Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа
Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги З.Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты. В психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты - на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ
Введение 3
Глава 1.Зарождение психоаналитических идей 5
1.1.Психоанализ и его развитие в XX веке 5
1.2.Общая характеристика теории З.Фрейда 12
1.3.Аналитическая психология К.Юнга 21
1.4.Индивидуальная психология А. Адлера 27
1.5.Развитие психоанализа в 30-50 годы 33
1.6.Модификация психоанализа во второй половине XX века 43
Глава 2.Развитие психоанализа в России 58
2.1. Развитие психоанализа в дореволюционное время 58
2.2. Послереволюционная история психоанализа в России 60
2.3. Психоанализ в современной России. 63
Глава 3. Психоаналитические общества, группы в РФ 67
3.1. Психоаналитические институты и центры 70
3.2.Обучение,подготовка специалистов в области психоанализа, психоаналитической психотерапии в РФ 72
3.3. Клиническая и супервизорская практика в психоаналитических обществах 75
3.4. Сотрудничество психоаналитических обществ, институтов с государственными структурами, органами власти 77
3.5.Сильные (конструктивные) стороны современного психоаналитического движения в России 78
3.6. Слабые (деструктивные) стороны современного состояния российского психоаналитического движения 79
Заключение 83
Список литературы 84
Будучи учеником и последователем А.Фрейд, он развивал не столько идеи классического психоанализа, сколько Эго-психологию, о которой уже упоминалось выше. Эта концепция, заложенная А.Фрейд и А.Кардинером, исходила из того, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности.
На теории Эриксона сказались и его личные впечатления, так как в первые годы жизни он пережил трудности, связанные с определением собственной идентичности, которые позднее описал и проанализировал в своих работах. Будучи приемным сыном, он встал перед проблемой отнесения себя к определенной нации, семье, религии.
После окончания гимназии он некоторое время учился в художественной школе, а затем отправился в странствия по Европе. В Вене он случайно получил место учителя рисования в школе, в которую отдавали своих детей родители, приехавшие лечиться в психоаналитический институт. Он познакомился с Анной Фрейд, и это знакомство решило его дальнейшую судьбу. Ее участие и помощь в становлении профессиональной деятельности были настолько важны для Эриксона, что даже через много лет, разрабатывая свою собственную теорию, он не смог преодолеть этого влияния, отождествляя свою концепцию с психоанализом, хотя и чувствовал некоторую искусственность такой идентификации.
В конце 30-х годов он
занимался исследованием
В своей теории Эриксон
пересмотрел позиции Фрейда не только
в отношении иерархии структур личности,
но и в понимании роли среды, культуры
и социального окружения
Таким образом, Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него стали положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т. е. не только узкий круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.
Он выделил восемь
основных этапов в развитии идентичности,
проходя которые ребенок
Первая стадия-до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к окружающему.
Вторая стадия-c l года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии.
Третья стадия –с З до 6 лет. В это время у детей развивается либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом принятых в обществе норм.
Четвертая стадия - с 6 до 14 лет. В течение этого периода у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.
Пятая стадия -с 14 до 20 лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой важнейшей стадии развития главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры, т. е. фактически выбор пути построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.
Шестая стадия -с 20 до 35 лет - связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с представителями противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.
Седьмая стадия -с 35 до 60-65 лет - является одной из наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана со стремлением либо к постоянному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В этот период большую роль играет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, поскольку, воспитывая их, человек может развиваться сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и становятся гибельными для личности, считает Эриксон.
Восьмая, последняя стадия наступает после 60-65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам; формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство гибельно для личности и приводит к невротизации.
Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но оно всегда связано с потерей идентичности, с «отвердением» (частичным или полным) каких-то эпизодов жизни или свойств личности. Поэтому, хотя Эриксон и говорил о важности формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, прежде всего он постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности, преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти качества положительными, тем не менее утверждал, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимости гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем изменять его, вступать на несвойственный им путь, так как это может нарушить цельность их личности, их идентичность.
Большое значение придавал
Эриксон и внешней стабильности
системы, в которой живет человек,
так как нарушение
Таким образом, теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, это позволяет более полно рассмотреть процесс ее развития [14].
В результате, психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека.
Россия являлась одной из немногих стран, где уже в 1904 году появилась переведенная на русский язык работа З.Фрейда "О сновидениях". С этого времени началось практическое знакомство русских ученых с психоаналитическими идеями Фрейда.
В истории развития психоаналитических идей в дореволюционной России можно выделить два временных периода, в течение которых психоаналитическое учение Фрейда встретило поддержку среди части русских ученых. Первый период датируется 1904-1909 годами и характеризуется первоначальным ознакомлением русских ученых с психоаналитическими идеями, а также отдельными попытками применить их в клинической практике. Так, А.А. Певницкий был одним из первых отечественных врачей, который в 1907 году применил метод Брейера - Фрейда для лечения нервнобольных, а 13 марта 1908 г. на заседании научного собрания врачей Санкт-Петербургской клиники душенных и нервных заболевании сделал доклад «Случаи навязчивых состояний, леченные по психоаналитическому методу Брейера - Фрейда», в котором изложил результаты своей клинической деятельности. Рассказав об истории болезней шести пациентов, где применение данного метода лечения дало положительные результаты, он подчеркнул, что в одном случае психоанализ способствовал быстрому излечению от страданий, испытываемых человеком на протяжении 25 лет [10].
Второй этап начинается с 1910 года, когда стал издаваться журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии», редактором которого был Н.А. Вырубов. В журнале с самого начала были широко представлены психоаналитические материалы как теоретического, так и клинического характера. В 1911 году в журнале публикуются переведенные на русский язык некоторые работы Фрейда. К ним относятся, в частности, такие фрейдовские статьи, как «К психологии любовной жизни", «О «диком» психоанализе», «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Поэт и фантазия». В дальнейшем на страницах журнала периодически появляются переводы работ А. Адлера, Э. Вехберга, В. Штекеля, К. Юнга и других известных в то время психоаналитиков.
Во это время в дореволюционной России были переведены на русский язык и опубликованы многие работы Фрейда, вышедшие в различных изданиях Москвы, Петербурга, Одессы. Особенно продуктивными в этом отношении оказались Психотерапевтическая библиотечка под редакцией Н.Е. Осипова и О.Б. Фельцмана, а также библиотека психотерапии под редакцией Вырубова, подготовившие и выпустившие в свет целый ряд работ основоположника психоанализа. На протяжении четырех лет до начала первой мировой Войны в России были изданы такие работы Фрейда, как "Психопатология обыденной жизни" (М., 1910), "О психоанализе. Пять лекции" (М., 1911), "Три статьи о теории полового влечения" (М., 1911), "Психологические этюды" (М., 1912), "Бред и сны в "Градиве" В. Йенсена" (Одесса, 1912), "Психология сна" (М., 1912), "Леонардо да Винчи" (М., 1912), "Психоанализ детского страха. Анализ фобии пятилетнего мальчика" (М., 1912), "Толкование сновидений" (М., 1913). Труды Фрейда получили широкое распространение в дореволюционной России. То же самое можно сказать и о работах других психоаналитиков - К. Абрахама, В. Штекеля, О. Ранка, Г. Закса и ряда других. Публикация работ Фрейда и его последователей, реферативные и аналитические материалы о психоаналитической литературе, освоение психоаналитических методов лечения в клинической практике и обсуждение их результатов - все это способствовало объединению части русских врачей и ученых с целью профессиональной разработки теории и практики психоанализа.
Согласно официальному биографу основателя психоанализа Э. Джонсу, в мае 1911 года Л. Дрознес из Одессы позвонил Фрейду в Вену и сообщил об организации Русского психоаналитического общества, основателем которого были Н. Вырубов, Н. Осипов и другие психоаналитически ориентированные врачи и ученые. В том же году в Москве образовался психиатрический кружок «Малые пятницы», председателем которого был В.П. Сербский. Наряду с ведущими русскими психотерапевтами, в бюро кружка входили Н. Осипов, М. Асатиани, О. Фельцман и другие врачи, интересовавшиеся психоанализом. Поэтому в различного рода докладах и обсуждениях на этом кружке значительное внимание уделялось психоаналитической проблематике [10].
Первая мировая война замедлила распространение психоаналитических идей в России - прекратилось издание журналов, свернулась издательская деятельность, приостановились психоаналитические исследования и проведение конгрессов, конференций и семинаров.
С окончанием первой мировой войны и после Октябрьской революции 1917 года психоаналитические идеи вновь получили широкое распространение в России, несмотря на то, что некоторые психоаналитики покинули страну. Они начали использоваться как в психиатрии и психотерапии, так и в педагогике и литературоведении. В Москве, Одессе, Петрограде, Казани, Ростове-на-Дону возникали группы и кружки, участники которых проявляли значительный интерес к теории и практике психоанализа. В постреволюционную Россию возвращаются некоторые психоаналитики, к примеру, С. Шпильрейн, которая долгое время находилась за рубежом и работала в Берлине, Мюнхене, Женеве. Стоит отметить, что решение Шпильрейн о возвращении на родину было поддержано Фрейдом [31].
Информация о работе Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы