Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги З.Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты. В психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты - на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ

Содержание

Введение 3
Глава 1.Зарождение психоаналитических идей 5
1.1.Психоанализ и его развитие в XX веке 5
1.2.Общая характеристика теории З.Фрейда 12
1.3.Аналитическая психология К.Юнга 21
1.4.Индивидуальная психология А. Адлера 27
1.5.Развитие психоанализа в 30-50 годы 33
1.6.Модификация психоанализа во второй половине XX века 43
Глава 2.Развитие психоанализа в России 58
2.1. Развитие психоанализа в дореволюционное время 58
2.2. Послереволюционная история психоанализа в России 60
2.3. Психоанализ в современной России. 63
Глава 3. Психоаналитические общества, группы в РФ 67
3.1. Психоаналитические институты и центры 70
3.2.Обучение,подготовка специалистов в области психоанализа, психоаналитической психотерапии в РФ 72
3.3. Клиническая и супервизорская практика в психоаналитических обществах 75
3.4. Сотрудничество психоаналитических обществ, институтов с государственными структурами, органами власти 77
3.5.Сильные (конструктивные) стороны современного психоаналитического движения в России 78
3.6. Слабые (деструктивные) стороны современного состояния российского психоаналитического движения 79
Заключение 83
Список литературы 84

Работа состоит из  1 файл

Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы(Соколова В 24гр ) (3) (3).doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

 

3.1. Психоаналитические институты и центры

 

На данный момент в  России функционируют 10 психоаналитических институтов, в том числе 6 в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, 2 в регионах. В Москве открыты такие институты, как Институт психоанализа (С.Н.Зимовец), Институт практической психологии и психоанализа (Е.А.Спиркина), Институт аналитической психологии и психоанализа (В.М.Абдулаева), Институт психологии и психоанализа (Л.И.Фусу), Институт клинического и прикладного психоанализа (Э.Н.Потем-кина), Институт психоанализа и социального управления при Московской государственной технологической академии (П.С.Гуревич). В Санкт-Петербурге имеется безусловный лидер среди институтов – Восточно-Европейский институт психоанализа (М.М.Решетников), психоаналитически ориентированный – Институт психологии и сексологии (Л.М.Щеглов), в регионах – Сибирский институт психоанализа (г. Новосибирск, В.Н.Кривочуров) и Дальневосточный институт психологии и психоанализа (г. Хабаровск, К.И.Воробьева, Г.Л.Пуч-кова).

Кроме того, организуется обучение основам психоанализа, психоаналитической психотерапии на курсах, при кафедрах психологических, медицинских вузов. Например, в Москве – при МГУ им. М.В.Ломоносова (М.Ш.Магомед-Эминов), в Самаре при Самарском ГМУ (Д.В.Романов), в Норильске – при Норильском центре психоанализа (С.С.Санадзе).

По системе критериев (система и концепция обучения; подбор преподавателей; набор учебных дисциплин; супервизионное обучение и личная психотерапия; сроки существования; качество выпускников; уровень прохождения государственной аккредитации и аттестации) выделяются среди всех институтов и, по сути являются базовыми в подготовке психоаналитических специалистов в России Восточно-Европейский институт психоанализа (с 1991 г., ректор М.М.Решетников, институт ко всему сказанному имеет свой музей, журнал, сильную клинико-лабораторную базу), Институт психоанализа (с 1995 г., ректор С.Н.Зимовец) и Институт практической психологии и психоанализа (с 1997 г., с 1991 по 1996 гг. назывался Академической школой профессиональной психологии).

Во всех институтах РФ нет сертификации и возможности  присвоения квалификаций по специальностям «психолог-психоаналитик», «врач-психоаналитик».

По мнению автора статьи, с остальными институтами да и в целом с подготовкой специалистов в РФ происходят «разброд и шатания». Не решается главное – достойный конкурентоспособный отбор, конструктивное взаимодействие преподавателей внутри и между институтами. Практически ни в одном из них не решена проблема стажировок, системы супервизорской клинической практики, будущего размещения выпускников с непонятной перспективой их востребованности и определения в профессиональные общества.

