Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание

Данное исследование посвящено одной из важных и дискуссионных проблем возрастной психологии – исследованию эмоциональной сферы детей, и в частности сравнительному анализу эмоциональных особенностей детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста проявляющихся в рисунке.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

В целом у  девочек в обеих группах тревожность  была выражена меньше, чем у мальчиков. Большинство детей в обеих  группах – 83% детей с ЗПР и 70% детей нормально развивающихся оказались тревожными. 

 

            На границе статистической значимости были различия по эмоциональной устойчивости. Больше эмоционально устойчивых оказалось среди нормально развивающихся детей– 57%, тогда как среди детей с ЗПР таких было 33%. Соответственно эмоционально не устойчивыми оказались 43% детей из нормальной выборки (13 человек) и 67% детей с ЗПР (20 детей).

Таким образом, можно говорить о том, что у  большинства детей обеих групп  отмечается тревожность, что может  быть связано с кризисным периодом в развитии. Эмоциональную устойчивость проявили больше детей нормально развивающихся, что подтверждается литературными данными, говорящими о том, что дети с ЗПР менее эмоционально устойчивы, более возбудимы и импульсивны.

IY. В следующей серии эксперимента, с детьми проводилось занятие на тему «Настроение». После прослушивания стихотворений и определения выражаемого в них настроения, попытаться изобразить любое настроение с помощью кисти и краски.

Оказалось, что  все дети с ЗПР определили основные настроения, выражаемые в стихотворениях (веселое, радостное, грустное, печальное, спокойное, тревожное). Дети нормально развивающиеся описывали настроения выраженные в прослушанных стихотворениях более разнообразно (нежное, бойкое, беспокойное, задумчивое). Дети обеих групп с удовольствием рисовали настроения. Причем перед рисованием им говорилось о том, что необязательно рисовать что-то четко определенное, главное выбрать предпочитаемую краску. Можно рисовать штрихами, мазками, точками, линиями, но что бы глядя на рисунок можно было сказать, какое настроение изобразил автор. Все дети поняли эту инструкцию и рисовали очень увлеченно. Особенность детей с ЗПР выразилась в том, что после того, как они заканчивали один рисунок, сами просили дать еще бумаги и продолжали рисовать, обнаруживая большую энергию. Каждого ребенка просили назвать то настроение, которое он изобразил. Дети отвечали с охотой и адекватно выбранному цвету (черный цвет – грустное, оранжевый – веселое и т.д.). Воспитатели групп с ЗПР отмечали, что после такого рисования дети становились спокойнее, были менее возбуждены, дольше могли играть.

По содержанию изображения разделились на «сюжетную  картинку», «узоры», «линии и пятна».

Анализировались две серии рисунков. Первая серия – рисование детьми своего настроения после прочтения им стихотворений. Вторая серия – свободный рисунок. Всего было проанализировано 120 рисунков красками – 60 рисунков нормально развивающихся детей и 60 рисунков детей с ЗПР.

Результаты  отражены в таблице:

Сравнение видов всех рисунков у двух групп  детей.

Содержание  рисунков Выборка Р
Норма (в %) ЗПР (в %)
Сюжет 77 33 ***
Узор 12 12 -
Линии и пятна 12 55 ***

***- различия  достоверны на 0,1% уровне значимости.

Оказалось, что  дети с ЗПР гораздо меньше рисовали сюжетных рисунков (различия достоверны на 0,1% уровне значимости). Можно предположить, что у них есть трудности интеллектуального характера при рисовании, т.к. сюжет требует определенного уровня сформированности наглядно-образного мышления, представлений и создания замысла. Дети с ЗПР также хуже владеют техникой рисования, что значительно затрудняет создание сложных рисунков.

 

            Рисунков, по которым можно было определить настроение автора, но которые были выполнены нанесением красок без сюжета и определенного узора, у детей с ЗПР было значительно больше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Безусловно, это потому, что так легче рисовать, и инструкция была относительно свободная. Однако следует отметить, что при любом материальном выражении, при создании продукта деятельности, происходят изменения и во внутреннем мире человека. Эти рисунки поражали бурным выходом энергии, были сделаны с огромной охотой. Дети не хотели заканчивать рисовать, а просили дать еще и еще листов бумаги.

 

            Разница между выборками при рисовании первого рисунка показана в таблице ниже:

Рисование настроения. Разница по видам рисунков.

Содержание  рисунка настроения Выборка Р
Норма (в %) ЗПР (в %)
Сюжет 62,5 45 -
Узор 28 23 -
Линии и пятна 9,5 32 ~*

~*- различия  приближаются к достоверности  на 5% уровне значимости.

Итак, у детей  нормально развивающихся и детей  с ЗПР по первому рисунку статистически  значимых различий не обнаружено. На границе  значимости различия по числу рисунков, сделанных с помощью линий и пятен. У детей с ЗПР их больше.

