Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги З.Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты. В психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты - на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ

Содержание

Введение 3
Глава 1.Зарождение психоаналитических идей 5
1.1.Психоанализ и его развитие в XX веке 5
1.2.Общая характеристика теории З.Фрейда 12
1.3.Аналитическая психология К.Юнга 21
1.4.Индивидуальная психология А. Адлера 27
1.5.Развитие психоанализа в 30-50 годы 33
1.6.Модификация психоанализа во второй половине XX века 43
Глава 2.Развитие психоанализа в России 58
2.1. Развитие психоанализа в дореволюционное время 58
2.2. Послереволюционная история психоанализа в России 60
2.3. Психоанализ в современной России. 63
Глава 3. Психоаналитические общества, группы в РФ 67
3.1. Психоаналитические институты и центры 70
3.2.Обучение,подготовка специалистов в области психоанализа, психоаналитической психотерапии в РФ 72
3.3. Клиническая и супервизорская практика в психоаналитических обществах 75
3.4. Сотрудничество психоаналитических обществ, институтов с государственными структурами, органами власти 77
3.5.Сильные (конструктивные) стороны современного психоаналитического движения в России 78
3.6. Слабые (деструктивные) стороны современного состояния российского психоаналитического движения 79
Заключение 83
Список литературы 84

Работа состоит из  1 файл

Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы(Соколова В 24гр ) (3) (3).doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

Должно ли наше сообщество влиять на политическую, социально-экономическую  жизнь страны, косвенно или прямо  участвуя в предвыборных компаниях, различных экспертизах и в  других прикладных областях с использованием психоаналитической методологии? Можно ли сегодня, да и во все времена в России (не как в Европе, например, во Франции, Австрии, Великобритании) обходиться без государственной и подобной помощи в деле развития психоаналитического движения в РФ?

Автор считает, что здесь возможен здоровый компромисс, взвешенный, корректный, конструктивный подход. В целях развития психоаналитического направления в России специалисты по прикладному психоанализу (особенно НФП и РПО) могут и будут заниматься поиском приложения своих сил в сферах политики, экономики, права, управления, образования, социальной педагогики, культуры и искусства.

3.5.Сильные (конструктивные) стороны современного психоаналитического движения в России

Сильными признаками современного состояния психоаналитического движения в России являются:

-стремление многих кандидатов обучаться по высшим отечественным и международным стандартам, повышая свой теоретический и практический уровень квалификации;

-общая активность отдельных участников движения в деятельности сообщества (создание новых обществ, институтов, центров и др.);

-относительно широкий охват психоаналитической помощью населения РФ (регулярная психоаналитическая практика в Москве, Санкт-Петербурге, ряде крупных городов России);

-расширение границ распространения психоанализа за пределы Москвы, Санкт-Петербурга и отряда психоаналитически ориентированных специалистов не только в среде врачей-психиатров, психологов, но и среди специалистов единого гуманитарного направления (философов, социологов, педагогов);

-эффективное применение психоаналитических идей в политике, бизнесе, управлении, образовании, культуре и др.;

-издание все более многочисленных психоаналитических работ с постоянным обновлением новейших переводов зарубежных книг, статей;

-изменение конфигурации взаимодействия российских специалистов и зарубежных психоаналитиков в сторону их большей заинтересованности, визитов в Россию ведущих профессионалов МПА и других организаций;

-учет многими представителями психоаналитического движения в своей деятельности реалий российской жизни, ментальности, особенностей коллективного бессознательного, экономики, политики, социальной сферы, культуры и искусства России;

-произошедшая постепенная интеграция, соединение с другими направлениями, методами психотерапии (гуманистическими моделями, семейной психотерапией, краткосрочными методиками и др.)

3.6. Слабые (деструктивные) стороны современного состояния российского психоаналитического движения

Можно выделить целый  ряд деструктивных сторон современного состояния психоаналитического движения в России:

самая крупная – это  недостаточная разработанность  собственных теоретико-методологических основ. Только когда в России возникнут  собственные концепции, теории, методы в русле психоаналитической парадигмы, тогда действительно произойдет прорыв в психоаналитическом движении и его признание в мировом сообществе (а это обязательно произойдет);

-закрытость отдельных групп от российского сообщества (нет адекватной информации об их программных целях, задачах, даже персональном составе);

-«зашоренность» в рамках одного направления, строгие ориентации (и подчинение) в сторону какой-то одной организации;

-необоснованная претенциозность на келейность, групповой нарциссизм, узкая корпоративность некоторых обществ (включая их лидеров);

-разрозненность, разобщенность, раскол, борьба отдельных групп и отсутствие юридического статуса у части из них (по сути, нет единого психоаналитического направления в РФ, как во многих ведущих странах Европы и, возможно, не будет);

-конфронтационность, противостояние и нетерпимость к другим школам, группам внутри психоаналитического движения и одновременно внешне – к другим школам методологии, психологии, психотерапии, не выстроены в целом отношения с психотерапевтической и психологической общественностью;

-расставление акцентов в работе, в выражении позиций на психотехнической составляющей психоаналитического процесса, а не на методологических, теоретических концептах (а суть, на мой взгляд, в системном единстве теоретического и эмпирического, в возможной интеграции тех же разнообразных психоаналитических подходов);

-обладание так называемыми психоаналитическими специалистами таким узнаваемым набором качеств, как амбициозность, чванство, высокомерие к другим, демонстрация сверхмогущества, конфликтность, деструктивный нарциссизм, трудоголизм (превращение жизни в сплошной психоанализ), некорректность к коллегам, манипулирование фактами современной истории (особенно почему-то у тех, кто считает себя истинным носителем бренда «психоаналитик», «психоаналитический психотерапевт» по версиям очень признанных организаций, комиссий). Может проще быть нормальным гуманистом, толерантным ученым, практиком, носителем общих профессиональных, деонтологических ценностей, оригинальных идей в русле своей научной школы.

