Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1
Лидерство и руководство. Происхождение лидерства. Личность лидера……………………………………………………………………………5
Функции лидера…………………………………………………………11
Типология лидерства……………………………..……………………13
Руководство…………………………………………..………………….13
Развитие личностных качеств в студенческом возрасте…….……15
Возрастные особенности студентов…………………………….……16
Психологические требования студентов к обучению в ВУЗе и адаптация…………………………………………….…………………………19
Глава 2
2.1 Характеристика выборки исследования………………………………23
2.3 Характеристики методики, используемой для исследования…….23
2.3 Этапы исследования…………………………………………….………24
2.4. Основные результаты исследования…………….……………………30
2.5. Выводы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Психология.docx

— 69.01 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Карельская Государственная Педагогическая Академия»

Факультет иностранных  языков

Кафедра английского языка ( основная специальность ) 
 

Курсовая  работа на тему: 

Проявление  лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у  разных студенческих лидеров и сравнение  их со студентами, не занимающими лидерские  позиции. 
 

Работу  выполнила:

студентка 141 гр. Васильева Ольга Сергеевна

Научный руководитель:

Кандидат  педагогических наук

Ширшина Галина Игоревна

Петрозаводск 

2011

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Глава 1
    1. Лидерство и руководство. Происхождение лидерства. Личность лидера……………………………………………………………………………5
    2. Функции лидера…………………………………………………………11
    3. Типология лидерства……………………………..……………………13
    4. Руководство…………………………………………..………………….13
    5. Развитие личностных качеств в студенческом возрасте…….……15
    6. Возрастные особенности студентов…………………………….……16
    7. Психологические требования студентов к обучению в ВУЗе и адаптация…………………………………………….…………………………19
  3. Глава 2

2.1 Характеристика выборки исследования………………………………23

2.3 Характеристики методики, используемой для исследования…….23

2.3 Этапы исследования…………………………………………….………24

2.4. Основные результаты  исследования…………….……………………30

2.5. Выводы……………………………………………………….…….……….32

4. Заключение………………………………………….………………………33

5. Список литературы……………………………………………….……….34 
 
 
 

Введение.

Актуальность  изучения данной проблемы:

Обычно  руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона  лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи  уделяют этим вопросам особое внимание.

Психология  группы людей относится к психологии общества как часть к целому. Она  является проявлением духовной жизни  конкретного сообщества людей в  общественно – исторических условиях. Психология каждого данного коллектива – это слепок с психологии общества, нации, к которым принадлежит  коллектив, органической частью которых  он является.

Тот факт, что в психологии конкретного  коллектива наряду с общими отражаются и частные условия его жизнедеятельности (особенности решаемых задач, комплектования, размещения, уровень и стиль руководства, подбор людей и т.д.) определяет специфические особенности и самой психологии данного коллектива. Она в силу этого не является полной и жесткой копией общественной психологии.

Таким образом, хотя каждый коллектив –  носитель общественной психологии, его  «индивидуальная» психология как результат  отражения людьми совокупности макро - и микроусловий специфична и неповторима.

Актуальность  изучения лидерства как социального  явления и личности лидера определяется тем, что это представляет собой  значимый фактор группового объединения, который способствуют достижению групповых  целей с наибольшим эффектом.

Цель:

Целью нашей работы является изучить  особенности личности студентов-лидеров.

Задача:

Изучить  социально – психологическую  литературу по проблеме личности лидера, развития личности  в студенческом возрасте.

Дать  характеристику личности студентов-лидеров  на примере профоргов и старост  учебных групп.

Выявить отличительные особенности лидеров  в студенческом возрасте.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что существуют особенности лидерских качеств у студентов профоргов и старост учебных групп.

Объектом  нашего исследования является личность студентов-лидеров.

Предметом нашего исследования является особенности личности  профсоюзных лидеров  и старост учебных групп. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.

1.1 Лидерство и руководство. 

Происхождение лидерства. Личность лидера.

Существуют  три основных теоретических подхода  в понимании происхождения лидерства  «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто,

снизошедшее на человека) исходит из положений  немецкой психологии конца ХIX - начала XX в. И концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств  или совокупностью определенных психологических черт. Различные  авторы пытались выделить эти необходимые  лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц –  возможных лидеров. Однако очень  быстро выяснилось, что задача составления  перечня таких черт не решаема. В 1940 г. К. Берд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями  как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них на занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-25% - дважды, 4-5% трижды, и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. После публикации Стогдилла с новым добавлением к списку возникло достаточно категоричное мнение о том, что теория черт оказалась опровергнутой. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком то отдельном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек им обладающим, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо неё принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту. Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Интересно, что в этот момент ситуационной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то «флюгера». Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход назевается еще и функциональным).

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е Хартли предложил четыре «модели», позволяющие  дать особую интерпретацию этому  факту, почему все-таки определённые люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты». Вряд ли можно считать достаточно убедительным эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной: именно на её основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Как это  часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода  побудили третий, более или менее  компромиссный вариант решения  проблемы. Этот третий вариант был  представлен так называемой системой теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность её существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве. Особенно популярной является вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Фидлером.

Большинство отечественных исследований лидерства  осуществляются в рамках близких  данной модели, хотя к ней добавляется  нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе, где определенные члены группы могут продемонстрировать свои способности организовать группу для решения конкретных задач.

Интересной  в данном случае является разработанная  Р.Л. Кричевским концепция целостного обмена как механизма выдвижения лидера, здесь ценностные характеристики членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

Лидерство в малой группе.

Анализ  психологических характеристик  больших социальных групп приводит к постановке принципиально важного для социальной психологии вопроса, каким образом элементы общественной психологии «взаимодействуют» с психикой каждого отдельного человека, входящего в такую группу. Исследование того, как социальный опыт группы, отраженный в элементах ее психологии, «доводится» до индивида, не может быть выполнено без учета такого звена в этой цепи, как малая группа. В рамках социального класса, нации, профессиональной группы люди объединяются в самые различные малые группы, созданные по самым разнообразным поводам.

Под малой  группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. С. 310-311).

Информация о работе Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе