Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:11, контрольная работа
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению.
Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребенка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.
В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:
1) учет целостности,
асимметричной гармонии всех
форм мышления дошкольников в
организации полноценного
2) процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный — осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления. В связи с этим, понятие — это "процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанный с эмоциональными переживаниями";1
3) понятие имеет
содержательно-результативную
4) учет эмоционального
отношения ребенка к
5) методы развития
интеллектуальной готовности к
школьному обучению опираются
на единство образа, слова и
действия в деятельности
6) интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка. Здесь важно учесть ступени, этапы познания. Последовательность или этапность развития понятий дошкольников может быть различной. Это зависит от содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребенка, уровня овладения понятием.
Данные положения, основанные на принципах развивающего обучения, способствуют реализации преемственности дошкольного и начального образования, основой которой являются следующие направления развития ребенка 3 - 10 лет.
- Психические
новообразования: рефлексия
- Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей, взаимодействие с окружающим миром.
- Деятельностное
развитие: приоритет ведущей
- Готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов.
Реализация данных направлений даст необходимый результат только в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению.
Показатели интеллектуальной готовности:
Образный компонент
1. Способность
воспринимать многообразные
2. Зрительная память на образной основе.
3. Способность
обобщать имеющиеся
4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза.
Вербальный компонент
1. Способность
перечислять различные
2. Слуховая память на речевой основе.
3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.
4. Развитие мыслительных
операций классификации,
5. Критичность мышления.
Такое образование
содержит деятельностный фундамент, опирается
на принципы "психологической педагогики"
[5,с9] имеет диалогический, размышляющий, понимающий,
сопереживающий характер. Во многом это
определяется личностью педагога, степенью
его педагогического мастерства, уровнем
педагогической рефлексии, глубиной профессионально-
2. Практическая часть.
2.1. Описание методик изучения готовности к школе.
Изучение особенностей
интеллектуальной сферы можно начать
с исследования памяти - психического
процесса, неразрывно связанного с
мыслительным. Для определения уровня
механического запоминания
Методика А.Р.Лурии [11,c.46] позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. Т.Е. рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.
Уровень развития пространственного
мышления выявляется разными способами.
Эффективна
и удобна методика А.Л.Венгера
«Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к
определенному домику среди других, неверных
путей и тупиков лабиринта. В этом ему
помогают образно заданные указания -
мимо каких объектов (деревьев, кустов,
цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен
ориентироваться в самом лабиринте и схеме,
отображающей последовательность пути,
т.е. решения задачи.[2,c.97]
Наиболее распространенными
методиками диагностирующими уровень
развития словесно-логического мышления
являются следующие:
а) «Объяснение сложных картин» : ребенку
показывают картинку и просят рассказать,
что на ней нарисовано. Этот прием
дает представление о том, насколько верно
ребенок понимает смысл изображенного,
может ли выделить главное или теряется
в отдельных деталях, насколько развита
его речь.
б) «Последовательность событий» - более
сложная методика. Это серия сюжетных
картинок (от 3 до 6), на которых изображены
этапы какого-то знакомого ребенку действия.
Он должен выстроить из этих рисунков
правильный ряд и рассказать, как развивались
события. Серии картинок могут быть по
содержанию разной степени трудности.
«Последовательность событий» дает психологу
те же данные, что и предыдущая методика,
но, кроме того, здесь выявляется понимание
ребенком причинно-следственных связей.
Обобщение и абстрагирование, последовательность
умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются
с помощью методики предметной классификации.
Ребенок составляет группы из карточек
с изображенными на них неодушевленными
предметами и живыми существами. Классифицируя
различные объекты, он может выделять
группы по функциональному признаку и
давать им обобщенные названия (например,
мебель, одежда), может - по внешнему признаку
(«все большие» или «они красные»), по ситуативным
признакам (шкаф и платье объединяются
в одну группу, потому что «платье висит
в шкафу»).
При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены и к интеллекту поступающий предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), использую более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант , предложенный Б.В. Зейгарник. Кроме пословицы («Не все то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не соответствует по смыслу, внешне ее напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребенок выбирая одну из двух фраз, объясняет почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения. [11,с78]
2.2Анализ
монографии Нижегородцевой Н.В.
Книга «Психолого-педагогическая готовность к школе» Нижегородцевой Н.В., Шадрикова В.Д. является пособием для практических психологов и родителей. Издана в 2001 году, Владос – центр.
Данное пособие содержит подробные сведения об особенностях детей старшего возраста и различных сторонах готовности к школе, простейшие способы диагностики уровня развития учебно-важных качеств, рекомендации по их развитию и их коррекции, игры и упражнения, название книг и пособий, которые могут быть использованы психологами, педагогами и родителями для организации занятий с детьми по подготовке к школе и преодолению трудностей в обучении.
Структура книги:
- общая характеристика
развития детей старшего
- физиологическая готовность детей к обучению в школе
- социально-личностная готовность детей к обучению в школе
- психологическая готовность детей к обучению в школе
Рассмотрим каждую часть книги.
ВВЕДЕНИЕ
Авторы задаются вопросами, которые беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников:
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка: по традиционной системе, по системе Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова или по системе Л.В. Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?
Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.
- А что же такое «готовность к школе?»
Авторы выдвигают свою теорию данной теме и когда говорят о готовности к школьному обучению, то имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.
Основная часть книги.
Раздел1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной главе авторы
характеризуют старший
Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо»
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли.