Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа
Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги З.Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты. В психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты - на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ
Введение 3
Глава 1.Зарождение психоаналитических идей 5
1.1.Психоанализ и его развитие в XX веке 5
1.2.Общая характеристика теории З.Фрейда 12
1.3.Аналитическая психология К.Юнга 21
1.4.Индивидуальная психология А. Адлера 27
1.5.Развитие психоанализа в 30-50 годы 33
1.6.Модификация психоанализа во второй половине XX века 43
Глава 2.Развитие психоанализа в России 58
2.1. Развитие психоанализа в дореволюционное время 58
2.2. Послереволюционная история психоанализа в России 60
2.3. Психоанализ в современной России. 63
Глава 3. Психоаналитические общества, группы в РФ 67
3.1. Психоаналитические институты и центры 70
3.2.Обучение,подготовка специалистов в области психоанализа, психоаналитической психотерапии в РФ 72
3.3. Клиническая и супервизорская практика в психоаналитических обществах 75
3.4. Сотрудничество психоаналитических обществ, институтов с государственными структурами, органами власти 77
3.5.Сильные (конструктивные) стороны современного психоаналитического движения в России 78
3.6. Слабые (деструктивные) стороны современного состояния российского психоаналитического движения 79
Заключение 83
Список литературы 84
Попытка преодолеть тревогу, навязав свой «образ Я» силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые он принимает от окружающих, кажутся ему все более недостаточными, ему требуется все больше власти и доминирования для доказательства его адекватности.
Психотерапия, считает Хорни, помогает
человеку понять самого себя и сформировать
более адекватное представление
о себе. Надо отметить, что подход
Хорни к понятию психологическо
Разошлись с Фрейдом, создав свои собственные концепции, и такие близкие его сотрудники, как В. Райх и О. Ранк [34,с.360-363].
В. Райх (1897-1957), начав свое знакомство с психоанализом в Венском студенческом семинаре в конце 10-х годов XX в., вскоре начал разрабатывать собственную концепцию, реформируя, в частности, идеи Фрейда о природе невроза. Он доказывал, что причиной невроза является застойная сексуальность, возникающая вследствие нарушения функции оргазма. Так, уже в первых работах Райха встречаются идеи о всеобщей сексуальной энергии, которые позднее стали ведущими в его творчестве.
Увлекшись идеями Карла Маркса, он положил начало течению, получившему название фрейдомарксизм. Основные положения этой концепции были впервые изложены в статье «Диалектический материализм и психоанализ» (1924). Позднее идеи фрейдомарксизма нашли отражение в работах Э. Фромма и некоторых других ученых.
В отличие от Фрейда Райх полагал,
что агрессивные и
Большое значение, особенно для практической психологии, имела созданная Райхом концепция панциря характера, т. е. совокупности черт невротической личности. При этом, как и Хорни, он пришел к мысли о том, что именно стили поведения человека выполняют роль защитных механизмов, регулирующих взаимоотношения между человеком и внешним миром, обеспечивая психическую разрядку.
Разрабатывая принципы сексуально-энергетической социологии, Райх организовал в США, куда переехал в 1939 г., Институт Оргона (в основе названия лежит предложенный им для психической энергии термин «оргонная энергия», являющаяся проявлением естественной, свободно текущей сексуализированной космической жизненной силы). На основе своих психоаналитических и сексологических исследований Райх пришел к выводу о том, что сексуальная энергия представляет собой биологическую созидательную энергию, которая связана с жизненной силой космоса и потому в большей степени, нежели чисто психическая, воздействует на эмоции и интеллект человека[15].
О. Ранк (1884-1939) был в течение долгого времени одним из ближайших сотрудников Фрейда. Однако результаты его психотерапевтической практики привели Ранка к развитию концепции трансфера и стремлению модифицировать классическую технику психоанализа. В совместной с Ш. Ференци книге «Развитие психоанализа» (1924) он предложил отдать приоритет эмоциональному, а не интеллектуальному опыту, что привело к отдалению, а впоследствии и полному отходу от Фрейда.
Психотерапия Ранка была направлена на преодоление воспоминаний об «ужасе рождения». В своей книге «Травма рождения» (1923) он утверждал, что основным источником тревоги служит травма рождения (и вызванный ею страх), которую получает каждый человек в момент появления на свет и отделения от матери. Согласно его концепции, внутриличностный конфликт возникает из-за блокировки воспоминаний об этом страхе, а стремление человека к безопасному, слитному с матерью состоянию сублимируется в различных видах деятельности.
Развивая эти положения, он первоначально исследовал процесс художественного творчества, истолковывая произведения искусства, религию и мифы в психоаналитической терминологии. В 30-х годах в центре его внимания оказались вопросы развития индивидуальности человека, а также волевой регуляции поведения как одной из ведущих характеристик личности. С его точки зрения (как позднее и Фромма), свобода, получаемая человеком в процессе его индивидуализации, порождает у него чувство одиночества, которое и приводит к неврозу. Установление различных связей с окружающими может компенсировать это чувство одиночества, однако оптимальным является осознание свободы собственной воли. При этом Ранк, исходя из философских традиций, рассматривал волю как автономную творческую силу, которая направляет деятельность человека.
На основе этих положений он разработал свою концепцию «волевой терапии», которая была изложена в книге «Волевая терапия» (1936). В отличие от других психотерапевтических методов в новой работе была предложена концепция развития индивидуального творчества пациента как основы его выздоровления и дальнейшего адекватного развития.
С помощью принципов глубинной
психологии были разработаны и
Одним из первых начал использование психоаналитической терминологии при исследовании этнографических и культурологических проблем Б.Малиновский (1884-1942). В своих работах он уделял большое внимание изучению роли культуры в формировании человека, его потребностей. При этом культура в его концепции понималась как интегральная система, созданная людьми для удовлетворения их потребностей. Именно материалы этнографических исследований Малиновского впервые доказали, что эдипов комплекс - не универсальное образование, как считал Фрейд, а зависит от социальных условий.
А. Кардинер (1892-1981) на основе Эго-психологии разработал психодинамическую концепцию национального характера. В своих работах «Индивид и его общество» (1939), «Психологические границы общества» (1945) он доказывал, что развитие национального характера обусловливается географическими, экономическими, этническими факторами. Исходя из этого, он разработал концепцию базовой личности, в которой показал, что психические качества, свойственные всем людям данной культуры, являются продуктом специфического способа воспитания детей[6].
В 30-х годах возникла и первая концепция, в которой была предпринята попытка связать принципы социального научения (бихевиоризм) и глубинной психологии. Ее автора - американского психолога X. С. Салливана (1892-1949) поэтому часто относят к обоим направлениям.
Свою теорию Салливан назвал интерперсональной теорией психиатрии. В ее основе лежали три принципа, заимствованные из биологии, - принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливан модифицировал и соединил в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм. Обобщающие труды, в которых изложены его взгляды, появились в 50-е годы: «Напряжения, которые вызывают войну» (1950), «Интерперсональная теория психиатрии» (1953), «Психиатрическое интервью» (1954).
Он писал, что личность человека является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. «личность - это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов - от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель.
Салливан считал, что потребность не только создает напряженность, но и формирует способы ее преодоления - динамизмы, которые служат не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени необходимости для человека потребности. Главными, ведущими для всех Салливан считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности удовлетворения этих потребностей разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать необходимую нежность и ласку от близких. Таким образом, потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы», лежащей в основе личности человека.
Говоря о «Я-системе», Салливан выделял три ее структуры -«хорошее "Я"», «плохое "Я"» и «не-Я». Описывая их роль в психическом развитии, он доказал, что стремление к персонификации себя как «хорошего "Я"» и избегание мнений о себе как о «плохом "Я"» являются наиболее важными потребностями личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливан назвал «избирательным вниманием». Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то «избирательное внимание» регулирует не только собственную персонификацию, но и персонификации (образы) других людей.
Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливан, естественно, уделял большое внимание изучению характера общения людей, формированию образов окружающих. Ему принадлежат основополагающее для социальной психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения, прежде всего процесс обмена информацией.
Он писал о том, что и агрессия и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Так, он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он. здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания. Теория Салливана стала одной из первых попыток соединить воедино различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливана оказали большое влияние не только на психологии личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей[2].
Развитие основных методологических постулатов глубинной психологии происходило и во второй половине XX в. Продолжая исследования, начатые В.Райхом, О. Ранком, К. Хорни, свою теорию выдвинул Э.Фромм (1900-1980).
Э. Фромм окончил Франкфуртский
университет. После получения в 1922
г. степени доктора философии
в Гейдельбергском университете
он был приглашен
Фромм по праву считается наиболее социально ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение не просто условие, а важнейший фактор развития личности. При этом в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение ребенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором он живет. Говоря о влияниях, которые он испытывал в своей научной жизни, Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период своего творчества. Если от Фрейда он взял главным образом идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса - его мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга[29].
Исследуя развитие личности, Фромм пришел к выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, - потребности в укоренении и в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.
Отношение общества к человеку проявляется в том, что способы, с помощью которых человек реализует свои внутренние возможности, определяются тем общественным устройством, при котором он живет, его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет [28].
Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. Фромм утверждал, что в стремлении к индивидуализации обычно проявляется желание освободиться от других, от обязательств и догм, определяющих жизнь в обществе. Жажда свободы от всех и любой ценой не позволяет человеку задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, «свобода для», т. е. свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают осуществить задуманное. Поэтому обретение «свободы для» и индивидуальности не тяготит человека, а, наоборот, принимается им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с любимыми людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение потребности в индивидуализации и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построения на Земле нового общества, которое он называет «гуманистическим социализмом», построенным на любви людей друг к другу.
Информация о работе Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы