Психические процессы у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:17, курсовая работа

Описание

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теме.docx

— 295.18 Кб (Скачать документ)

  Глава 1. Особенности  психических процессов у подростков

  1.1 Учет особенностей  психических процессов при организации  устного опроса

  Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два  этапа подростковый возраст и  юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические  границы этих возрастов часто  определяются совершенно по-разному. Процесс  акселерации нарушил привычные  возрастные границы подросткового  возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая  литература определяет разные границы  подросткового возраста:

  10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д.

  Обращаясь к отечественной истории, можно  заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной.

  В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете  как “дитя на подросте” – 14-15 лет.

  В академическом  четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это "мальчик или девочка в  переходном от детства к юношеству  возрасте от 12 до 16 лет ".

  На современном  этапе границы подросткового  возраста примерно совпадают с обучением  детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения  в организме.

  Наиболее  существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового  периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением  роста, возмужанием организма, развитием  вторичных половых признаков.

  Личко А.Е. различает  младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

  Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает  трудности этого возраста с половым  созреванием как причиной различных  психофизиологических и психических  отклонений.

  В ходе бурного  роста и физиологической перестройки  организма у подростков может  возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого  возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные  переходы от веселья к унынию и  пессимизму. Придирчивое отношение  к родным сочетается с острым недовольством  собой.

  Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного  чувства взрослости, как субъективного  переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его  в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание  своих прав, самостоятельности, что  непременно приводит к конфликту  между взрослыми и подростками.

  В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым  различным видам практической и  умственной деятельности.

  Главная новая  черта, появляющаяся в психологии подростка  по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более  высокий уровень самосознания, потребность  осознать себя как личность. Л.С. Выгодский  считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного  возраста.

  Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные  и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к  себе, к качествам собственной  личности, потребность сопоставления  себя с другими людьми, потребность  в самооценке. Представления, на основании  которых у подростков формируются  критерии самооценки, приобретаются  в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими  людьми: взрослыми, сверстниками.

  Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь  друга, кроме того, с восприятием  сверстника как образца, который  ближе, понятнее, доступнее по сравнению  со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с  классным коллективом.

  Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем  мнение учителей или родителей, и  он обычно очень чутко реагирует  на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений  прямо сказывается на развитии его  личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей  формирования личности подростка.

  В этом возрасте создаются неплохие условия для  формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных  с взаимоотношениями людей, в  том числе умения налаживать деловые  контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой  обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

  Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования  этого возраста.

Развитие  мышления в переходном возрасте

  Основная  разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением  над их поведением,- общеизвестная  склонность подростка к рассуждениям. Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся  в разгаре своего созревания функция  –мышление- начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни  подростка и юноши. Подростки  забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над  решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, — значит иметь партнёров  для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей  мере состоит из рассуждений и  доказательств. И в школе, и вне  школы они имеют репутацию  спорщиков, причём в этих спорах уже  большое место занимает доказательство своих собственных положений. Порой  мышление проявляется с такой  избыточной энергией, что производит впечатление как бы игры: спорят ради спора, рассуждают, чтобы рассуждать, и думают над проблемами с виду эксцентричными. И тем не менее  это мышление, уже неплохо отражающее связи объективного материального  мира и уже в значительной степени  историческое, еще имеет ряд крупных  недостатков. Однако абстрактное мышление ещё далеко от полной зрелости. В  подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных  понятий но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни интенсивно развивается мышление подростка, как  ни сильно оно вышло за пределы  личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как ни активно проявляет  оно себя по отношению к восприятию и памяти, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всёсторонне. На его мышлении лежит  ещё тень не преодоленной метафизичности, и ему ещё не хватает в должной  мере диалектичности. Ему недостаёт  ещё философского диалектического  мышления. Мышление — одна из тех  функций, которые в онтогенезе, как  и в филогенезе, развиваются позднее  ряда многих других функций. Влияние  школы на мышление, начинающееся с  первого дня поступления ребёнка  в школу, особенно ярко выступает  в подростковом возрасте. Пожалуй, ни в каком другом возрасте не бывают люди так сходны друг с другом по содержанию и приёмам мышления, как  в средних классах школы. В  младших классах ещё продолжают сказываться разнообразие личного  опыта дошкольника и разнообразие дошкольной среды. В старших классах, а ещё в большей степени  по выходе из школы, разнообразие создаётся  рядом других причин. Одна из причин—жизненные установки и интересы общественно  почти или совсем определившегося  человека. Другая причина—разнообразие степени и характера втянутости в практическую жизнь: заботы о будущем, жизненные затруднения и т.п., при прочих равных условиях, побуждают  человека усиленней думать. Наконец, третья причина—разнообразие внешкольной  и после школьного образования, чтение и т.п. Ключом ко всему проблем  развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом  исследований факт, что подросток  впервые овладевает процессом образования  понятий, что он переходит к новой  и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях.

