Психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
«Зачастую, страхи у детей возникают по вине самих родителей, и важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью» [9].

Работа состоит из  1 файл

психокорр курс.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

      Психокоррекция

      Курсовая работа

      Тема: «Коррекция детских страхов» 

      Содержание 
 

 

       1. Пояснительная  записка.

      1.1. Актуальность проблемы.

 

      Детские страхи в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями  и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

      «Зачастую, страхи у детей возникают по вине самих родителей, и важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью» [9].

      В последнее время вопросы диагностики  и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди  детей.

      Страхи, эмоциональные нарушения поддаются  коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,  принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

 

      1.2. Определение страха  в психологической  литературе.

 

      Страх – это эмоциональная реакция  психики на воздействие угрожающих факторов. Однако, как показывает психоанализ  детских страхов, специфика этих страхов такова, что реальной угрозы, как правило, не существует, а возникновение страхов обусловлено очень богатым и ярким детским воображением. Источником для воображения ребёнка является окружение ребёнка. В частности, взрослые люди, чрезмерно эмоционально обсуждающие в присутствии детей проблемы пожаров, стихийных бедствий, ДТП и прочих несчастных случаев.

      Детские ночные страхи могут быть вызваны  фильмами ужасов. Зачастую кажется, что  ребёнок занят своими делами и  не обращает никакого внимания на происходящее на экране. Однако, на самом деле, это впечатление очень обманчиво – ребёнок, словно губка, впитывает всю информацию. А так как ребёнок не всегда до конца способен отличить правду от вымысла, это и приводит к возникновению детских страхов.

      Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти  потребности удовлетворяются  в  полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности.

     Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как отражение  в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [15].

     Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают  страх ,как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [13].

     Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх  как «проявление естественного  рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [14].

     По  мнению Захарова, «страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» [9].

      Также существует множество различных  причин и предпосылок для развития детских страхов. Причины возникновения детских страхов зачастую спрятаны гораздо глубже, там, где взрослые и не догадываются искать их. Психологи называют основные из них.

      1. Каким бы это не показалось  странным, но урбанизация внесла  свою огромную лепту в учащение  случаев возникновения детских  страхов. На первый взгляд, казалось бы, между этими двумя понятиями нет абсолютно никакой связи. На самом же деле жизнь в условиях города, особенно большого, это непрерывная нагрузка и испытание на прочность психики не только взрослого человека, но и детей. Ребёнок может чувствовать себя одиноким, уставшим от постоянного изобилия новой, зачастую абсолютно ненужной ему информации. Кроме того, городские дети, как правило, зачастую страдают от гипертрофированной опеки родителей, что тоже весьма неблагоприятно сказывается на детской психике, делает ребёнка неуверенным в себя и боязливым.

      2. Нехватка общения с взрослыми  людьми также далеко не безобидна.  Никакие компьютерные игры, телевизор  и самые дорогие игрушки не  могут заменить ребёнку общения.  Отсутствие тесного эмоционального  контакта с родителями в половине всех случаев является причиной детских страхов. Очень часто для полного их устранения достаточно просто начать проводить с ребёнком немного больше времени. И не просто находиться рядом, а именно общаться: совместные прогулки, игры, чтение.

      3. Психологи заметили некую закономерность: те дети, которые не получают  необходимую им по возрасту  физическую нагрузку, гораздо чаще  сталкиваются с проблемой возникновения  детских страхов.

      4. Доминантное поведение матери  также является причиной возникновения детских страхов. Если женщина занимает лидирующую роль в семье, позволяет себе агрессивное поведение по отношению к остальным членам семьи, детские страхи в подобном случае обеспечены.

      5. Ссоры в семье также почти  неизбежно приводят к появлению  сильных детских страхов. Ребёнок не до конца осознает, что же происходит в его семье, однако, что что-то не ладно, он прекрасно чувствует. И эти тревоги воплощаются в страхах, хотя истинные причины детских страхов так и остаются загадкой для родителей.

 

      1.3. Виды страхов.

 

      Современная психология делит 29 страхов на следующие  виды:

      — навязчивые страхи;

      — бредовые страхи;

      — сверхценные страхи.

      К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

      Бредовые  страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

      Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание [20].

      Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах  дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [20].  
 
 

 

      1.4. Страхи у детей дошкольного возраста.

 

      Страхи, побежденные и скорректированные  еще в дошкольном возрасте, никогда  не перейдут во взрослую жизнь. Психологи  уверяют, что на свете существует порядка тридцати видов страха – серьезные, безобидные, встречаются даже смешные. Также специалисты подтверждают, что «взрослые» страхи берут свое начало в детстве, а порой и во внутриутробном периоде. Самый распространённый детский страх – страх темноты. На ночь рекомендуется оставлять ночник и если малыш ночью вдруг проснется, он не сильно испугается. Можно положить возле него любимую игрушку – ребенок будет чувствовать себя защищенным. Как бы не звучало это странно, но забавный плюшевый мишка, смешной щенок или любимая кукла помогут быстро заснуть ребенку не только в дошкольном, но и в школьном возрасте и видеть счастливые сновидения.

      Страхи  необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта  самосохранения. А беседы и совместное проигрывание помогут ребенку быстрее выйти на новый уровень психического развития.

      Как правило, реакция взрослых на детские  страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются  давать ребёнку успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой, третьи же начинают ругать, и даже наказывать ребёнка, полагая, что все страхи ребёнок выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии. И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. И это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара. А своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития. Даже в том случае, если невроза получилось избежать, детские страхи, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве, уходя корнями как раз в те самые детские страхи.

      Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. Но страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать.

Информация о работе Психокоррекция