Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:58, курсовая работа
Данное исследование посвящено одной из важных и дискуссионных проблем возрастной психологии – исследованию эмоциональной сферы детей, и в частности сравнительному анализу эмоциональных особенностей детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста проявляющихся в рисунке.
ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Данное исследование посвящено одной из важных и дискуссионных проблем возрастной психологии – исследованию эмоциональной сферы детей, и в частности сравнительному анализу эмоциональных особенностей детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста проявляющихся в рисунке.
Актуальность темы исследования.
Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (П.К. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л. Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.). Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.
Вместе с тем в отечественной психологии сложилась тенденция связывать сферу эмоций, переживаний, чувств с механизмами контроля. Это то, что у нас принято называть эмоционально-волевой сферой. Естественно, это соответствовало жесткой идеологической системе, по которой человек принимался, понимался и мог развиваться только в соответствии с ценностями, целями, установками и идейно-нравственными нормами, «работающими» в обществе. Реакции, которые не укладывались в рамки общепринятых норм не принимались.
Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы от которых оно зависит. В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.
В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого человека, вне зависимости от состояния его соматического и даже психического здоровья. Все большее внимание уделяется детям с особыми потребностями. Обсуждаются вопросы о наиболее гармоничной интеграции таких детей и их семей в общественную жизнь.
Психологические
особенности детей с
Поэтому проблема эмоций и чувств как одних из основных проявлений эмоциональной сферы человека у детей с особенностями развития, а также сравнительный анализ этих проявлений с детьми, не имеющими серьезных отклонений, приобретает особую важность.
Актуальность
диссертационной работы обусловлена
и усиливающимся интересом
Объект исследования: эмоциональная сфера детей 6-7 лет с задержкой психического развития и нормально развивающихся.
Предмет исследования: проявления эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормально развивающихся в изобразительной деятельности.
Цель исследования: выявить своеобразие эмоций и чувств у детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся старших дошкольников.
Гипотеза исследования: проявления эмоций и чувств в рисунке у старших дошкольников с ЗПР значительно отличаются от наблюдаемых у нормально развивающихся сверстников вследствие свойственного детям с ЗПР недоразвития эмоционально-личностной сферы.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести
теоретический анализ
Теоретико-методологической основой исследования послужило учение Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, законы интерио- и экстериоризации, теоретическое обоснование классификации детей с трудностями в обучении К.С. Лебединской и И.Ф. Марковской, периодизация развития изобразительной деятельности В. Лоуенфельда.
Методы исследования: проективный рисуночный, метод цветовых выборов, метод экспертов, анкетирование родителей и воспитателей, эксперимент, наблюдение, беседа, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных
Используемые методы включали в себя: тест «Рисунок человека»; тест «Рисунок семьи»; «Нарисуй свое настроение»; свободный рисунок; метод цветовых выборов М. Люшера; изучение рисунков детей с помощью экспертной оценки.
Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические концепции и методологические положения, применением комплекса методов, адекватных цели и объекту исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных результатов.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка изучить проявления эмоций и чувств у старших дошкольников с задержкой психического развития в изобразительной деятельности. Также впервые проведен сравнительный анализ этих проявлений у детей с ЗПР и нормально развивающихся сверстников. Исследование проявления эмоциональной сферы детей в рисунках и ее динамики дает основание для более глубокого понимания особенностей психического развития детей.
Теоретическая значимость исследования связана с попыткой выделения параметров эмоциональности рисунка, по которым была проведена экспертная оценка. Кроме того, с помощью использования комплекса методов показана адекватность подхода к определению эмоциональных особенностей детей через рисунки. Проведенное исследование позволило расширить и уточнить знания об эмоциональных проявлениях личности ребенка с ЗПР в изобразительной деятельности.
Практическое значение работы связано с научно-методическим обеспечением психологической службы учреждений образования и других областей психолого-педагогической практики. Полученные в исследовании выводы позволяют расширить представления детских психологов о природе и характере эмоциональной сферы как нормально развивающегося ребенка, так и ребенка с особенностями в развитии. Представленные в работе методы психодиагностики являются высоко эффективным инструментом как в диагностическом плане, так и с точки зрения психокоррекционной практики и могут использоваться в работе практического психолога, в семинарах и лекциях для подготовки студентов и повышения квалификации педагогов-психологов учреждений образования. Полученные результаты, говорящие о том, что эмоциональная сфера ребенка с ЗПР сохранна позволят разработать соответствующие подходы и способы помощи таким детям.
Положения, выносимые на защиту:
1. В отличие
от распространенных
2. Выявленные отличия в рисунках детей с ЗПР связаны с недостаточностью когнитивного развития, а также с эмоционально-личностными проблемами этих детей.
3. Проявления эмоциональной сферы ребенка поддаются коррекции в условиях предоставления ребенку свободного выражения своих эмоций и чувств через рисунок.
Апробация диссертационной работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования
- докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной психологии МГППУ;
- в докладах,
сделанных на научно-
- на второй научной сессии ученых в МГППУ (декабрь 2003 г.);
- на совещаниях
в Центре научно-методического
обеспечения службы
- в ходе
экспериментальной работы в
- вошли в лекционный и практический материал для курсов повышения квалификации педагогов-психологов системы образования на базе ЦНМО СППО МГППУ.
Основные положения диссертации нашли отражение в 5 публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, библиографии, включающей 124 источника на русском языке и 25 на иностранных языках и приложения. Основной текст диссертации содержит 20 таблиц и 7 гистограмм. Общий объем диссертации 145 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, основные задачи и положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы. Указываются также формы апробации материалов диссертации и ее структура.
Первая глава «Эмоциональное развитие дошкольников» включает обзор отечественных и зарубежных исследований эмоционально-личностной сферы человека, особенности эмоциональной сферы нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с ЗПР.
Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства. Эмоции и чувства можно объединить общим термином «эмоциональность».
Вопросы изучения
эмоциональной сферы
Изучению эмоциональной сферы личности психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.
В раннем и дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Однако, в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности.
К концу дошкольного детства, дети настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает переживание ими ее. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности. Об опережающей коррекции эмоций пишут А.В. Запорожец и Я.З. Неверович (1974).
На проявление
эмоций и чувств большое влияние
оказывают специфика детско-
Итак, ребенок в процессе развития испытывает разнообразные и в разной мере выраженные чувства. Но они еще очень ситуативны и неустойчивы. С возрастом чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются и внешние проявления чувств ребенка: от непосредственного выражения к контролю над их проявлениями и выражению социально приемлемыми способами.
Комплексное изучение детей с ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в стране в 60-е годы. Первые обобщения этих данных и общие рекомендации по коррекционной работе с такими детьми были опубликованы Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1971). Результаты современных исследований говорят о том, что у детей с диагнозом «задержка психического развития» природа, характер нарушений, их проявления очень различны. Очень индивидуальны и возможности компенсации негативных тенденций психического развития. Однако существуют общие критерии для определения данного понятия. Задержка психического развития – это парциальный, обратимый недостаток развития, занимающий промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. При данном типе нарушений развития могут обнаруживаться недостатки интеллекта, его предпосылок, речи, моторной сферы и личности (инфантилизм). Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариабельность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость, но в то же время без специальной коррекционной работы, они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, несформированности целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, низкой работоспособности.