Проблема затрудненного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:31, реферат

Описание

Тема психологических трудностей общения довольно актуальна. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.

Содержание

Введение. 2
1. Барьеры, возникающие в общении. 3
1.1 Барьер темперамента 4
1.2 Барьер характера 6
1.3 Барьер акцентуации характера 9
1.4 Барьер манеры общения 11
1.5 Барьер отрицательных эмоций 14
1.6 Барьер речи 17
2. Пути преодоления и способы коррекции трудностей в общении. 19
Выводы 21
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Проблема затрудненного общения.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

 Формирование  характера на базе свойства темперамента существенно связано с направленностью личности. Темперамент - динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.[2]

      1. Барьер  характера

 Характер представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей человека. Характер (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать") - это те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Мы обычно говорим, что у человека хороший или плохой характер. Иногда мы говорим, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение. Другими словами, бесхарактерный человек - это человек, лишенный внутренней определенности. Каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером отличается прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающегося в определенности его действий и поступков.

 Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий. Определенность характера - это не определенность вообще, а определенность по отношению к чему-то, к конкретной сфере значимых для человека жизненных отношений.

 Определенность, составляющая сущность характера, может образоваться у человека по отношению к тому, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношения к миру и определяется.

 Решающий  вопрос для определения характера каждого человека – это вопрос о том, по отношению к чему, к какой сфере задач, целей и т.д. делает человека определенным его характер. Человек в обыденных житейских ситуациях может иметь сильный характер, проявлять твердость и настойчивость во всем, что касается бытовых дел и вопросов; но тот же человек обнаруживает полную бесхребетность, неопределенность, когда дело коснется вопросов иного плана. Другой человек, кажущийся сначала лишенным характера в силу своей податливости в вопросах обыденной жизни, для него не значимых, пока они не затрагивают существенных для него сфер, вдруг раскрывается как сильный характер - твердый, непреклонный, как только перед ним встают существенные, значимые для него вопросы, задачи, цели. И один, и другой обладают формально как будто равно сильными характерами, но у одного из них характер по существу мелочный, а у другого - более или менее значительный.

 Для характера решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. Большой характер – это большая определенность в большом, она неизбежно скажется и в малом. Характер человека проявляется в его поведении, в его делах, поступках. Проявляясь в них, он в них же формируется. Он зарождается, закладывается в мотивах его поведения, определяемых конкретной ситуацией. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства характера.

 Характер  человека - результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях, обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Мотив поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируется в характере. Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию, направленных на их закрепление поступков.

 К характеру относятся не все относительные устойчивые свойства личности, которые выделяются и закрепляются в человеке ,по мере того как складывается его образ жизни, а только те черты, которые обусловливают по преимуществу его действия. К характеру относятся только те свойства, которые выражают направленность личности. В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность.

 Характер - это  единство личности, опосредующее все  ее поведение.

 Характер может выразиться в целях, которые он себе ставит, в средствах или способах, которыми он их осуществляет, так и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Форма или способ поведения являются наиболее существенным или показательным выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения. Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении; в психологическом - в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т.е. избирательном отношении к вещам, к людям.

 Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми, он проявляется и формируется преимущественно в поступках. Таковы заботливость о человеке, чуткость, справедливость, благородство, доброта, мягкость, нежность, доверчивость и множество других и им противоположных свойств.

 При этом единство характера не исключает того, что  в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, но именно в этом и проявляется. Через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. Таковы самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т.д.

 Не всякая ситуация дает ключ к пониманию характера. Для того чтобы выявить подлинный характер человека, важно найти те специфики ситуации, в которых наиболее полно и адекватно выявляется данный характер. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет ответственность за него.

 В результате систематизации особенностей мышления людей, эмоциональных проявлений и мотивов поведения получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Е. Жариков и Е. Крупильницкий предлагают восемь основных психологических типов характеров: [4]

 1. лидер или доминирующий - (Д);

 2. логик - (Л);

 3. эстет - (Э);

 4. боец-(Б);

 5. пассивный - (П);

 6. надежный - (Н);

 7. мечтатель - (М);

 8. спринтер - (С).

 Для определения того, к какому типу человек относится, авторы предлагают каждому оценить себя по следующим высказываниям:

 1. Я справляюсь с такими делами, когда надо убеждать, инструктировать,

 распоряжаться (Д).

 2. Я легко решаю алгебраические задачи (Л).

 3. Я бы не смог работать санитаром в больнице, так как не переношу

 грязи (Э).

 4. В любую минуту я готов сразить соперника удачной репликой или

 ответить  на его выпад (Б).

 5. У меня мирные отношения с людьми, я избегаю споров и борьбы (П).

 6. Когда я оказываюсь неподвижным, меня тянет в сон (Н).

 7. Я люблю мечтать, не задумываясь, насколько реальны мои мечты (М).

 8. Я быстро подмечаю слабые стороны человека, его идей и т.п. (С).

 Если записать соответствующие символы в порядке убывания значимости, то полученная формула примерно будет соответствовать психологической структуре тестируемого. Комбинация символов, т.е. психологическая структура, влияет на поведение личности в общении. Диаметральные противоположности комбинаций создают барьеры в общении.[2]

      1. Барьер  акцентуации характера

 Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формирования барьеров в общении. Акцентуации характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

 Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных тестов. Среди лиц юношеского возраста нередко встречаются "неустойчивый" тип акцентуации характера: такие люди видят смысл жизни в удовольствиях, чувство долга вырабатывается у них с трудом, они неразборчивы в развлечениях, знакомствах. Бесконтрольность губительна для них. Необходим твердый, но не жесткий контроль за жизнью и деятельностью таких людей, способствующий формированию чувства ответственности, долга, самоконтроля. "Тяжелый характер" – преграда нормальным служебным взаимоотношениям. Причиной конфликтной ситуации может выступать такая черта характера, как формализм. У некоторых людей формализм является проявлением застревающего или педантичного типа акцентуации характера. Но чаще за формализмом скрывается бездушие и лень. У некоторых людей причиной формализма является желание ощутить свою власть. Кому-то приятно, чтобы его просили, заискивали перед ним, унижались. Иногда формализм отражает подозрительность, и тогда во всех людях усматривает потенциальных жуликов. Все эти примеры свидетельствуют, что в процессе общения нам приходится сталкиваться с личностными барьерами, обусловленными характерами людей.

 Согласно X. Шмишеку, существуют следующие типы акцентуации [4]:

 1. гипертимический – постоянно повышенное настроение, сверхбойкий" человек;

 2. дистимический - во всем противоположный гипертимическому; "вечно серьезный", замкнутый, угрюмый человек;

 3. циклоидный - циклическая смена настроения: человек ведет себя то как гипертимик, то как дистимик;

 4. возбудимый - гневливый, склонный к неадекватно резкой реакции;

 5. застревающий - человек с таким характером не склонен забывать ни причиненное ему зло, ни сделанное ему добро;

 6. педантичный - "занудливость", склонность к чрезмерной аккуратности, формализму, сомнениям;

 7. тревожный - боязливость, настороженность, неуверенность;

 8. эмотивный - излишняя чувствительность, сердобольность, слезливость;

 9. демонстративный - манерность, истероидность, эгоцентричность;

 10.экзальтированный - склонность к преувеличению, искреннему выражению чувств.

 Акцентуации характера носят как положительные, так и отрицательные заряды. Акцентуация характера предопределяет стиль поведения личности в общении.

 Я.А. Лукъян отмечает, что в повседневной жизни приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и каждый тип акцентуации порождает свои проблемы и в определенных ситуациях создает однотипные конфликты.

 Один из распространенных источников конфликтов и обид - несоответствие самооценки и оценки окружающих.

 Самооценка - оценка личностью самой себя, своих  возможностей,

 качеств и  мест среди других людей. [3]

 

 Самооценка, являясь источником критической  информации, оказывает влияние на самосознание личности, способствует активизации самовоспитания и саморазвития, позволяет более целенаправленно корректировать личные качества. Именно самооценка позволяет избавиться от чувства неизвестности и постепенно преодолеть психологические барьеры по отношению к другому.

 Анализ самооценки позволяет личности:

 - сравнивать свои личностные особенности с другими людьми, определить степень расхождения "я - реальное" и "я - идеальное", что даст ориентиры для самосовершенствования; - выявить и более эффективно применять положительные качества, что формирует уверенность в себе;

 - увидеть ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их, определить пути преодоления.

 Барьеры в  общении могут возникать, когда:

 - личность подчеркивает собственные достоинства;

Информация о работе Проблема затрудненного общения