Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1
Лидерство и руководство. Происхождение лидерства. Личность лидера……………………………………………………………………………5
Функции лидера…………………………………………………………11
Типология лидерства……………………………..……………………13
Руководство…………………………………………..………………….13
Развитие личностных качеств в студенческом возрасте…….……15
Возрастные особенности студентов…………………………….……16
Психологические требования студентов к обучению в ВУЗе и адаптация…………………………………………….…………………………19
Глава 2
2.1 Характеристика выборки исследования………………………………23
2.3 Характеристики методики, используемой для исследования…….23
2.3 Этапы исследования…………………………………………….………24
2.4. Основные результаты исследования…………….……………………30
2.5. Выводы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Психология.docx

— 69.01 Кб (Скачать документ)

    2) с социальной, в которой воплощаются  общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента  к определенной социальной группе  и т.д.

    3) с биологической, которая включает  тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные  рефлексы, инстинкты, физическую  силу, телосложение, черты лица, цвет  кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

    Изучение  этих сторон раскрывает качества и  возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими возрастами в юношеском  возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

    Если  же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и  эстетических чувств, становления и  стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано  начало "экономической активности", под которой понимается включение  человека в самостоятельную трудовую деятельность и создание собственной  семьи.

Исследования  психологов показали, что во второй период юности развитие таких важных для обучения психических процессов, как мышление, память, внимание происходит неравномерно. Особенно заметны «спады»  и»подъемы» в развитии мышления и памяти. «Подъемы» в развитии мышления приходятся на возраст 20, 23 и 25 лет. «Спады» наблюдаются в 22 и: 24 года. «Подъемы» в развитии памяти приходятся на 18, 23 и 24 года, «спады» - на 22 и 24 года. Как видно из приведенных данных, существует временная расхождение «подъемов» и «спадов» в развитии памяти и мышления. Изменения в памяти как бы подготавливают изменения в развитии мышления.

В возрасте от 18 до 21 года уровень внимания стабильный; позже колебания выражены более  интенсивно. 19, 22 и 25 лет является оптимальным  возрастом для развития интеллекта. Так, в 18- летнем возрасте студент может запомнить достаточно большой объем учебной информации, увеличившийся на втором курсе (память в настоящее время достигает высокого развития, но не может осуществить умственную переработку всего полученного материала, поскольку мышление в это время отстает от памяти. Этим, в частности, можно объяснить, почему значительное количество студентов на экзаменационной сессии за третий семестр имеет более низкую успеваемость, чем в первых двух.

Сложные и новые задачи, - возникающих  перед студентом уже на первом курсе, требуют четкой организации  учебного процесса, воспитание у студентов  навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умений самостоятельного распределения  свое время между учебой, бытом  и отдыхом, а во многих случаях  еще и подработками. Приведенный  материал свидетельствует о необходимости  учета возрастных изменений в  развитии психологических функций  при организации самостоятельной  работы студентов, которая должна быть направлена прежде всего на осмысление учебной информации, а не только на ее запоминания.

1.7. Психологические требования студентов к обучению в ВУЗе и адаптация.

В контексте  целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям  и нормам учебного заведения, а также  способность развиваться в новой  для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя  с этой средой в противоречие.

Любое обучение, особенно вузовское, является делом не из легких. Одной из важнейших  предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя". Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. От успешности адаптации зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию  заключается не только в смене  социального окружения, но и в  необходимости принятия решения, возникновении  тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Первые  трудности для студента связаны  с новыми условиями жизни, с первичной  социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом  трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом  отношении, самостоятельная жизнь  в городских условиях (для иногородних  студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

При этом одновременно растут противоречия и  возникают трудности в становлении  самооценки, самосознания и формировании образа - "Я".

Признаками  неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.

Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым  коллективом. Процесс адаптации  учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно  чувствует себя учащийся во время  уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом  сознательных и целенаправленных воздействий  педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально - психологическим закономерностям.

Особенность студенческой группы первого курса  заключается в том, что это  ещё не сложившийся коллектив  и в нем ещё нет установленных  и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого  члена группы. Если в школе учащегося  знали много лет и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получиться совершенно новый статус и позицию в коллективе.

Каждый  член группы принимает участие в  установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. У всех членов нового студенческого  коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти "своё место под солнцем", завоевать  авторитет и уважение однокурсников. Существует множество различных критериев проявления личности, такие как: одежда, поведение, поступки, стиль общения, творческие способности, профессиональные способности и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

2.1.Характеристика  выборки исследования.

Исследуемая нами выборка студентов состоит  из 15 человек. Это 5 студентов, занимающих должность профоргов факультетов, 5 студентов, занимающих должность старост  студенческих групп и 5 студентов, которые  не относятся ни к каким лидерским  сообществам. Все 15 испытуемых – это студенты Карельской Государственной Педагогической Академии, факультета иностранных языков 3-5 курсов.

Это студенты в возрастной категории от 20 до 23 лет.

Из 15 испытуемых 2 мужского пола, остальные женского.

2.3. Характеристики методики, используемой для  исследования.

Мы использовали тест Кеттела, так как он является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела,  и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). Мы выбрали вид С.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. 

Результаты  применения данной методики позволяют  определить психологическое своеобразие  основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы  можно объединить в блоки по трем направлениям:

  1. Интеллектуальный блок : факторы: В - общий уровень интеллекта; М- уровень развития воображения; - восприимчивость к новому радикализму.
  2. Эмоционально-волевой блок : факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; наличие внутренних напряжений; уровень развития самоконтроля; - степень социальной нормированности и организованности.
  3. Коммуникативный блок : факторы: А - открытость, замкнутость; Н -смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; зависимость от группы; N - динамичность.

    2.3. Этапы исследования.

    Этап 1.

    Исследуемая нами проблема не нуждается в изучение у каждого испытуемого такого большого количества факторов. Поэтому  мы выбрали 4 ведущих фактора, которые  на наш взгляд отвечают качествам, которые  нужны лидерам.  Поэтому интересующий нас блок – это коммуникативный.

    Этап 2.

    Из  коммуникативного блока мы выбрали  факторы: Н –смелость \ робость, зависимость от группы (конформизм \ нонконформизм), А - открытость, замкнутость и Е - степень доминирования – подчиненности.

Фактор  Н: «робость – смелость»
H/ 0-5 баллов H/ 6-12 баллов
Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля  деятельности и общения в малой  группе (2-3 человека). Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные  интересы, готовность к риску и  сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность  принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму  и проявлению лидерских качеств.
 

Фактор – четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

Информация о работе Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе