Продготовка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:11, контрольная работа

Описание

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

  Старший дошкольный возраст —  период активного развития и становления познавательной деятельности. В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Т.о. подготовка ребенка к школьному  периоду развития — одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. Главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

 

Раздел2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Авторы  отмечают критерии физиологической  готовности детей к обучению в  школе:

    1. Уровень физического развития (при определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела, массы тела и окружности грудной клетки).
    2. Уровень биологического развития (в качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций – отношение окружности головы к длине тела).
    3. Состояние здоровья. В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп:

- дети  без каких-либо функциональных  отклонений с хорошим физическим развитием;

- дети, имеющие  некоторые функциональные нарушения,  которые находятся на грани  здоровья и болезни, еще не  перешедшие в хронический процесс;

- дети, страдающие  различными хроническими заболеваниями  и имеющие выраженные отклонения  здоровья, а также дети с плохим физическим развитием;

- дети с хроническими  заболеваниями, требующими длительного  лечения и диспансеризации и  постоянного наблюдения у врача-специалиста;

- дети, имеющие  существенные отклонения в состоянии  здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе;

 

Т.о. физиологическое  развитие ребенка непосредственно  влияет на школьную успеваемость и  является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

 

Раздел3. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе  представляет собой готовность ребенка  к новым формам общения, новому отношению  к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного  обучения.

В целом психическое  развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Л.С. Выготский с учетом современных представлений о границах возрастов, выделяет следующие стабильные периоды:

- младенческий

- раннее детство

- дошкольный возраст

-подростковый возраст

- младший школьный  возраст

- старший школьный  возраст

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер. В детской психологии принято выделять:

- кризис новорожденности

- кризис одного года

- кризис 3 лет

- кризис 7 лет

- кризис подростковый (12-14 лет)

- кризис юности (17-18 лет)

Авторы выделяют семь симптомов кризиса, так называемое «семизвездие кризиса»:

  1. Негативизм
  2. Упрямство
  3. Строптивость
  4. Своеволие
  5. Протест-бунт
  6. Обесценивание
  7. Деспотизм (ревность)

Далее в разделе более  полно раскрывается кризис 7 лет, как  он проявляется у детей, причины  их проявления и сделан ряд выводов кризисного периода развития.

 

Т.о.  говоря о связи кризиса  семи лет с готовностью ребенка  к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера. 

 

Раздел4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Психологическая готовность ребенка к обучению в  школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

Базовые качества в структуре  психологической готовности к школе  в начале обучения:

- мотивы учения;

- зрительный анализ (образное  мышление);

- уровень обобщений  (предпосылки логического мышления);

- способность принимать  учебную задачу;

- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

- графический навык;

- произвольность регуляции  деятельности (в условиях пошаговой  инструкции взрослого);

- обучаемость (восприимчивость  к обучающей помощи).

Базовыми качествами называют качества, имеющие наибольшее количество связей с другими учебно-важными качествами.

 

В соответствии с психологической  структурой деятельности в структуре  готовности авторы выделяют пять блоков учебно-важных качеств (УВК):

- личностно-мотивационный (определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу)

- принятие учебной задачи (понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи)

- представление о содержании деятельности и способах ее выполнения (отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения)

- информационный блок готовности (составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения)

- управление деятельностью (обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию).

 

 Изучив данный раздел, можно сделать выводы:

  1. Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
  2. Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.
  3. Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.
  4. Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности (учению)

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

 

Приспособление {адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.

Специалисты выделяют три основных этапа (фазы) физиологической адаптации ребенка к школе, каждый из которых имеет свои особенности.

  Первый этап адаптации — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией.

  Второй этап адаптации — неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

  Третий этап адаптации — период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную»нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.

Длительность  и острота протекания адаптации  к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению.

 

Решая вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы доведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей и т.д., т.е. физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе.

Т.о. педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

 

Заключение

Возвращаясь к истокам  моей работы необходимо вспомнить, что  под интеллектуальной готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Личностная и социально- психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

 Совсем не обязательно,  что абсолютно по всем критериям  ребенок достигает уровня готовности  к школьному обучению одновременно. Однако, для того, чтобы уверенно  себя чувствовать за партой, среди других учеников, ребенок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных выше интеллектуальных способностей (на фоне личностной готовности к школе).

Исследования  обнаружили, например, что к старшему дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов, является развивающим, ориентированным, как писал Л.С. Выготский, на "зону ближайшего развития".

Шестилетний ребенок  может многое. Но не следует и  переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

В заключение отметим  характерную особенность "интеллектуально  готовых к школе" дошкольников: эти ребята любознательны, активны, они проявляют интерес не только к результату, но и к самому процессу постижения новых знаний. Им доставляет удовольствие не просто "угадать" ответ, а, выбрав способ решения, планомерно и осознанно двигаться к достижению поставленной цели.

 

«Пусть, став учеником, ребенок  продолжает делать сегодня то, что  делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». (В.А. Сухомлинский).

Информация о работе Продготовка к школе