Психоаналитические, ориентированные  на психоаналитическую помощь центры организованы в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России. В Москве осуществляют свою деятельность: Московский городской психоэндокринологический центр (С.Н.Матевосян), Центр психоаналитических исследований творческого процесса (Б.Е.Егоров), Клиника глубинной психологии профессора П.С.Гуревича, Центр прикладного психоанализа (Я.С.Дубейковская), Центр психологической поддержки и современного психоанализа (Т.В.Мизинова), Психоаналитический консультационный центр (Н.Б.Бондарева), Практический центр Института психоанализа на Кантемировской (В.С.Абрахин), дидактической и супервизорской практики Института психоанализа (С.Н..Зимовец), Центр Психотерапии и Психоанализа «ОЛАФАР» (В.В.Макаров), Психоаналитический центр ОДЖАС, Центр психоанализа «Рубикон», Центр психологической поддержки и психоанализа «Парус», Центр семейного психоанализа, Центр детского психоанализа.

В Санкт-Петербурге работают Информационный центр психоаналитической культуры (В.В.Зеленский, Я.В.Тестин), Психоаналитический центр «Альянс» (Л.В.Карпова), Психоаналитический центр на Карповке, Психоаналитический центр «Лита».

В регионах на данном этапе  функционируют Самарский центр  психоанализа, Норильский центр психоанализа и практической психологии, Новокузнецкий психоаналитический центр, Чувашский центр психоаналитического образования, Психоаналитический центр «Камертон» (г. Челябинск), Психоаналитический центр (г. Калининград), Центр психоанализа и продуктивного образования (г. Новокузнецк). Среди имеющихся центров практически нет такого, где бы специалисты по психоаналитически ориентированной психотерапии использовали  и индивидуальные, и групповые, и семейные методы. Нет центров с полным, внутренним  и внешним психоаналитическим сеттингом. Это дело будущего, во многом зависящее от запроса пациентов (клиентов, семей), наличия достаточно квалифицированных специалистов и адекватного менеджмента.

3.2.Обучение,подготовка специалистов в области психоанализа, психоаналитической психотерапии в РФ

Обучение психоанализу, психоаналитической психотерапии велось в современный период практически  только с учетом влияния МПА, Европейской  федерации психоаналитической психотерапии, различных зарубежных специалистов. За эти годы в России побывали более сотни психоаналитиков из-за рубежа, по приглашению сначала РПА (РПО), МПО в 1990-1994, 1995-1996 гг., затем ВЕИП (с1994г. по настоящее время), и, заканчивая совместным сотрудничеством с МПА-ориентированными группами (И.М.Кадыров, В.А.Потапова, М.В.Ромашкевич).

Обучение специалистов в РФ с привлечением иностранных  психоаналитиков реализуется в  трех вариантах: а) обучение в психоаналитических институтах за рубежом; б) «челночное»  обучение в России и в Европе, Америке одновременно; в) обучение в Москве, Санкт-Петербурге в российских институтах (участие зарубежных мастеров в программах институтов, на примере Восточно-Европейского института психоанализа и Института практической психологии и психоанализа).

Ряд коллег по психоаналитическому сообществу уехали на учебу за границу и остались там работать. Это – М.Лукомская, Л.Герцик, М.Чижиков, С.Грачев, Е.Двоскина, П.Снежневский, Ю.Алешина и др. Членами МПА уже стали более 18 человек – представители Москвы, Санкт-Петербурга, 2-х study-group и 19 являются кандидатами МПА.

Обучение по версии МПА  может длиться от 5 до 10 лет с  учетом психологических и материальных затрат. Это достаточно трудоемко  и при этом слишком аскетично. Когда же работать в России, иметь  личную жизнь? Интересно при этом, кто проверял экспериментально уровень развития личности проанализированных и непроанализированных, а также прошедших личный анализ (психотерапию) за рубежом и в России? Чем измеряется качество оказываемой психоаналитической помощи, ее эффект? (много было уже исследований по сравнительному анализу эффективности различных методов – все они приносили одинаково позитивный результат).

По мнению «проанализированного»  К.Роджерса, главное – личность психотерапевта. Кто, безусловно, лучше – наши российские клиницисты психоаналитического направления или прозападные, МПА-ориентированные аналитики? И каково в этом случае по восприятию, качеству помощи нашим отечественным пациентам (клиентам)? А кто из них лучше реализует прикладные экспертизы, программы? Эти сравнения навеяли события 90-х годов с внедрением в России ярко выраженных «идеальных» западных моделей экономического развития (Е.Гайдаром, А.Чубайсом, А.Шохиным, С.Федоровым, М.Касьяновым и др.). В какой ситуации после апробации монетаристских схем в экономике страны оказался наш многострадальный народ? Ответ очевиден.

Остановлюсь на основных проблемах подготовки психоаналитических специалистов в РФ, ориентированных  на отечественные институты и  опыт.

Существует необходимость  разработки критериев эффективности, качества настоящего и будущего специалиста в области теоретического, прикладного, клинического психоанализа, психоаналитической психотерапии, единых для России или разных стандартов (Русское психоаналитическое общество, Национальная федерация психоанализа и study-group МПА) подготовки психоаналитиков, психоаналитических психотерапевтов с обязательной сертификацией через ведущие общества РФ.

При развитии психоаналитического  образования есть необходимость  в смене приоритетов от теоретического преобладания в практическую сторону – с особой ролью личного психоаналитического (психотерапевтического) опыта и супервизий.

Требуется пересмотр, разнообразие и улучшение практики супервизий в институтах, психоаналитических обществах  в РФ – уход от «слепого» западного копирования, введение собственных критериев с учетом социального контекста российских пациентов.

Возможны варианты расширения и модернизации опыта проработки личных проблем психоаналитиков, психоаналитических психотерапевтов в России с помощью индивидуальных, групповых, семейных методов психотерапии. Причем не только психоаналитического направления, а в том числе психоанализа, психоаналитического консультирования, через преодоление кризисных ситуаций с особым акцентом на самоанализе (с сопровождением специалиста по типу супервизирования).

Перспективна для развития психоаналитического движения в  РФ дифференциация (распределение) выпускников  институтов, спецкурсов по профессиональным психоаналитическим обществам и  выстраивание отношений с коллегами преимущественно по горизонтали, а не только по вертикали, с перспективой не только профессионального, но и личностного роста [31].

Наметилась реалистичная тенденция признания значимости достижений российского психоанализа начала XX века, опыта 15-летней современной подготовки психоаналитических специалистов, обязательного соотнесение ее не только с западным опытом, но и с богатейшей российской культурой и искусством, с бесценной, одной из лучших в мире традиционной системой отечественного образования.

Проблема «золотой середины» – создания в целом модели, концепции психоаналитического движения в РФ, подготовки для него высококлассных специалистов, а именно – подлинно зрелого, самостоятельного, в меру независимого, но партнерского с Западом и другими школами психотерапий, сотрудничающего, компетентного, профессионального пути развития российского психоанализа, психоаналитического направления психотерапии.

3.3. Клиническая и супервизорская практика в психоаналитических обществах

 

Клиническая практика ведется с начала периода возрождения российского психоанализа (с 1989-1990 гг.), основываясь на богатейших клинических традициях российских врачей-психиатров. При этом стоит заметить, что даже в период запрета на психоанализ в СССР тайно практиковал ряд специалистов: С.Н.Шпильрейн в Ростове-на-Дону (30-40-е гг.), Я.И.Коган в Одессе (30-е гг.), в Иркутске – И.С.Сумбаев, Н.В.Иванов (50-е гг.), В Ленинграде – А.С.Чистович, В.Н.Мясищев, В.К.Мягер, Т.М.Мишина (30-60-е гг.,70-е гг.), в Тамбове – А.В.Еремин (70-е гг.), в Харькове – Е.Н.Довбня, И.А.Аптер, В Москве – Б.Г.Кравцов, Е.С.Левин (60-70-е гг.) и др.

В настоящее время  психоаналитическая практика реализуется  а) в центрах различного профиля (и не всегда психодинамического); б) при психоаналитических и других институтах; в) частно практикующими специалистами. Многие российские специалисты, в т.ч. московские и петербуржские, предпочитают частную практику. И в РПО, и в НФП, и в московских study-group МПА имеются высококлассные специалисты с более чем 15-летним опытом проведения психоаналитической психотерапии. Они являются ядром этих обществ, и многие из них состоят в руководящих органах психоаналитических групп.

Супервизионная деятельность начиналась при поддержке западных специалистов в РПА-РПО (А.И.Белкин), Московском психоаналитическом обществе (С.Г.Аграчев) в начале 90-х годов. Сейчас супервизии клинических случаев проходят в ведущих обществах России – Русском психоаналитическом обществе, Национальной федерации психоанализа, Московском психоаналитическом обществе, Обществе психоаналитиков, Обществе психоаналитической психотерапии, в обществах Ставрополя, Ростова-на-Дону, Воронежа и др., в ведущих психоаналитических институтах Москвы, Санкт-Петербурге (ВЕИП) в организованном ритме, а также стихийно во временно создаваемых разрозненных группах. Здесь большую роль играют наработки, традиции супервизий и их кропотливая регулярность – групповой интеллектуальный труд наших и, конечно, крупнейших западных специалистов, накопленный опыт, приобретаемый здесь, в России с нашими пациентами.

В основном суть супервизий заключается в осуществлении  трех задач: помощи в психодиагностике пациента; помощи в конструктивном выстраивании психоаналитического  процесса, применении соответствующих  техник; помощи в проработке контрпереносных  переживаний и реакций специалиста.

Представляют огромную ценность и творческие перспективы  претворения в практику идеи совместных супервизий, презентаций клинических  случаев различными ведущими группами на российских, международных конференциях, заседаниях обществ Москвы и Санкт-Петербурга (такой опыт уже имеет РПО) [31].

3.4. Сотрудничество психоаналитических обществ, институтов с государственными структурами, органами власти

 

История 20-х годов прошлого столетия показала всю сложность, противоречивость и, в конечном счете, пагубность тесного  союза между членами Русского психоаналитического общества, Государственного психоаналитического института (И.Д.Ермаков, Ю.В.Каннабих, А.Р.Лурия, В.Ф.Шмидт, М.В.Вульф и др.), и представителями власти (Л.Д.Троцкий, А.С.Бубнов, К.Б.Радек, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская и др.).

На современном этапе развития российского психоаналитического движения произошел ряд событий с непосредственным участием членов обществ Москвы и Санкт-Петербурга. Это прежде всего известный указ Президента РФ «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа» №1044 от 19.07.1996 года; психоистория-галерея в биографиях первых лиц государства, других политических деятелей, созданная А.И.Белкиным; консультации представителей власти; экспертизы документов, законов, указов по линии администрации Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ, мэрии Москвы, Санкт-Петербурга (отдельные члены Российской психоаналитической ассоциации в 1990-1995гг., Русского психоаналитического общества, Национальной федерации психоанализа в 1995 г. – по н.в.), участие психоаналитической общественности в деятельности Министерства здравоохранения и медицинской промышленности; написании закона о психотерапии; Учебно-методических объединений ведущих вузов по специальностям «Медицинская психология», «Психотерапия»; в СМИ (телевидение, радио, печатные издания и др.) [11].

Информация о работе Психоаналитические теории в русле психоаналитической школы