Были выявлены различия по второму рисунку, которые  показаны в таблице ниже:

Свободный рисунок. Различия по видам рисунка.

Содержание  свободного рисунка Выборка Р
Норма (в %) ЗПР (в %)
Сюжет 81,5 27 ***
Узор 2,5 9 -
Линии и пятна 16 64 ***

***- различия  достоверны на 0,1% уровне значимости.

По второму  рисунку различия обнаружились на 0,1% уровне значимости по числу сюжетных рисунков, а также линий и пятен. У детей с ЗПР было гораздо  меньше сюжетных рисунков и гораздо больше не структурированных рисунков.

Можно сделать  вывод о том, что в свободном  рисовании детям с ЗПР легче  выражать себя, используя простые  приемы изобразительного искусства, такие  как рисование линий, пятен, закрашивание листа простыми цветами, или компануя их хаотично.

Мы изучили  и каждую группу детей отдельно, сравнив изменится ли композиция рисунков от рисунка настроения к  свободному рисунку. Результаты отражены в таблицах ниже:

Сравнение двух рисунков нормально развивающихся  детей.

Содержание рисунка Рисунок настроения Свободный рисунок Р
Сюжет 62,5 81,5 -
Узор 28 2,5 **
Линии и пятна 9,5 16 -

** - различия  достоверны на 1% уровне значимости.

Различия  статистически достоверны в группе нормально развивающихся детей  при рисовании узором. При свободном рисовании таких рисунков оказалось значительно меньше (всего 2,5%). Это можно объяснить тем, что при свободном рисовании дети нормально развивающиеся отошли от стереотипного узора и проявили больше индивидуальности с помощью сюжетного рисунка (81,5% сюжетов) и линий и пятен (16% рисунков).

Сравнение двух  рисунков детей с ЗПР.

Содержание  рисунка Рисунок настроения Свободный рисунок Р
Сюжет 45 27 -
Узор 23 9 -
Линии и пятна 32 64 *
 

           * - различия достоверны на 5% уровне значимости.

Различия  статистически достоверны у группы детей с ЗПР при рисовании  линиями и пятнами. Во втором рисунке  их было в два раза больше, чем  в первом рисунке. Это может говорить о том, что детям с ЗПР легче  выразить себя с помощью простых  способов изображения.

 

            Далее мы попытались сравнить актуальное эмоциональное состояние детей, которое они отразили в тесте Люшера с отражением его в рисунках.

На границе  статистической значимости оказались  различия по положительным выборам  детей при рисовании настроения (первый рисунок). На 23% детей из нормальной выборки больше, чем детей с ЗПР выбрали при рисовании основные, положительные цвета – красный, синий, зеленый, желтый.

При оценке экспертами рисунка настроения, также положительно окрашенными были на 21% больше рисунков у детей нормально развивающихся по сравнению с детьми с ЗПР. Негативных рисунков было на 23% меньше у детей нормально развивающихся (различия достоверны на 5% уровне значимости). По показателю «принятия себя»  различия также оказались на 5% уровне значимости – положительное принятие чаще отмечалось у детей нормально развивающихся. Это говорит о том, что выражение эмоций и чувств детей с ЗПР по качественным параметрам отличалось от нормально развивающихся сверстников.

Нами сравнивались также изменения цветовых выборов от первого ко второму рисованию. 

Общая динамика выборов отражена в таблице:

Динамика  выборов

Динамика  изменений Выборка Р
Норма (в %) ЗПР (в %)
С полож. на смешанный 23 3 *
Со  смеш. на положит. 10 10 -
Со  смеш. на отрицат. 3 7 -
С отрицат. на смеш. 0 7 -
Не  изменилась 64 73 -

* - различия  достоверны на 5% уровне значимости.

Таким образом, при общей  динамике выборов, статистически  значимыми оказалась  динамика перехода с  положительного выражения  эмоциональности  на смешанное. Можно предположить, что при свободном рисовании положительное выражение эмоциональности у детей нормальной выборки изменилось на смешанное по сравнению с детьми с ЗПР из-за того, что в условиях свободного рисования эмоции в рисунке проявились более спонтанно.

Далее мы проанализировали совпадают ли выборы по тесту Люшера с выбором красок при рисовании  и мнениями экспертов об эмоциональности  детей.

Между выборами по тесту Люшера, выбором красок и мнениями экспертов значительных различий между группами детей нет. Более чем в 50% случаев идет полное совпадение по всем заданиям. Несовпадение имеет место в 23-13% заданий. Также совпали выборы по тесту Люшера с оценками экспертов эмоциональной выразительности в тестах «Рисунок человека» и «Рисунок семьи». Они совпали полностью у 50% детей нормально развивающихся и у 30% детей с ЗПР. Совпали частично у 43% и 60% детей соответственно. Не совпали соответственно у 7% и 10% детей обеих групп. Следовательно, опираясь на выраженное эмоциональное состояние в рисунках можно судить об эмоционально-личностной сфере детей.

Информация о работе Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности