Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1
Лидерство и руководство. Происхождение лидерства. Личность лидера……………………………………………………………………………5
Функции лидера…………………………………………………………11
Типология лидерства……………………………..……………………13
Руководство…………………………………………..………………….13
Развитие личностных качеств в студенческом возрасте…….……15
Возрастные особенности студентов…………………………….……16
Психологические требования студентов к обучению в ВУЗе и адаптация…………………………………………….…………………………19
Глава 2
2.1 Характеристика выборки исследования………………………………23
2.3 Характеристики методики, используемой для исследования…….23
2.3 Этапы исследования…………………………………………….………24
2.4. Основные результаты исследования…………….……………………30
2.5. Выводы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Психология.docx

— 69.01 Кб (Скачать документ)

Низкие  оценки этого фактора характеризуют  людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.

Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»
Q2/ 0-5 баллов Q2/ 6-12 баллов
Зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение. Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При  крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и  желание в ней доминировать.
 

Низкие  оценки по этому фактору имеют  личности общительные, для которых  много значит одобрение общества, это светские люди. Высокие оценки имеют люди, которые часто разобщены  с группой и по роду занятий  являются индивидуалистами -писатели, ученые и преступники!

Этот  фактор является центральным в  факторе второго порядка «зависимость – независимость». Следует особо учитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определенную социабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни.

По существу, Кеттелл считает, что этот фактор является «мыслящей интроверсией» и в формировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, так и общественные традиции. Таких людей характеризует довольно высокая степень осознанности в выборе линии поведения.

Фактор А: «замкнутость – общительность»
А/ 0-6 баллов А/ 7-12 баллов
Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов

Полюс Ав техническом названии именуется sizothymia (от латинского слова sizo, что означает скучный, унылый). Полюс Аименуется affectothymia, и он характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.

В целом  фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.

В ответах  вопросника личность с Апредпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом Алюбит идеи, предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с Аобщительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом Амогут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы.

Фактор Е: «подчиненность - доминантность»
E/ 0-5 баллов E/ 6-12 баллов
Мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия. Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания  внешней власти, склонность к авторитарному  поведению, жажда восхищения, бунтарь.
 

Фактор Е не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии.

Итак, из 105 вопросов мы отобрали 24, которые соответствуют  данным факторам. Мы использовали таблицу, в которой приведены список факторов и соответствующие  им номера вопросов.

Этап 3.

Для исследования нам понадобилось 3 группы студентов.  5 профоргов факультетов, 5 старост  групп и 5 студентов, которые не относятся  ни к  одной лидерской позиции.

Этап 4.

 Испытуемым  был выдан бланк вопросов и  бланк ответов. Три выборки студентов фиксировали результаты.

Инструкция.

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей  личности. Не существует «верных» и  «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным  взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в  качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  2. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  3. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Это заняло порядка 7 минут у каждого.

2.4. Основные результаты  исследования.

Подсчитав результаты каждого отдельного студента, профорга и старосты, мы объединили их по группам для более удобного анализа результатов.

Данные  результаты представлены в таблице  ниже в цифрах.

Выборка 1: Профорги факультетов.

Фактор Профорг 1 Профорг 2 Профорг 3 Профорг 4 Профорг 5 Сумма
A 12 11 9 8 8 48
Е 4 2 7 5 6 24
H 8 8 10 7 7 40
Q2 2 6 4 6 5 23

Выборка 2: Студенты, не занимающие никакие социальные позиции в коллективе.

Фактор Студент 1 Студент 2 Студент 3 Студент 4 Студент 5 Сумма
A 6 8 8 8 9 39
Е 6 1 3 5 6 21
H 4 8 9 2 8 31
Q2 7 7 6 5 6 31

Выборка 3: Старосты групп.

Фактор Староста  1 Староста 2 Староста  3 Староста 4 Староста  5 Сумма
A 10 8 9 9 10 46
Е 9 5 7 3 4 28
H 12 9 10 10 8 49
Q2 2 4 5 2 2 15
 

Общая сумма  баллов в каждой группе по каждому  фактору:

Фактор Студенты Профорги Старосты
А 39 48 46
E 21 24 28
H 31 40 49
Q2 31 23 15
 

2.5. Выводы.

Обработав данные, мы получили довольно противоречивые результаты.

Выборки 1 и 3 не существенно отличаются друг от друга по факторам  А и Е. Это доказывает, что это люди, которые общительны в группах и способны к установлению непосредственных, межличностных контактов. Фактор Е выше у лидеров.

Информация о работе Проявление лидерства в студенческом коллективе. Различие личностных особенностей у разных студенческих лидеров и сравнение их со студе