  Это центральное  явление всего переходного возраста, и недооценка оттеснить на задний план изменения интеллектуального  характера по сравнению с эмоциональными и другими сторонами кризиса, присущие большинству современных  теорий переходного возраста, объясняются  в первую очередь тем, что образование  понятий представляет собой в  вышей степени сложный процесс, отнюдь не аналогичный простому вызреванию элементарных интеллектуальных функций, а потому не поддающийся внешнему констатированию, грубому определению  на глаз. Перемены, совершающиеся в  мышлении подростка, овладевающего  понятиями, - это в огромной степени  перемены внутреннего, интимного структурного характера, часто не выявляющиеся вовне, не бросающиеся в глаза наблюдателю. В центре развития мышления в эпоху  полового созревания стоит образование  понятий. Этот процесс знаменует  собой действительно революционные  изменения как в области содержания, так и в области форм мышления.

  Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед подростком. Ум подростка, скорее, тяготится конкретным, и конкретные естествознание, ботаника, зоология и  минералогия, отходят у подростка  на задний план, уступая место философским  вопросам естествознания, происхождения  мира, человека и т.п.. Точно так  же отходит на второй план интерес  к обильным историческим конкретным рассказам. Место их теперь уже всё  более и более занимает политика, которой подросток очень интересуется. Наконец, со всем этим хорошо вяжется  и то, что подросток в массе  охладевает к столь любимому ребёнком в предпубертатном возрасте искусству, как рисование. Самое абстрактное  искусство – музыка – самое  любимое подростком. Подросток, переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей полноте и глубине только в понятиях, начинает активно и  творчески участвовать в различных  сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Без мышления в понятиях нет понимания отношений, лежащих за явлениями. Целый мир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложных взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между её отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с ключом понятия. Это новое содержание не входит механически в мышление подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Слово есть настолько средство понимать других, насколько оно есть средство понимать самого себя. Благодаря этому только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений. Речь есть могущественное средство анализа и классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности. Слово, ставшее носителем понятия, является настоящей теорией предмета, к которому оно относится. Познавая с помощью слов, являющихся знаками понятий, конкретную действительность, человек раскрывает в видимом им мире заключенные в нём связи и закономерности. Но понятие не только приводит в систему и служит основным средством познания внешней действительности. Оно является также основным средством понимания другого, адекватного усвоения исторически сложившегося социального опыта человечества. Только в понятиях подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания. Наконец, третья сфера, возникающая вновь в мышлении подростка в связи с переходом к образованию понятий это мир собственных переживаний, систематизация, познание и упорядочение.

  Развитие  высших психических  функций в переходном возрасте

Вся история психического развития в переходном возрасте состоит  из этого перехода функций вверх  и образования  самостоятельных  высших синтезов. Различные  функции не развиваются  рядом друг с другом, как пучок веток, поставленных в один сосуд; она развиваются  даже как связанные  между собой общим  стволом различные  ветки единого  дерева. В процессе развития все эти  функции образуют сложную иерархическую  систему, где центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования  понятий. Все остальные  функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются, перестраиваются  на основе мышления в понятиях.

  По существу перед ними возникают совершенно новые функции, обладающие иными  закономерностями, чем их элементарные предшественницы, и только то обстоятельство, что низшие функции передали часть  своей деятельности вверх, высшим, приводит нередко к тому, что высшую, логическую, память сближают с элементарной, механической, памятью и видят в первой прямое продолжение последней, рассматривая обе как лежащие на одной и  той же генетической прямой. Так  точно переход функций вверх  приводит к тому. Что высшее, или  произвольное внимание сближают с элементарным, непроизвольным, вниманием и рассматривают  его как прямое продолжение последнего.

  Что же отличает восприятие ребенка от восприятия подростка? Новое заключается в том, что  самое речевое мышление подростка  переходит от комплексного типа к  мышлению в понятиях, вместе с тем  коренным образом изменяется и характер участия речевого мышления в восприятии подростка. Для ребенка значение слова реализуется как комплекс конкретных предметов, сцепленных фактической  связью, для подростка значение слова  реализуется как понятие, т.е как  сложный образ предмета, отражающий его связи и отношения с  действительностью, его сущность.

  Аналогичные изменения обнаруживает в переходном возрасте и память подростка. Если у  ребёнка интеллект—это функция  памяти, то у подростка память—функция интеллекта. Так же как примитивное  мышление ребёнка опирается на память, память подростка опирается на мышление; как у ребёнка за видимой словесной  формой понятия скрывается конкретно-образное и практически-действенное содержание, так у подростка за внешней  видимостью образов памяти скрываются истинные понятия.

  Интеллектуализация  мнемы, т.е постепенное сближение  памяти и интеллекта лежит в основе развития памяти в этом возрасте. Понятно, какой прогресс в памяти, какой  подъём на высшую ступень достигает  при этом. Продолжая образное сравнение, можно сказать, что подросток, переходя к запоминанию в понятиях, несомненно, свидетельствовали бы о выдающейся, феноменальной памяти.

Информация о работе Психические процессы у подростков