Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа
Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги З.Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты. В психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты - на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ
Введение 3
Глава 1.Зарождение психоаналитических идей 5
1.1.Психоанализ и его развитие в XX веке 5
1.2.Общая характеристика теории З.Фрейда 12
1.3.Аналитическая психология К.Юнга 21
1.4.Индивидуальная психология А. Адлера 27
1.5.Развитие психоанализа в 30-50 годы 33
1.6.Модификация психоанализа во второй половине XX века 43
Глава 2.Развитие психоанализа в России 58
2.1. Развитие психоанализа в дореволюционное время 58
2.2. Послереволюционная история психоанализа в России 60
2.3. Психоанализ в современной России. 63
Глава 3. Психоаналитические общества, группы в РФ 67
3.1. Психоаналитические институты и центры 70
3.2.Обучение,подготовка специалистов в области психоанализа, психоаналитической психотерапии в РФ 72
3.3. Клиническая и супервизорская практика в психоаналитических обществах 75
3.4. Сотрудничество психоаналитических обществ, институтов с государственными структурами, органами власти 77
3.5.Сильные (конструктивные) стороны современного психоаналитического движения в России 78
3.6. Слабые (деструктивные) стороны современного состояния российского психоаналитического движения 79
Заключение 83
Список литературы 84
Должно ли наше сообщество влиять на политическую, социально-экономическую жизнь страны, косвенно или прямо участвуя в предвыборных компаниях, различных экспертизах и в других прикладных областях с использованием психоаналитической методологии? Можно ли сегодня, да и во все времена в России (не как в Европе, например, во Франции, Австрии, Великобритании) обходиться без государственной и подобной помощи в деле развития психоаналитического движения в РФ?
Автор считает, что здесь возможен здоровый компромисс, взвешенный, корректный, конструктивный подход. В целях развития психоаналитического направления в России специалисты по прикладному психоанализу (особенно НФП и РПО) могут и будут заниматься поиском приложения своих сил в сферах политики, экономики, права, управления, образования, социальной педагогики, культуры и искусства.
Сильными признаками современного состояния психоаналитического движения в России являются:
-стремление многих кандидатов обучаться по высшим отечественным и международным стандартам, повышая свой теоретический и практический уровень квалификации;
-общая активность отдельных участников движения в деятельности сообщества (создание новых обществ, институтов, центров и др.);
-относительно широкий охват психоаналитической помощью населения РФ (регулярная психоаналитическая практика в Москве, Санкт-Петербурге, ряде крупных городов России);
-расширение границ распространения психоанализа за пределы Москвы, Санкт-Петербурга и отряда психоаналитически ориентированных специалистов не только в среде врачей-психиатров, психологов, но и среди специалистов единого гуманитарного направления (философов, социологов, педагогов);
-эффективное применение психоаналитических идей в политике, бизнесе, управлении, образовании, культуре и др.;
-издание все более многочисленных психоаналитических работ с постоянным обновлением новейших переводов зарубежных книг, статей;
-изменение конфигурации взаимодействия российских специалистов и зарубежных психоаналитиков в сторону их большей заинтересованности, визитов в Россию ведущих профессионалов МПА и других организаций;
-учет многими представителями психоаналитического движения в своей деятельности реалий российской жизни, ментальности, особенностей коллективного бессознательного, экономики, политики, социальной сферы, культуры и искусства России;
-произошедшая постепенная интеграция, соединение с другими направлениями, методами психотерапии (гуманистическими моделями, семейной психотерапией, краткосрочными методиками и др.)
Можно выделить целый ряд деструктивных сторон современного состояния психоаналитического движения в России:
самая крупная – это
недостаточная разработанность
собственных теоретико-
-закрытость отдельных групп от российского сообщества (нет адекватной информации об их программных целях, задачах, даже персональном составе);
-«зашоренность» в рамках одного направления, строгие ориентации (и подчинение) в сторону какой-то одной организации;
-необоснованная претенциозность на келейность, групповой нарциссизм, узкая корпоративность некоторых обществ (включая их лидеров);
-разрозненность, разобщенность, раскол, борьба отдельных групп и отсутствие юридического статуса у части из них (по сути, нет единого психоаналитического направления в РФ, как во многих ведущих странах Европы и, возможно, не будет);
-конфронтационность, противостояние и нетерпимость к другим школам, группам внутри психоаналитического движения и одновременно внешне – к другим школам методологии, психологии, психотерапии, не выстроены в целом отношения с психотерапевтической и психологической общественностью;
-расставление акцентов в работе, в выражении позиций на психотехнической составляющей психоаналитического процесса, а не на методологических, теоретических концептах (а суть, на мой взгляд, в системном единстве теоретического и эмпирического, в возможной интеграции тех же разнообразных психоаналитических подходов);
-обладание так называемыми психоаналитическими специалистами таким узнаваемым набором качеств, как амбициозность, чванство, высокомерие к другим, демонстрация сверхмогущества, конфликтность, деструктивный нарциссизм, трудоголизм (превращение жизни в сплошной психоанализ), некорректность к коллегам, манипулирование фактами современной истории (особенно почему-то у тех, кто считает себя истинным носителем бренда «психоаналитик», «психоаналитический психотерапевт» по версиям очень признанных организаций, комиссий). Может проще быть нормальным гуманистом, толерантным ученым, практиком, носителем общих профессиональных, деонтологических ценностей, оригинальных идей в русле своей научной школы.
-скатывание в «дикий» психоанализ, кустарность, непрофессионализм как другая крайность, слишком разнообразные допущения в отходе от базовых принципов, методики и техники, фактическое балансирование между психоаналитическим движением и доступными быстрыми вариантами психологической помощи и преследование прагматичных целей;
-возможные переориентации, перераспределения, смещения интересов и специалистов, и потенциальных пациентов (клиентов) в сторону других направлений, методов (как это произошло в США, отдельных странах Западной Европы);
-крупная теоретическая, практическая проблема – идентификация специалистов, определение понятий, статусов, отличительных особенностей базовых терминов «психоанализ», «психоаналитическая (психоаналитически ориентированная) психотерапия», «психоаналитическое консультирование», «психоаналитик», «психоаналитический (психоаналитически ориентированный) психотерапевт (специалист)», «психоаналитический консультант». Надо ли строго дифференцировать психоаналитиков (и других) по версиям МПА и российским стандартам ведущих обществ (НФП, РПО), хотя бы в среде специалистов, а не пациентов (клиентов).
-сложная экономико-психоаналитическая проблема формирования рынка услуг, соответствия его социально-экономической реальности в России. Сколько и где пациентов, которые посещают от 3 до 6 раз в неделю специалиста, оплачивая ему от 30 до 100 долларов (евро) за сеанс? Даже в относительно обеспеченной 15-миллионной Москве? А если прием менее 3 раз в неделю, тогда это уже вообще не психоанализ, а психоаналитическая психотерапия.
Высокий уровень жизни,
наличие стабильного среднего класса,
высокая мотивация в помощи психоаналитика,
психоаналитического
В данной курсовой работе были рассмотрены психологические теории многих психологов.
Поставленная цель: рассмотрение психологических теорий в русле психоаналитических теорий достигнута. Поставленные задачи решены, а именно:
Психоаналитические
На данный момент в России функционируют 10 психоаналитических институтов, в том числе 6 в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, 2 в регионах. В Москве открыты такие институты, как Институт психоанализа (С.Н.Зимовец), Институт практической психологии и психоанализа (Е.А.Спиркина), Институт аналитической психологии и психоанализа (В.М.Абдулаева), Институт психологии и психоанализа (Л.И.Фусу), Институт клинического и прикладного психоанализа (Э.Н.Потем-кина), Институт психоанализа и социального управления при Московской государственной технологической академии (П.С.Гуревич).
40.Юнг К.Г.-Психологические теории типов. – М.:1997
Информация о работе Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы