Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1
Лидерство и руководство. Происхождение лидерства. Личность лидера……………………………………………………………………………5
Функции лидера…………………………………………………………11
Типология лидерства……………………………..……………………13
Руководство…………………………………………..………………….13
Развитие личностных качеств в студенческом возрасте…….……15
Возрастные особенности студентов…………………………….……16
Психологические требования студентов к обучению в ВУЗе и адаптация…………………………………………….…………………………19
Глава 2
2.1 Характеристика выборки исследования………………………………23
2.3 Характеристики методики, используемой для исследования…….23
2.3 Этапы исследования…………………………………………….………24
2.4. Основные результаты исследования…………….……………………30
2.5. Выводы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Психология.docx

— 69.01 Кб (Скачать документ)

Как видно  из приведенных соображений, лидер  и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Двыдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенной совокупностью личных социально-психологических качеств, в частности достаточно высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в достижении групповых целей, информированностью о делах группы и, наконец, достаточной общительностью и личной привлекательностью с соответствующим этим качествам высоким уровнем его престижа и авторитета в группе. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. В некоторых случаях лидерство может рассматриваться до известных пределов и как средство восполнения определенных пробелов и пустот в официально сложившейся системе отношений руководства и подчинения.

1.2. Функций лидера:

1.Лидер  как администратор.

Наиболее  очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. В круг его ответственности  неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Сущность административной функции заключается в предписании  работы другим членам группы.

4.Лидер  как эксперт

Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические  знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых  целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может  использовать для укрепления своей  роли лидера.

5.Лидер  как представитель  группы во внешней  среде.

Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде  от имени всех. Лидер отождествляет  собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д. он трансформирует информацию, исходящую от группы и  получаемую для группы.

6.Лидер  как регулятор  отношений внутри  группы.

Регулирование личностных и деловых отношений  внутри группы осуществляется через  коммуникативную сеть, которая может  иметь различный вид.

В некоторых  группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в  группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер  является и одним из всех.

7.Лидер  как источник поощрений  и наказаний.

Эту функцию  лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы. Она предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера. 8.Лидер как пример.

Лидер может служить моделью поведения  для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядным указанием  того, кем они должны быть и что  они должны делать.

9.Лидер  как символ группы

Группы  с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных  индивидуумов. Лидеры таких групп  начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению.

10.Лидер  как проводник  мировоззрения.

Лидер служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Он отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа.

11.Лидер  как фактор, отменяющий  индивидуальную ответственность.

Лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности  за личные решения и действия, которой  они хотели бы избежать. Таким образом в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения.

1.3.Типология лидерства.

Модель  типологии лидерства должна быть построена на трех различных основаниях, связанных с определением: а) содержания; б) стиля; в) характера деятельности лидера.

В таком  случае можно говорить о трех следующих  ступенях дифференциации лидерства:

1) По содержанию  деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.

2) По стилю руководства: 

а) авторитарный;

б) демократический;

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

3) По характеру деятельности:

а) универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера;

б) ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.

1.4. Руководство.

Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в т.ч. право на применение позитивных и негативных санкций.

Психологически  важно определить специфику сочетания  деятельности руководителя и деятельности многочисленных лидеров, так же как  в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Требовательность  руководителя как свойство его личности характеризуется такими показателями как:

  • смелость предъявления требований;
  • постоянство предъявления требований, их устойчивый не эпизодический характер;
  • гибкость их предъявления, зависимость от сложившейся ситуации, конкретной обстановки;
  • самостоятельность требований, их продуманный характер;
  • категоричность, непререкаемость требований;
  • разнообразие форм их выражения, особенно способность преподнести их в форме шутки, остроумного замечания, сарказма;
  • индивидуализация требований в зависимости от постоянных и временных психологических особенностей и состояний людей. Целеустремленность как качество личности связана со способностью руководителя, совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность, управлять своим поведением и воздействовать на состояние морально – психологического климата в коллективе.

Среди личностных качеств руководителя, оказывающих  наибольшее влияние на коллектив  и завоевание им авторитета, не последнее  место занимает высокая работоспособность, обычно основанная на хорошем здоровье. Если способность работать больше других и лучше других суммируется с  высокой культурой, душевностью, скромностью, то руководитель по праву получает самую высокую оценку коллектива.

1.5. Развитие личностных качеств в студенческом возрасте.

Одной из важных целей студенческого коллектива является содействие подготовке каждого  его члена к предстоящей профессиональной деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной  чертой нравственного развития в  этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются  те качества, которых не хватало  в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес  к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

При формировании студенческого движения, как и  любого движения социальных групп, выдвигается  лидер. Ему присущи черты и  социального лидера, и политического  он выступает как:

  • объединитель студентов,
  • защитник их интересов,
  • инициатор обновления жизни,
  • организатор их деятельности.

Выступая  как объединитель студентов, лидер согласовывает различные интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.

Выступая  как защитник интересов студентов, лидер отстаивает, прежде всего, их социальные права, обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение законности, порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости, обеспечения прав и свобод личности и защиты студентов от произвола бюрократии и беззакония.

1.7.Возрастные особенности студентов.

     Студенческий  возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций . При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк).

Студенчество  в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории  выделено в науке относительно недавно  – в 1960-х годах ленинградской  психологической школой под руководством            Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится  с этапами развития взрослого  человека, представляя собой «переходную  фазу от созревания к зрелости» и  определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение  студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом  подходе.

Студент, как человек определенного возраста и, как личность может характеризоваться  с трех сторон:

    1) с психологической стороны, которая  представляет собой единство  психологических процессов, состояний  и свойств личности. Главное в  психологической стороне - психические  свойства (направленность, темперамент,  характер, способности), от которых  зависит протекание психических  процессов, возникновение психических  состояний, проявление психических  образований. Однако, изучая конкретного  студента, надо учитывать вместе  с тем особенности каждого  данного индивида, его психических  процессов и состояний.

Информация о работе Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе