Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1
Лидерство и руководство. Происхождение лидерства. Личность лидера……………………………………………………………………………5
Функции лидера…………………………………………………………11
Типология лидерства……………………………..……………………13
Руководство…………………………………………..………………….13
Развитие личностных качеств в студенческом возрасте…….……15
Возрастные особенности студентов…………………………….……16
Психологические требования студентов к обучению в ВУЗе и адаптация…………………………………………….…………………………19
Глава 2
2.1 Характеристика выборки исследования………………………………23
2.3 Характеристики методики, используемой для исследования…….23
2.3 Этапы исследования…………………………………………….………24
2.4. Основные результаты исследования…………….……………………30
2.5. Выводы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Психология.docx

— 69.01 Кб (Скачать документ)
>Если  сравнить показатели 1 и 3 выборки с показателями выборки 2, то можно сделать вывод о том, что данный показатель ниже у студентов, которые не занимают никакую лидерскую позицию.

Что касается фактора Н, то он ниже у выборки 2, что характеризует данную выборку как людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.

Низкие  оценки по фактору Q2 имеют личности общительные, для которых много значит одобрение общества, это светские люди. Высокие оценки имеют люди, которые часто разобщены с группой и по роду занятий являются индивидуалистами. В таблице наглядно видно, что данный показатель значительно ниже у лидеров.

Результаты  исследования могут сказать о том, что студенты, которые выбрали лидерские позиции в студенческом коллективе, сделали это совершенно не случайно. Они подходят на данные должности по всем параметрам. 

Заключение.

Формирование  социально-психологической структуры  коллектива связано с выдвижением  лидеров в неформальных малых  группах и в коллективе в целом. Лидерство, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых  межличностных отношений, носящих  неофициальный характер, что проявляется  через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и  оценку. Лидер олицетворяет систему  предпочитаемых группой целей и  ценностей, является их носителем и  активным проводником в жизнь. В  связи с этим лидером считается  тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

Мы предполагали, что существуют различные виды лидеров  в студенческом коллективе, и они  отличаются друг от друга по личностным особенностям. А также студенты, не занимающие ни одну из возможных  социальных ролей в студенческом коллективе, имеют наименее выраженные лидерские качества. Наша гипотеза подтвердилась только наполовину. В различных сферах социальной жизни, безусловно, существуют разные лидеры, но по личностным особенностям, которые необходимы лидеру в группе они не отличаются. Не зависимо от того какой лидер перед нами, его показатели будут лишь незначительно отличаться от показателей другого лидера.

Но исследование подтвердило вторую часть исследования, что студенты, которые не занимают никакие социальные позиции, имеют  менее выраженные качества, присущие лидерам.  

Список  литературы.

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. -  Выпуск 2.
  2. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.
  3. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
  4. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
  6. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1984
  7. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М., 1984.
  8. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.
  9. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект пресс 2001. 217 с.
  10. Википедия - свободная энциклопедия.
  11. Джон Эдейр «Не боссы, но лидеры. Лестница успеха.» - М.: Фаир-пресс. - 2004. - 184 с.
  12. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. - М.: Когито-Центр. - 2006. - 288 с.
  13. Джулиан Рассел, Энн Диринг, Роберт Дилтс. Альфа-лидерство . - М.: 2004. - 256 с.
  14. Кешаван Наир. Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Галди. - М.: 2001. - 160 с.
  15. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М., Профиздат, 1984. - 39 с..
  16. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990. - 57 с.
  17. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., Экономика, 1969.
  18. Михеев В. Социально-психологические аспекты управления. М., Молодая гвардия, 1975- 241 с.
  19. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Ленинград, издательство Ленинградского университета, 1990., 141 с.
  20. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  21. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979.
  22. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академия, 2001.
  23. Психология развития/ Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2001.
  24. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
  25. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-СПб., 1994.
  26. http://vajra.nm.ru/tests/ket105.html- онлайн тест Кеттэлла.
  27. http://vsetesti.ru/357/ - 16 факторов теста Кеттелла. Описание.

Информация о работе Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе