Психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
«Зачастую, страхи у детей возникают по вине самих родителей, и важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью» [9].

Работа состоит из  1 файл

психокорр курс.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

      Проведение  исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

      Инструкция.

      Игра  с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое  или печальное? Он (она) играет с малышами»

      Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

      Объект  агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое  или печальное?»

      Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

      Игра  со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: веселое  или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

      Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

      Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: веселое или  печальное? Он (она) в ванной»

      Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: печальное или  веселое?»

      Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

      Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: печальное  или веселое?»

      Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое  или печальное? Он (она) убирает игрушки»

      Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: печальное или  веселое?»

      Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: веселое  или печальное? Он (она) со своими мамой  и папой»

      Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

      Во  избежание навявывания выборов  у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы  ребенку не задаются.

      Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

      Образец протокола:

      Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: 10.11.2005 г.

Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо Печальное лицо
1. Игра  с младшими детьми Ему надоело  играть +  
2. Ребенок  и мать с младенцем Гуляет с  мамой, люблю гулять с мамой +  
3. Объект  агрессии Хочется ударить  его стулом. 
У него грустное лицо
  +
4. Одевание Он пойдет гулять. Надо одеваться +  
5. Игра  со старшими детьми Потому что  у него дети +  
6. Укладывание  спать в одиночестве Я всегда беру спать  игрушку   +
7. Умывание Потому что  он умывается +  
8. Выговор Мама хочет  уйти от него   +
9. Игнорирование Потому что  тут малыш +  
10. Агрессивность Потому что кто-то отбирает игрушку   +
11. Собирание  игрушек Мама заставляет его, а он не хочет   +
12. Изоляция Они не хотят  играть с ним   +
13. Ребенок  с родителями Мама и папа гуляют с ним +  
14. Еда  в одиночестве Пьет молоко, и я люблю нить молоко +  
 

      Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

      Количественный  анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов  х100%
      14
 

      В зависимости от уровня индекса тревожности  дети подразделяются на 3 группы:

      а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

      б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

      в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

      Качественный  анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунок «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Еда в одиночестве». Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунке «Ребенок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование» и «Собирание игрушек», с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

      Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

      Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих занятий.

 

     ЗАНЯТИЕ 1. "ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я" 

     Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. 
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

  • Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

     Дети  превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают  колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

  • Упражнение "Доброе утро…"

     Дети  вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и  т.д., которые нужно пропеть.

  • Упражнение "Что я люблю?"

     Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

  • Упражнение "Качели"

     Дети  в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

  • Упражнение "Угадай по голосу"

     Один  из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

  • Упражнение "Лягушки на болоте"

     Дети  превращаются в лягушек. На полу выкладываются  макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть  на все кочки по порядку.

  • Упражнение "Художники – натуралисты"

     Дети  рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей".

     ЗАНЯТИЕ 2. "МОЁ ИМЯ" 

     Цель : раскрытие своего "Я",Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

     Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

     1. Упражнение "Росточек под солнцем" см. 1 занятие.

     2. Упражнение "Узнай по голосу"

     Дети  встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается  узнать детей по голосу.

     3. Игра "Моё имя"

     Психолог  задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают.

  • Тебе нравится твоё имя?
  • Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

     При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные  от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

     Психолог  говорит: "Известно ли вам ,что имена  растут вместе с людьми? Сегодня  вы маленькие и имя у вас  маленькое. Когда вы подрастёте и  имя подрастёт вместе с вами и  станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.

     4. Игра "Разведчики".

     Дети  выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

     5. Рисование самого себя.

     Психолог  предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах: 

  • в зелёном - такими какими они представляются себе;
  • в голубом – какими они хотят быть;
  • в красном – какими их видят друзья.

     6. Упражнение "Доверяющее падение"

     Дети  встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

     7. Упражнение "Горячие ладошки" См. 1 занятие.

     ЗАНЯТИЕ 3. "НАСТРОЕНИЕ" 

     Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

     Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; "пружинки"на отдельных листах.

     1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. занятие 1.

     2. Упражнение "Возьми и передай"

     Дети  встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

     3. Упражнение "Неваляшка"

     Дети  делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают  эту неваляшку.

     4. Упражнение "Превращения"

     Психолог  предлагает детям :

  • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
  • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
  • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
  • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Информация о работе Психокоррекция