-скатывание в «дикий» психоанализ, кустарность, непрофессионализм как другая крайность, слишком разнообразные допущения в отходе от базовых принципов, методики и техники, фактическое балансирование между психоаналитическим движением и доступными быстрыми вариантами психологической помощи и преследование прагматичных целей;

-возможные переориентации, перераспределения, смещения интересов и специалистов, и потенциальных пациентов (клиентов) в сторону других направлений, методов (как это произошло в США, отдельных странах Западной Европы);

-крупная теоретическая, практическая проблема – идентификация специалистов, определение понятий, статусов, отличительных особенностей базовых терминов «психоанализ», «психоаналитическая (психоаналитически ориентированная) психотерапия», «психоаналитическое консультирование», «психоаналитик», «психоаналитический (психоаналитически ориентированный) психотерапевт (специалист)», «психоаналитический консультант». Надо ли строго дифференцировать психоаналитиков (и других) по версиям МПА и российским стандартам ведущих обществ (НФП, РПО), хотя бы в среде специалистов, а не пациентов (клиентов).

-сложная экономико-психоаналитическая проблема формирования рынка услуг, соответствия его социально-экономической реальности в России. Сколько и где пациентов, которые посещают от 3 до 6 раз в неделю специалиста, оплачивая ему от 30 до 100 долларов (евро) за сеанс? Даже в относительно обеспеченной 15-миллионной Москве? А если прием менее 3 раз в неделю, тогда это уже вообще не психоанализ, а психоаналитическая психотерапия.

 

Высокий уровень жизни, наличие стабильного среднего класса, высокая мотивация в помощи психоаналитика, психоаналитического специалиста  – вот признаки, условия для  развития психоаналитического движения, когорты профессионалов подобного профиля [31]. 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены психологические  теории многих психологов.

Поставленная цель: рассмотрение психологических теорий в русле  психоаналитических теорий достигнута. Поставленные задачи решены, а именно:

    1. Изучено зарождение психоаналитических идей
    2. Рассмотрен психоанализ в России
    3. Иследованы психоаналитические общества, группы РФ.

Психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые положения этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксальным концепциям классического психоанализа), основные открытия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной концепции формирования личности.

На данный момент в  России функционируют 10 психоаналитических институтов, в том числе 6 в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, 2 в регионах. В Москве открыты такие институты, как Институт психоанализа (С.Н.Зимовец), Институт практической психологии и  психоанализа (Е.А.Спиркина), Институт аналитической психологии и психоанализа (В.М.Абдулаева), Институт психологии и психоанализа (Л.И.Фусу), Институт клинического и прикладного психоанализа (Э.Н.Потем-кина), Институт психоанализа и социального управления при Московской государственной технологической академии (П.С.Гуревич).

Список литературы

 

  1.  Адлер А.Индивидуальная психология. – М.,1999.
  2. Аверин В.А. Психология личности. – СПб., 1999.
  3. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). – М., Издательство: Медицина, 1968.
  4. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В .Д. Диденко; Моск. гос. ун-т сервиса. - М., Форум, 2000.
  5. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. – Киев., 1997.
  6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический  словарь – справочник. Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2001.
  7. Концепция коллективного бессознательного // Юнг, К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л. и др. Человек и его символы / Под общ. Ред. С.Н.Сидоренко. – М.: Серебряные нити, 1997.
  8. Крэйн У.Секреты формирования личности-серия оформления –Еврознак 2001
  9. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. – Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
  10. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М ., 2005, с. 464
  11. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.-М., 1990.
  12. Марцинковская Т.Д. «История психологии». – М.,2003
  13. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998, с. 272
  14. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Учебник. В 3 кн. Кн. 1. -3-е изд. – М., 1997.
  15. Общая психология: Курс лекций./Сост. Е.И. Рогов. – М., 1999.
  16. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000.
  1. Психология личности: словарь-справочник / под ред. Горностай П., Титаренко Т. - К., 2001;

 

  1. Психология. Словарь/ под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд. – М., 1990.
  2. Петровский А.В.,М.Г. Ярошевский- Психология – М.,2001
  3. Психологический словарь/Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-2 е изд., перераб., доп. – М.: Педагогика - Пресс, 1996.-440с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
  5. Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций. – Режим доступа: www.myword.ru.
  6. Фрейд З.- Курс лекций «О психоанализе». – М.,1911
  7. Фрейд З.-«Толкование сновидений»
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1995.
  9. Фрейд З. Я и Оно. — М.: МПО “МЕТТЭМ”, 1990.
  10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
  11. Фромм Э. Искусство любви. – Минск: ТПП «Полтфакт», 1990. – 80 с.
  12. Фромм Э. Этика и психоанализ. – М.: Республика, 1993. – 415 с.
  13. Фромм Э. Иметь или быть. Пер. с англ. Э. Телятниковой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
  14. Харитонов А.Н.-статья «Психоанализ в России »
  15. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теория личности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с.
  16. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 560 с. – (Серия «Психологическая коллекция»).
  17. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Универс», 1993. – 480 с.
  18. Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – 608 с.
  19. Человек и его символы. Под ред. К.Г. Юнга. Пер. с англ. – СПб.: Б.С.К.,1996.- 454с.
  20. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем.-М.: Канон, 1994.- 320с.
  21. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: теория и практика-Киев: СИНТО, 1995.-VII, 236с.
  22. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. – М., Издательство: Канон, 1994.

40.Юнг К.Г.-Психологические теории типов. – М.:1997

 

 




Информация о работе Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы