Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание

Данное исследование посвящено одной из важных и дискуссионных проблем возрастной психологии – исследованию эмоциональной сферы детей, и в частности сравнительному анализу эмоциональных особенностей детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста проявляющихся в рисунке.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

В заключении подводится итог проведенной  работы, дается краткая  характеристика основных положений и результатов  исследования. Намечаются возможные направления  дальнейшего изучения эмоциональной сферы  детей.

На основании  анализа материалов, полученных в  ходе исследования, можно сделать  следующие выводы:

1. В отличие от распространенных представлений о значительных нарушениях эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития недостатки эмоциональной сферы, обнаруживаемые в изобразительной деятельности, оказываются незначительными.

2. У детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере.

3.  Проявление эмоций и чувств в рисунке у детей с ЗПР по некоторым качественным показателям отличается от нормально развивающихся сверстников (по показателям выражения негативных эмоций, по положительному «принятию себя»). Можно сказать, что в актуальном состоянии дети с ЗПР выразили более негативный фон эмоциональности, чем дети нормально развивающиеся, затем при дальнейшей работе с красками эти различия почти исчезли. Следовательно, можно говорить о большей динамике эмоциональности у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, что с одной стороны связано с недостаточностью эмоциональной регуляции, а с другой говорит о гибкости и возможности успешной коррекции эмоциональной сферы таких детей.

4. Братья и сестры играют значительно более важную роль в эмоциональной жизни ребенка-дошкольника с ЗПР, чем у нормально развивающихся сверстников.

5. Анализ технической стороны рисунков детей обеих групп выявил, что у детей с ЗПР есть трудности интеллектуального характера при рисовании, т.к. сюжет требует определенного уровня сформированности наглядно-образного мышления,  представлений, а также построения замысла. Дети с ЗПР хуже владеют техникой рисования, у них хуже развита моторика, что значительно затрудняет создание сложных рисунков.

6. В свободном рисовании детям с ЗПР легче выражать себя, используя простые приемы изобразительного искусства, такие как рисование линий, пятен, закрашивание листа простыми цветами или компонуя их хаотично.

Все обследуемые  дети выражали эмоции и чувства через  рисунки. Это выражение достаточно адекватно и соответствует общему эмоциональному фону каждого ребенка.

 

 

Основное  содержание работы отражено в следующих публикациях:

1.Степанова  В.А. Изучение эмоциональной регуляции  у детей с задержкой психического  развития. // Право на детство:  профилактика насилия и правонарушений  среди детей и подростков. Материалы международной научно-практической конференции. Н.-Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. С.151-153.

2.Степанова  В.А. Тест «Рисунок семьи» как  показатель эмоционального отношения  ребенка-дошкольника с ЗПР к  себе и своей семье. // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы научной конференции. М., 2003. С. 300-303.

3. Степанова  В.А. Выражение чувств и эмоциональных  состояний  у детей дошкольного возраста в рисунке человека и в рисунке семьи. Журнал психологической диагностики №4-5, 2003 г. С. 80-88.

4. Степанова  В.А. Проявление эмоциональности  детей дошкольного возраста в  рисунке. Журнал «Психолог в  детском саду» №4, 2003г. С. 46-60.

5. Степанова  В.А. Выражение эмоций и чувств  посредством рисования у детей с задержкой психического развития. // Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования. Материалы 2-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. 23-24 апреля 2003 г. С. 216-218.

Информация о работе Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности