Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:58, курсовая работа
Данное исследование посвящено одной из важных и дискуссионных проблем возрастной психологии – исследованию эмоциональной сферы детей, и в частности сравнительному анализу эмоциональных особенностей детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста проявляющихся в рисунке.
В целом у
девочек в обеих группах
На границе статистической значимости были различия по эмоциональной устойчивости. Больше эмоционально устойчивых оказалось среди нормально развивающихся детей– 57%, тогда как среди детей с ЗПР таких было 33%. Соответственно эмоционально не устойчивыми оказались 43% детей из нормальной выборки (13 человек) и 67% детей с ЗПР (20 детей).
Таким образом, можно говорить о том, что у большинства детей обеих групп отмечается тревожность, что может быть связано с кризисным периодом в развитии. Эмоциональную устойчивость проявили больше детей нормально развивающихся, что подтверждается литературными данными, говорящими о том, что дети с ЗПР менее эмоционально устойчивы, более возбудимы и импульсивны.
IY. В следующей серии эксперимента, с детьми проводилось занятие на тему «Настроение». После прослушивания стихотворений и определения выражаемого в них настроения, попытаться изобразить любое настроение с помощью кисти и краски.
Оказалось, что все дети с ЗПР определили основные настроения, выражаемые в стихотворениях (веселое, радостное, грустное, печальное, спокойное, тревожное). Дети нормально развивающиеся описывали настроения выраженные в прослушанных стихотворениях более разнообразно (нежное, бойкое, беспокойное, задумчивое). Дети обеих групп с удовольствием рисовали настроения. Причем перед рисованием им говорилось о том, что необязательно рисовать что-то четко определенное, главное выбрать предпочитаемую краску. Можно рисовать штрихами, мазками, точками, линиями, но что бы глядя на рисунок можно было сказать, какое настроение изобразил автор. Все дети поняли эту инструкцию и рисовали очень увлеченно. Особенность детей с ЗПР выразилась в том, что после того, как они заканчивали один рисунок, сами просили дать еще бумаги и продолжали рисовать, обнаруживая большую энергию. Каждого ребенка просили назвать то настроение, которое он изобразил. Дети отвечали с охотой и адекватно выбранному цвету (черный цвет – грустное, оранжевый – веселое и т.д.). Воспитатели групп с ЗПР отмечали, что после такого рисования дети становились спокойнее, были менее возбуждены, дольше могли играть.
По содержанию изображения разделились на «сюжетную картинку», «узоры», «линии и пятна».
Анализировались две серии рисунков. Первая серия – рисование детьми своего настроения после прочтения им стихотворений. Вторая серия – свободный рисунок. Всего было проанализировано 120 рисунков красками – 60 рисунков нормально развивающихся детей и 60 рисунков детей с ЗПР.
Результаты отражены в таблице:
Сравнение видов всех рисунков у двух групп детей.
Содержание рисунков | Выборка | Р | |
Норма (в %) | ЗПР (в %) | ||
Сюжет | 77 | 33 | *** |
Узор | 12 | 12 | - |
Линии и пятна | 12 | 55 | *** |
***- различия достоверны на 0,1% уровне значимости.
Оказалось, что дети с ЗПР гораздо меньше рисовали сюжетных рисунков (различия достоверны на 0,1% уровне значимости). Можно предположить, что у них есть трудности интеллектуального характера при рисовании, т.к. сюжет требует определенного уровня сформированности наглядно-образного мышления, представлений и создания замысла. Дети с ЗПР также хуже владеют техникой рисования, что значительно затрудняет создание сложных рисунков.
Рисунков, по которым можно было определить настроение автора, но которые были выполнены нанесением красок без сюжета и определенного узора, у детей с ЗПР было значительно больше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Безусловно, это потому, что так легче рисовать, и инструкция была относительно свободная. Однако следует отметить, что при любом материальном выражении, при создании продукта деятельности, происходят изменения и во внутреннем мире человека. Эти рисунки поражали бурным выходом энергии, были сделаны с огромной охотой. Дети не хотели заканчивать рисовать, а просили дать еще и еще листов бумаги.
Разница между выборками при рисовании первого рисунка показана в таблице ниже:
Рисование настроения. Разница по видам рисунков.
Содержание рисунка настроения | Выборка | Р | |
Норма (в %) | ЗПР (в %) | ||
Сюжет | 62,5 | 45 | - |
Узор | 28 | 23 | - |
Линии и пятна | 9,5 | 32 | ~* |
~*- различия приближаются к достоверности на 5% уровне значимости.
Итак, у детей
нормально развивающихся и
Были выявлены различия по второму рисунку, которые показаны в таблице ниже:
Свободный рисунок. Различия по видам рисунка.
Содержание свободного рисунка | Выборка | Р | |
Норма (в %) | ЗПР (в %) | ||
Сюжет | 81,5 | 27 | *** |
Узор | 2,5 | 9 | - |
Линии и пятна | 16 | 64 | *** |
***- различия достоверны на 0,1% уровне значимости.
По второму рисунку различия обнаружились на 0,1% уровне значимости по числу сюжетных рисунков, а также линий и пятен. У детей с ЗПР было гораздо меньше сюжетных рисунков и гораздо больше не структурированных рисунков.
Можно сделать вывод о том, что в свободном рисовании детям с ЗПР легче выражать себя, используя простые приемы изобразительного искусства, такие как рисование линий, пятен, закрашивание листа простыми цветами, или компануя их хаотично.
Мы изучили и каждую группу детей отдельно, сравнив изменится ли композиция рисунков от рисунка настроения к свободному рисунку. Результаты отражены в таблицах ниже:
Сравнение двух рисунков нормально развивающихся детей.
Содержание рисунка | Рисунок настроения | Свободный рисунок | Р |
Сюжет | 62,5 | 81,5 | - |
Узор | 28 | 2,5 | ** |
Линии и пятна | 9,5 | 16 | - |
** - различия достоверны на 1% уровне значимости.
Различия статистически достоверны в группе нормально развивающихся детей при рисовании узором. При свободном рисовании таких рисунков оказалось значительно меньше (всего 2,5%). Это можно объяснить тем, что при свободном рисовании дети нормально развивающиеся отошли от стереотипного узора и проявили больше индивидуальности с помощью сюжетного рисунка (81,5% сюжетов) и линий и пятен (16% рисунков).
Сравнение двух рисунков детей с ЗПР.
Содержание рисунка | Рисунок настроения | Свободный рисунок | Р |
Сюжет | 45 | 27 | - |
Узор | 23 | 9 | - |
Линии и пятна | 32 | 64 | * |
* - различия достоверны на 5% уровне значимости.
Различия статистически достоверны у группы детей с ЗПР при рисовании линиями и пятнами. Во втором рисунке их было в два раза больше, чем в первом рисунке. Это может говорить о том, что детям с ЗПР легче выразить себя с помощью простых способов изображения.
Далее мы попытались сравнить актуальное эмоциональное состояние детей, которое они отразили в тесте Люшера с отражением его в рисунках.
На границе статистической значимости оказались различия по положительным выборам детей при рисовании настроения (первый рисунок). На 23% детей из нормальной выборки больше, чем детей с ЗПР выбрали при рисовании основные, положительные цвета – красный, синий, зеленый, желтый.
При оценке экспертами рисунка настроения, также положительно окрашенными были на 21% больше рисунков у детей нормально развивающихся по сравнению с детьми с ЗПР. Негативных рисунков было на 23% меньше у детей нормально развивающихся (различия достоверны на 5% уровне значимости). По показателю «принятия себя» различия также оказались на 5% уровне значимости – положительное принятие чаще отмечалось у детей нормально развивающихся. Это говорит о том, что выражение эмоций и чувств детей с ЗПР по качественным параметрам отличалось от нормально развивающихся сверстников.
Нами сравнивались также изменения цветовых выборов от первого ко второму рисованию.
Общая динамика выборов отражена в таблице:
Динамика выборов
Динамика изменений | Выборка | Р | |
Норма (в %) | ЗПР (в %) | ||
С полож. на смешанный | 23 | 3 | * |
Со смеш. на положит. | 10 | 10 | - |
Со смеш. на отрицат. | 3 | 7 | - |
С отрицат. на смеш. | 0 | 7 | - |
Не изменилась | 64 | 73 | - |
* - различия достоверны на 5% уровне значимости.
Таким образом, при общей динамике выборов, статистически значимыми оказалась динамика перехода с положительного выражения эмоциональности на смешанное. Можно предположить, что при свободном рисовании положительное выражение эмоциональности у детей нормальной выборки изменилось на смешанное по сравнению с детьми с ЗПР из-за того, что в условиях свободного рисования эмоции в рисунке проявились более спонтанно.
Далее мы проанализировали совпадают ли выборы по тесту Люшера с выбором красок при рисовании и мнениями экспертов об эмоциональности детей.
Между выборами по тесту Люшера, выбором красок и мнениями экспертов значительных различий между группами детей нет. Более чем в 50% случаев идет полное совпадение по всем заданиям. Несовпадение имеет место в 23-13% заданий. Также совпали выборы по тесту Люшера с оценками экспертов эмоциональной выразительности в тестах «Рисунок человека» и «Рисунок семьи». Они совпали полностью у 50% детей нормально развивающихся и у 30% детей с ЗПР. Совпали частично у 43% и 60% детей соответственно. Не совпали соответственно у 7% и 10% детей обеих групп. Следовательно, опираясь на выраженное эмоциональное состояние в рисунках можно судить об эмоционально-личностной сфере детей.