уровню притязания и самоуважению.
2. Завышенная - к завышенному уровню притязаний, приводит к многим неудачам и даже фрустрации.
3. Заниженная - к заниженному уровню притязаний, формированию "комплекса неполноценности".
Манера общения
как индивидуализированная
Манера - способ что-нибудь делать, та или иная особенность поведения, образ действия (манера вести себя, странная манера разговаривать и т.д.).
Доминантный субъект общения всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладеть инициативой и подавить активность партнера по общению. Эту его настроенность можно уловить на стадии оценки коммуникативной ситуации при помощи наблюдений за языком тела, модуляции и громкости голоса. В качестве поз превосходства используются все возвеличивающие манеры поведения, например, принятие самодовольного вида, "руки в боки", широко расставленные ноги. Такое поведение всегда должно сигналить другому человеку: "Я больше и сильнее тебя". Такая личность, испытывая потребность обратиться к какому - либо человеку, не слишком заботится об уместности и целесообразности своего обращения, не считает для себя обязательным отвечать на вопросы, которые ему поставлены. В общении он напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же. [4]
При вхождении в коммуникативную ситуацию с доминантным партнером необходимо:
1. дать доминантному субъекту возможность выявить свою доминантность;
2. спокойно держаться независимой точки зрения, не опровергая и не высмеивая "силовые приемы" партнера.
Недоминантный субъект общения - полная противоположность доминантному. Недоминантный субъект общения очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера. Поведение покорности приводит к такому внешнему изменению, когда человек словно уменьшается, это человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения. Он уступчив, легко теряется. Не перебивает партнера, терпеливо сносит, когда перебивают его. Нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку. Общаясь с недоминантным субъектом необходимо стимулировать его, предоставляя ему инициативу и возможности выразить себя. [4]
Мобильный субъект общения - обладает легкой манерой переключения внимания, быстротой рефлексивной оценки.
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Это не только познание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и познавательные представления. [3] |
Быстро и часто поверхностно рисует в своем сознании образ партнера по общению. Речь тороплива, одна фраза легко сменяется другой. Он часто и непроизвольно оказывает своей мобильностью влияние на темп общения партнеров. Часто перебивает. Активно выражает свое отношение к тому, что говорите вы. Вставляет в вашу речь реплики и замечания. Стиль его высказывания неряшливый. Смысл речи для него важнее словесного "облачения". Продолжительное монотонное общение с глубоким анализом сущности явлений с ним невозможно. Он всегда стремится внести в общение разнообразие. Проститься с ним так же легко, как и разговориться: он невзыскателен в отношении форм и ритуалов свертывания общения.
Ригидный субъект общения - такой человек не сразу включается в коммуникативную деятельность.[2]
Ригидность - (в психологии от лат. rigids - жесткий, твердый) затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. [3] |
Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.
Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия представлений в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.
Ригидному субъекту общения требуется основательно изучить партнера. Понять его коммуникативные намерения. Такой субъект общения слушает партнера внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл, не любит, чтобы его перебивали. Не терпит поспешности в изложении мысли от других. Нетерпеливые партнеры в общении с ригидным субъектом испытывают раздражение. Надо уметь войти и выйти из общения с ригидным субъектом с учетом сложившихся этикетных форм общения, избегая торопливости и небрежности. В общении со сверхмобильным партнером лучше всего сначала подстроиться под его темп, что на первых порах может снижать содержательность контакта, но далее постепенно замедляйте частоту и скорость собственных реплик.
Так вы "сделаете" партнера собранным в общении. Затем уже можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным или невыясненным. Если вы не проявите такой инициативы, общение не состоится, и каждый из вас ( вы и ваш партнер) унесет с собой чувство досады, неудовлетворенности общением. Если партнер по общению ригиден, надо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпение. Торопить такого партнера, раздражаясь, значит расширить поле расхождения.[2]
Экстравертированный субъект общения расположен к взаимодействию.
Экстраверсия характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы субъекта. [3] |
Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптивность. Он почти всегда направлен на партнерство, независимо от того, легко или тяжело у него на душе. Он искренне уверен в своей способности понять любого человека. Он любознателен и, в первую очередь, в отношении людей. Он хочет быть полезным. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Чтобы привлечь к себе внимание, часто бывает эксцентричным в высказываниях, подхватывая модные новинки. Ему нравится высказывать симпатию партнеру по общению. Умеет говорить открыто и искренне. С таким партнером легко входить в коммуникативную ситуацию, так как часто сам помогает вам в этом.
Экстраверт полагается на получаемое из внешнего мира и не склонен подчинять личные мотивы критической проверке.
Интровертньй субъект общения.
Это не склонный к внешнему диалогу человек.
Интроверсия - обращенность внутрь, фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира. [3] |
Такой человек больше всего сосредоточен на аутообщении (диалог с самим собой). Обидчив. Застенчив, не склонен к общению на личные темы. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты "личных зон". Вхождение в коммуникативную ситуацию с интровертом благоприятно "с глазу на глаз". В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно.
Интроверт легко становится недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценных чувств и по этой причине всегда завистлив. Он противостоит миру с тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из доброжелательности, щепетильности, педантичности, умеренности, бережливости, осторожности, болезненной совестливости, твердолобой честности и прямоты, вежливости и открытого недоверия.
В нормальных условиях он пессимистичен и озабочен, потому что мир и люди в нем ни капельки не добры к нему, стремятся его сокрушить. Его собственный мир - это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Самым лучшим остается собственная компания.
Постоянный учет этих характеристик субъектов общения дает возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности, признания ее достоинств.[2]
Эмоции - субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха и т.д. Практически любые процессы жизнедеятельности человека сопровождаются эмоциями. Одни явления действительно радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т.д. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психологической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Главная функция эмоций у человека состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.
Эмоции обусловлены двояко - потребностями (мотивациями) и обстоятельствами (ситуацией). Например, эмоции возникают в следующих ситуациях:
- когда приходит нечто значимое для индивида;
- когда делается вывод, с одной стороны, о наличии угрозы, а с другой - невозможности ее избежать;
- при обострении потребности;
- когда осознается невозможность привычного поведения;
- в конфликтной ситуации;
- при непредвиденном развитии событий.
Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального общения. К таким эмоциям относятся горе, гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Барьер страдания переживают люди в значимых ситуациях.
Разными авторами описаны переживания человека, оказавшегося перед лицом смерти. Элизабет Кюблер-Росс (1969) была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох. Рэттисон выделяет стадии поэтапного ухода жизни: