Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:58, курсовая работа
Данное исследование посвящено одной из важных и дискуссионных проблем возрастной психологии – исследованию эмоциональной сферы детей, и в частности сравнительному анализу эмоциональных особенностей детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста проявляющихся в рисунке.
Большинство детей имели полные семьи.
Все дети из
массовых групп детских садов
имели 1-ю и 2-ю группы здоровья. Дети
же из групп с ЗПР имели диагноз «задержка
психического развития», были направлены
в данные группы психолого-медико-
Психологическая картина детей с ЗПР отличалась тем, что у многих из них не сформированы представления о предметах и явлениях окружающего мира, элеметарные языковые обобщения. Анкетирование воспитателей показало, что по их впечатлениям, дети все разные. Наши наблюдения за детьми в группе и мнение воспитателей совпадают по оценке общего поведения детей с ЗПР и нормально развивающихся. Поведение детей сравниваемых групп существенно различалось. Дети с ЗПР расторможены, они более возбудимы, почти не играют в сюжетно-ролевые игры, при любой возможности начинают бегать и вступают в конфликты между собой. На занятиях, которые требуют сосредоточенности и внимания, быстро устают, начинают вставать, отвлекаться, перестают выполнять задания. При этом эти дети более активно, чем дети из массовых групп идут на контакт с незнакомым взрослым, ждут от него признания и похвалы. Создается впечатление, что они менее самодостаточны. Таким образом, исследуемая группа детей с ЗПР имела существенные особенности в своем психическом развитии, которые отличали их от нормально развивающихся сверстников.
При анализе результатов исследования достоверность различий определялась по Т-критерию Стъюдента (варианты для количественных и качественных признаков).
Четвертая глава «Проявления эмоциональной сферы детей в изобразительной деятельности» представляет полученные в работе материалы и анализ результатов.
I. Рассмотрим результаты по тесту «Рисунок человека».
Тест «Рисунок человека» сначала анализировался нами как показатель общего психического развития детей обеих групп.
За основу мы взяли 5-ти бальную шкалу Керна-Йирасека. Различия между двумя группами достоверны на 0,05% уровне значимости. Дети с ЗПР уступают по показателям общего психического развития своим нормально развивающимся сверстникам.
Результаты теста «Рисунок человека» с точки зрения эмоционально-личностных особенностей детей обрабатывались нами по следующим показателям:
1. Расположение рисунка на листе – вверху, в середине, в нижней части листа (рис.1);
2. Размер фигуры человека (рис.2);
3. Соответствие пола изображенного человека полу ребенка.
рис.1
Статистически значимых различий не обнаружено. Обращает на себя внимание, что 13 детей нормально развивающихся и 10 детей с ЗПР расположили человека в нижней части листа, что может свидетельствовать о заниженной самооценке, неуверенности, тревожности авторов.
При оценке по
показателю размера фигуры человека,
большой фигурой считалась
Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые занимают только маленькую часть листа. Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют с размахом, свободно от сдерживающей тревожности.
Результаты отражены на рис.2
рис.2
По данному показателю статистически значимых различий также не обнаружилось. Однако обращает на себя внимание, что почти половина детей из двух групп (14 нормально развивающихся и 12 детей с ЗПР) нарисовали своего человека маленьким. Данный факт может говорить о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта и скованности, о чувстве собственной малоценности и незначительности.
Большинство детей склонны изображать человека своего пола, предпочтение изображениям противоположного пола указывает на возможность существования спутанности половых ролей, трудности принятия половой роли в соответствии с биологическим полом.
По показателю, соответствия пола ребенка той фигуре, которую он изобразил, результаты таковы. Не совпал пол у четырех детей из нормальной группы и у двоих детей из группы ЗПР. Различия статистически не значимы.
Все эксперты оценили «Рисунок человека» с точки зрения эмоциональной выразительности.
Несмотря на то, что статистически значимых различий между выражением эмоций в двух группах детей обнаружено не было, интересно отметить, что положительно эмоционально окрашенными были 54% рисунков человека у детей нормально развивающихся и 33% у детей с ЗПР. Негативных рисунков было 19% и 24% соответственно и смешанных 27% и 43%.
По показателю интенсивности выраженных эмоций оценка экспертов в целом была высокой: 77% и 91% соответственно. Причем у детей с ЗПР на 14% больше рисунков были интенсивно выраженными эмоционально.
По показателю сложности эмоций у большинства детей обеих групп они были сложные. Показатель «принятия себя» различий также не выявил.
Данные результаты по методике «Рисунок человека» говорят о том, что у обеих групп детей существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере.
II. Индивидуально с каждым ребенком проводился тест «Рисунок семьи». В этом тесте более полно, чем в «Рисунке человека» проявляется эмоциональная сфера личности, т.к. здесь затрагиваются наиболее значимые для ребенка отношения между ним и его ближайшим окружением – семьей. Исходя из специфики нашего исследования, мы выделили три основных аспекта интерпретации результатов теста «Рисунок семьи».
1. интерпретация структуры рисунка семьи;
2. анализ процесса рисования;
3. эмоциональная выразительность рисунка с точки зрения экспертов.
Итак, расположение членов семьи на листе оценивалось как верхнее, если все фигуры располагались выше средней линии листа, а нижнее, если положение фигур располагалось ниже средней линии листа. Остальные положения считались средними.
Расположение
членов семьи почти полностью
совпало с расположением
Результаты по показателю размера фигур членов семьи показаны в таблице ниже:
Размер фигур членов семьи.
Параметры по размеру фигур | Выборка | Р | |
Норма (в %) | ЗПР (в %) | ||
Большие | 3 | 37 | *** |
Средние | 63 | 33 | * |
Маленькие | 33 | 30 | - |
*- различия достоверны на 5% уровне значимости,
***- различия достоверны на 0,1% уровне значимости.
Таким образом, оказалось, что статистически значимые различия обнаружились в абсолютном размере изображенных фигур. Большие, занимающие весь лист фигуры могут рисовать импульсивные дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности.
По мнению Т.Г. Хоментаускаса (1985) ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний.
На основе анализа рисунков нами были выделены группы, в которых ребенок изобразил себя:
- только с мамой,
- с другими взрослыми,
- с братом или сестрой,
- отдельно.
Результаты отражены на рис.3 и рис.4.
рис.3
рис.4
Статистически значимые различия между двумя группами обнаружились в расположении с братьями и сестрами (различия достоверны на 5% уровне значимости). Это может говорить о том, что эмоциональная связь с братьями и сестрами для детей с ЗПР более важна, чем для детей из нормальной выборки.
Если ребенок рисует себя отдаленно от других, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. Также, если ребенок не рисует себя вообще, это свидетельствует об отсутствии чувства общности, или о том, что ребенок чувствует отвержение. 4 ребенка нормально развивающихся и 7 детей с ЗПР не изобразили себя на рисунке. Различия статистически не значимы.
По нашим данным из 30 детей нормально развивающихся исказили реальный состав семьи 11 человек, т.е. 37%. 4 ребенка (13%) не нарисовали себя. Пририсовали бабушек и дедушек, которые не проживают вместе с детьми, но видимо оказывают достаточное влияние – 2 ребенка (7%). 3 ребенка не нарисовали бабушек, несмотря на то, что живут вместе (10%). 4 ребенка не нарисовали братьев и сестер (40% от детей имеющих братьев и сестер).
Из детей с ЗПР 14, т.е. 47% исказили реальный состав своей семьи. 7 детей не нарисовали себя (23%). Пририсовали бабушек 2 человека (6%). 2 мальчика нарисовали отцов, которых у них нет (6%). Одна девочка вместо отца нарисовала выдуманного брата. Один мальчик не нарисовал отца, сказав, что он на работе. Один мальчик нарисовал двоюродного брата, о котором не упомянула в анкете его мать. Один мальчик включил в состав семьи двух дядей и одну тетю. Следует отметить, что все дети с ЗПР нарисовали своих братьев и сестер – 12 человек.
Таким образом, статистически значимые различия выявились в рисовании сиблингов в составе семьи (различия достоверны на 5% уровне значимости). Это говорит о том, что братья и сестры играют очень важную роль в эмоциональной жизни ребенка-дошкольника с ЗПР. И этот вопрос требует специального изучения.
Свою значимость испытуемых в семье мы анализировали по показателю того, на каком месте ребенок рисует себя, также анализировалась значимость других членов семьи.
Результаты показаны на рис.5.
рис.5
Данные о рисовании на первом месте «другого» подтверждают влияние братьев и сестер на дошкольников с ЗПР (различия достоверны на 1% уровне значимости). Только один ребенок из нормальной выборки нарисовал первым старшего брата (10% от детей, имеющих сиблингов). У детей же с ЗПР на первом месте были 6 старших братьев и сестер (50% от детей, имеющих сиблингов).
По интерпретации рисунка семьи с точки зрения его эмоциональности по мнению экспертов, результаты оказались следующими. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками, значимых различий в интенсивности, сложности выражения эмоций и принятии себя у детей с ЗПР выявлено не было. Различия на границе статистической достоверности (при Р=0,95) выявились в общем выражении эмоциональности. При этом у нормально развивающихся детей позитивных рисунков было почти в два раза больше – 46%. Негативных было тоже больше – 25%. Соответственно, смешанных было всего 28% (против 62% у детей с ЗПР)- различия достоверны на 5% уровне значимости.
У детей с задержкой психического развития рисунки в целом были более схематичными, одежда у фигур почти во всех рисунках отсутствовала, половые различия были отмечены только с помощью наличия разного расположения волос на голове (у женщин волос на голове больше, чем у мужчин и они более длинные), тела-овалы у мужчин, тела-треугольники – у женщин, а в 37% рисунков и эти различия отсутствовали. Деталей, одежды и украшений практически не наблюдалось.
Таким образом, можно говорить, что все обследуемые дети выражали эмоции и чувства через рисунок семьи. Последующие эксперименты говорят о том, что это выражение достаточно адекватно и соответствует общему эмоциональному фону каждого ребенка.
III. С помощью теста Люшера мы оценивали степень тревожности, выявленной детьми, прогноз развития эмоционально-потребностной сферы и эмоциональную устойчивость.