Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:58, курсовая работа
Данное исследование посвящено одной из важных и дискуссионных проблем возрастной психологии – исследованию эмоциональной сферы детей, и в частности сравнительному анализу эмоциональных особенностей детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста проявляющихся в рисунке.
В заключении подводится итог проведенной работы, дается краткая характеристика основных положений и результатов исследования. Намечаются возможные направления дальнейшего изучения эмоциональной сферы детей.
На основании анализа материалов, полученных в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В отличие от распространенных представлений о значительных нарушениях эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития недостатки эмоциональной сферы, обнаруживаемые в изобразительной деятельности, оказываются незначительными.
2. У детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере.
3. Проявление эмоций и чувств в рисунке у детей с ЗПР по некоторым качественным показателям отличается от нормально развивающихся сверстников (по показателям выражения негативных эмоций, по положительному «принятию себя»). Можно сказать, что в актуальном состоянии дети с ЗПР выразили более негативный фон эмоциональности, чем дети нормально развивающиеся, затем при дальнейшей работе с красками эти различия почти исчезли. Следовательно, можно говорить о большей динамике эмоциональности у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, что с одной стороны связано с недостаточностью эмоциональной регуляции, а с другой говорит о гибкости и возможности успешной коррекции эмоциональной сферы таких детей.
4. Братья и сестры играют значительно более важную роль в эмоциональной жизни ребенка-дошкольника с ЗПР, чем у нормально развивающихся сверстников.
5. Анализ технической стороны рисунков детей обеих групп выявил, что у детей с ЗПР есть трудности интеллектуального характера при рисовании, т.к. сюжет требует определенного уровня сформированности наглядно-образного мышления, представлений, а также построения замысла. Дети с ЗПР хуже владеют техникой рисования, у них хуже развита моторика, что значительно затрудняет создание сложных рисунков.
6. В свободном рисовании детям с ЗПР легче выражать себя, используя простые приемы изобразительного искусства, такие как рисование линий, пятен, закрашивание листа простыми цветами или компонуя их хаотично.
Все обследуемые
дети выражали эмоции и чувства через
рисунки. Это выражение достаточно
адекватно и соответствует
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
1.Степанова
В.А. Изучение эмоциональной
2.Степанова
В.А. Тест «Рисунок семьи» как
показатель эмоционального
3. Степанова
В.А. Выражение чувств и
4. Степанова
В.А. Проявление
5. Степанова
В.А. Выражение эмоций и