Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:17, курсовая работа
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста
Но рост
логической памяти происходит не только
количественно, не только со стороны
содержания—память заполняется
не столько образами конкретных предметов,
сколько их понятиями, связями, отношениями.
Происходит и рост качественного
характера самой функции
Отсюда понятно, что и вербализация памяти, запоминание с помощью речевых записей существенно изменяются от школьного к переходному возрасту.
Можно формулировать
центральные моменты всех этих изменений
в следующем виде: память подростка
освобождается от эйдетических наглядных
образов, вербальная память, запоминание
в понятиях, непосредственно связанные
с осмысливанием, анализом и систематизацией
материала, выдвигаются на первый план,
причём характер переработки материала
при речевом запоминании
Можно сказать, что ребёнок, становясь подростком, переходит к внутренней мнемотехнике, которую обычно называют логической памятью, или внутренней формой опосредованного запоминания. Этот переход извне вовнутрь, связанный с мощным развитием внутренней речи, требует, однако, более подробного выяснения, так как он составляет общую черту в развитии всех интеллектуальных функций переходного возраста и относится в такой же мере к вниманию, как и к памяти.
Воображение и творчество подростка
Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является её раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Ещё Вундта полагал, что у ребенка вообще не существует комбинирующей фантазии. Это верно в том смысле, что только подросток начинает выделять и осознавать указанную форму как особую функцию. У ребенка ещё не существует строго выделенной функции воображения. Подросток же осознает свою субъективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также осознает в её истинных пределах.
Как уже было замечено, разъединение субъективных и объективных моментов, образование плюсов личности и миросозерцания характеризует переходных возраст. То же самое распадение субъективных объективных моментов характеризует и фантазию подростка. Фантазия как бы разбивается на два русла. С одной стороны. Она становится на службу эмоциональной жизни, потребностей, настроений, чувств, переполняющих подростка. Она являлась субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение, напоминающей детскую игру. По словам одного психолога, фантазирует отнюдь не счастливый человек, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенное желание – побудительных стимул фантазии. Наша фантазия – это осуществление желания, корректив к неудовлетворяющей действительности.
Вот почему
все авторы согласно отмечают такую
особенность фантазии подростка: она
впервые обращается у него в интимную
сферу переживаний подростка, которая
скрывается обычно от других людей, которая
становится исключительно для себя.
Ребенок не скрывает своей игры,
подросток же скрывает свои фантазии
и прячет их от других. Подросток
прячет их как сокровенную тайну
и охотнее признается в своих
проступках, чем обнаружит свои фантазии
именно скрытность фантазии указывает
на то, что она тесно связывается
с внутренними желаниями, побуждениями,
влечениями и эмоциями личности и
начинает обслуживать всю эту
сторону жизни подроста. В этом
отношении чрезвычайно
В фантазии
подросток изживает свою богатую
внутреннюю эмоциональную жизнь, свои
порывы. В фантазии он находит средство
направления эмоциональной
Творческие
образы, создаваемые фантазией
Наряду с
этим руслом фантазии, обслуживающим
преимущественно эмоциональную
сферу подростка, его фантазия развивается
и по другому руслу чисто
Особенности внимания подростков
Изменения внимания, происходящие в подростковом возрасте, чрезвычайно мало привлекают к себе внимание исследователей. Большинство авторов обходят этот вопрос стороной или посвящают ему несколько строк, ограничиваясь беглым указанием на количественный рост устойчивости и активности внимания, отмечаемый у подростков. Между тем это изменение не менее важно и существенно, чем аналогичные изменения восприятия и памяти.
Значительный вклад в разработку данного вопроса внёс Л.С.Выготский. Рассмотрим выделяемые им особенности внимания подростков.
«Элементарная
функция внимания, как она появляется
в наиболее чистом виде в раннем
детстве, входит в качестве подчинённой
инстанции в новый сложный
синтез с интеллектуальными
Когда мы говорим об активном внимании, мы имеем в виду, что установка органов чувств определяется мыслью. Наиболее развитое внимание – определяющееся преимущественно мыслями (произвольное внимание).
Остановимся на двух основных стадиях развития внимания: первая охватывает школьный, вторая – переходный возраст. Эти два генетических среза могут нас сейчас интересовать для установления особенностей внимания в переходном возрасте. В общей форме можно сказать, что первая из этих стадий является стадией внешнего овладения собственными психическими функциями – памятью, вниманием, вторая – стадией внутреннего овладения теми же процессами.
Для школьника
характерно внешнее произвольное внимание,
а для подростка – внутреннее.
«Этот переход извне вовнутрь,
который мы образно назовём процессом
вращивания, состоит в том, что
высшая форма поведения, возникающая
в процессе приспособления к высшей
социальной жизни, как говорит Рибо,
складывается в процессе социально-культурного
развития ребёнка, усваивается им от
окружающих людей; поэтому она по
необходимости вначале является
внешней операцией и
Внимание, направленное
таким образом, является уже объективно
произвольно направленным вниманием,
но непроизвольным с точки зрения
самого ребенка. Усваивая эту форму
овладения вниманием, ребёнок вначале
овладевает чисто внешней операцией,
перенося её в сферу собственного
поведения в том виде, как она
складывается между людьми. Он только
соединяет в одном лице те обе
части операции, которые раньше были
разделены между ним и
М.М.Рубинштейн
отмечал, что внимание в подростковом
возрасте «не может не приобрести
большого диапазона и устойчивости
не только потому, что интересы стали
шире и устойчивее, но и потому, что
основной его элемент – воля становится
более выдержанной и
Г.Г.Аракелов также называет особенностью внимания в подростковом возрасте его произвольность и подконтрольность. Он отмечает, что колебания внимания у подростков возможны в течение учебного дня или даже урока в силу повышенной возбудимости одних детей или тормозимости, утомляемости других. Это следует иметь в виду, поскольку частые попрёки подростков «абсолютным отсутствием внимательности» объясняются не злой волей ребёнка, а особенностями его нервной системы и темперамента. Внимание снижается после перенесённых тяжёлых соматических заболеваний, черепно-мозговых травм, а также при наличии нервно-психических заболеваний у ребёнка. Переутомление, тяжёлые душевные страдания также затрудняют возможность длительной концентрации внимания на учебной деятельности.
Следует также иметь в виду, что интерес к учебной деятельности в подростковом возрасте нередко падает за счёт повышения интереса к другим сторонам окружающей действительности – к другим людям и собственному «Я».
Обучение
может быть эффективным, направленным
на становление личности ребенка
и раскрытие его способностей
только в том случае, если оно
исходит из максимально точного
учета его возрастных психологических
особенностей. Непреходящая ценность
каждого этапа детского развития
делает неразумным ускоренное, торопливое
«проскакивание» отдельных
1.2. Развитие психических процессов в процессе устного опроса
Одна из
наиболее актуальных проблем современного
образования и воспитания связана
с вопросом развития всех психических
процессов личности в онтогенезе.
Выделяют три сферы психики, развитие
и функционирование которых обеспечивает
индивиду необходимые предпосылки
оптимальной социальной адаптации:
интеллект, воля и эмоции. Все интеллектуальные,
волевые и эмоциональные
Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.