Продготовка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:11, контрольная работа

Описание

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3.Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Интеллектуальная  готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Данный компонент  готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для  начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операции. Первый- усвоение нового правила работы (решение задачи и т.п.); второй- перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.  
Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное же выполнение задания означает, что ребенок успешно прошел предшествующие фразы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе.

 Обсуждая  проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,
  • умение ориентироваться на заданную систему требований,
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Также должна быть развита  любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень  сенсорного развития, а также развиты  образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические  процессы.

К 6-7 годам ребенок  должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события  окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребенок должен:

1. Знать о своей  семье, быте.

2. Иметь запас сведений  об окружающем мире, уметь ими  пользоваться. 
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

Коноваленко С.В. предлагает необходимую тематику того, чего должен знать ребенок 6-7 лет. (см. Приложение 1.)

 

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что  специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом  количестве сведений знания ребенка  не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы  мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся  на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

 

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений (например, умение выделить учебную задачу). Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать  информацию и задавать по ней  вопросы. 
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять. 
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и  дать

необходимую систему  знаний об окружающем.

Родители часто много  рассказывают об устройстве луноходов  и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и  способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении.

В дошкольный период у  ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок  должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану. Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок  должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).

 Развитие восприятия, памяти, мышления  позволяет ребенку систематически  наблюдать изучаемые предметы  и явления, позволяет ему выделять  в предметах и явлениях существенные  особенности, рассуждать и делать выводы.

 

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: 
- Дифференцированное восприятие; 
- Способность аналитически мыслить; 
- Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); 
- Логическое запоминание; 
-  Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; 
- Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; 
- Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

 

 

1.4. Уровень и специфические особенности мышления.

 

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до  7  лет,  огромен.  За

это время он много  узнает  об  окружающем  мире.  Его  сознание  не  просто заполнено   отдельными   образами,   представлениями,   но   характеризуется некоторым   целостным   восприятием    и    осмыслением    окружающей    его действительности.

      Психологические исследования  свидетельствуют   о  том,  что  в  период

дошкольного детства  у  ребенка  уже  складывается  самооценка.  Конечно,  не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего  возраста.  У дошкольников формирующаяся самооценка опирается  на  производимый  ими  учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

       К концу дошкольного возраста  ребенок уже становится   способным

сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.

Сознание  своего  социального  «Я»  и  возникновение  на  этой  основе

внутренних  позиций т.е. целостного отношения к окружающему  и  самому  себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают  их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к  чему  стремятся.  В результате игра к концу этого периода перестает его  удовлетворять.  У  него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа  жизни,  занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную,  серьезную,  общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту  потребность  порождает кризис. 7 лет.  Изменение самосознания  приводит  к переоценке  ценностей.

Главным становится все то, что имеет отношение  к  учебной  деятельности  (в  первую очередь, отметки). В кризисный  период происходят  изменения  в  плане переживаний.  Осознанные   переживания   образуют   устойчивые   аффективные комплексы. В дальнейшем  эти  аффективные  образования  изменяются  по  мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл  для  ребенка,  между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

 

1.5.  Методологические положения интеллектуальной  готовности к школе.

 

Интеллектуальная  готовность к школьному обучению рассматривается как соответствующий  уровень внутренней организации  мышления ребенка, обеспечивающий переход  к учебной деятельности.

Мышление человека функционирует в соответствии с  тремя основными принципами: природосообразности, культуросообразности и дополнительности.

 

Принцип природосообразности  соответствует "первой природе" человека (где доминируют образность. созерцательность, иррациональность, интуиция), позволяет учесть, что процесс мышления подчиняется законам природы, проявляется в его активном творческом характере, направленном на получение глубоких знаний не только о закономерностях объективной реальности, но и о законах возникновения, изменения и развития самого мышления.

Природосообразный характер детского мышления определяется прежде всего преобладанием целостного эмоционально-чувственного познания мира, особой формы отражения действительности посредством эмоциональных образов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Г.Х. Шингаров и др.).

Особенности природосообразного характера детского мышления предполагают значимость аналогий, в основе которых  — идея сходства между различными явлениями действительности, способность к переносу известного в малоизвестные явления.

 

Принцип культуросообразности соответствует "второй природе" человека, определяющей общую направленность деятельности и поведения с учетом собственного и накопленного предыдущими  поколениями социального опыта. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, исследованиям А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., ребенок в процессе своего развития активно проникает в окружающий мир человеческих отношений, усваивая общественные функции людей, выработанные нормы и правила поведения, что отражается в мышлении ребенка, оказывает влияние на его направленность в контексте определенной культуры, включая в работу принцип культуросообразности.

 

В соответствии с принципом дополнительности взаимодействие природосообразного и культуросообразного принципов ведет к их относительно устойчивой асимметричной гармонии в мышлении ребенка, с доминированием природосообразного, эмоционально-чувственного, интуитивно-образного начал.

 

Анализируя  природу мышления дошкольника, необходимо остановиться на характеристике его форм. Традиционно формы мышления детей дошкольного возраста выделяют в контексте основных видов деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.И. Менчинская и др.).

Разрабатывая  показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, основывались на идее целостности мыслительного  процесса, единства образного и вербального  компонентов мышления (Р. Арнхейм, Л.М. Веккер, Л.А. Венгер и др.), а также вышеуказанных принципах мышления.

Кроме того, учитывается  идея Н.Н. Поддъякова о саморазвитии детского мышления.  Его модель когнитивной  сферы включает два полюса: на одном  — устойчивые, ясные, стабильные знания понятийного типа, на другом — гибкие, подвижные психические образования, находящиеся в процессе становления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый шаг мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образует новые устойчивые ясные знания, с другой — ясное знание служит основой возникновения новых, диффузных, "неясных знаний", правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта.

Информация о работе Продготовка к школе