Психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
«Зачастую, страхи у детей возникают по вине самих родителей, и важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью» [9].

Работа состоит из  1 файл

психокорр курс.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

     8. Упражнение "Горячие ладошки"

     ЗАНЯТИЕ 10. "СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ"

     Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

     Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

     1. Упражнение "Росточек под солнцем"

     2. Упражнение "Неоконченные предложения"

     Детям предлагается предложения , которые  нужно закончить. 
"Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю..", "В меня верят…", "Обо мне заботятся…"

     3. Игра "Баба- Яга"

     По  считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. "Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку! "Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

     4. Игра "Комплименты"

     Стоя  в кругу, все берутся за руки. Глядя  в глаза соседа, ребёнок говорит: "Мне нравится в тебе…."Принимающий  кивает головой и отвечает: "Спасибо, мне очень приятно!" Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

     5. Упражнение "В лучах солнышка"

     Психолог  рисует солнышко, в лучах которой  находятся фотографии детей. По сигналу  психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.

     6. Упражнение "Солнце в ладошке"

     Психолог  зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

     Солнце  в ладошке, тень на дорожке,

     Крик  петушиный, мурлыканье кошки,

     Птица на ветке, цветок у тропинки,

     Пчела на цветке, муравей на травинке,

     И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-

     И всё это - мне, и всё это - даром!

     Вот так – ни за что! Лишь бы жил я  и жил,

     Любил этот мир и другим сохранил….

     7. Упражнение "Горячие ладошки"

 

      Приложение 3. Рекомендации родителям и воспитателям.

 

      Родительское  собрание "Тревожные дети".

      В дошкольном возрасте дети усваивают  нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения  со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи.

      Особую  опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: "В четыре года у мальчиков и девочек  проявляются заострение боязливости  и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего отмечается несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики" [10].

      Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные дети живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: "А вдруг что-нибудь случится?" Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.

      Родители  и педагоги часто не замечают эмоциональных  переживаний ребёнка или считают  их беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные окрики, упрёки, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребёнку не под силу.

      Кроме того, в настоящее время значительная часть родителей попала под влияние  педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук и т.д., при этом они полностью отказываются от интеллектуально ненагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры и т.п.

      Умственная  перегрузка приводят к невротизации ребёнка, смещению его самооценки в область образовательных достижений. Жизнь такого ребёнка протекает в обстановке конфликтов с родителями и педагогами. Они постоянно переживают неуспех в деятельности и социальном окружении, испытывают сложности в процессе общения со сверстниками и другими взрослыми. Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Принято считать, что "школьная тревожность" возникает вследствие столкновения ребёнка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причём, большинство первоклассников переживают не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

      Чаще  всего тревожность развивается  тогда, когда ребёнок находится  в состоянии (ситуации) внутреннего  конфликта, который может быть вызван негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить  или поставить в зависимое  положение; неадекватными, чаще всего завышенными, или противоречивыми требованиями родителей.

      Поиск причин позволил выделить две основные группы: биологические, связанные скорее всего с типом нервной системы, и социальные, обусловленные типом  детско-родительских отношений (симбиоз, гиперсоциализация, отвержение или их комбинация). Тревожность детей во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность воспитателей или родителей передаётся ребёнку.

      Исследования  показали, что более тревожными являются мальчики. Установлена такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если взрослые не удовлетворены своей работой (или являются безработными), жилищными условиями, материальным положением, личными взаимоотношениями. Авторитарный стиль воспитания (Стили семейного воспитания) тоже не способствует спокойствию детей.

      Неблагоприятными  последствиями для тревожного ребёнка  являются снижение самооценки, рост неуверенности  в себе, страх ошибиться, сделать  что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т.д.

      Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого  пояса); раздражительны, плохо спят и т.д.

      Для снижения психомышечного напряжения рекомендуются  упражнения "Штанга", "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Насос и  мяч", "Ласковый мелок" и др., они проводятся ежедневно воспитателями  групп.

      Важно, чтобы взрослые, и педагоги, и  родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.

      Шесть рецептов избавления от гнева.

Рецепт Содержание Пути выполнения
№1. Наладьте взаимоотношения со своим 
ребёнком, чтобы он себя чувствовал 
спокойно и уверенно.
Слушайте своего ребёнка. 
Проводите с ним как можно больше 
времени. 
Делитесь с ним своим опытом. 
Рассказывайте ему о своём детстве, 
детских поступках, победах и неудачах. 
Если в семье несколько детей, 
постарайтесь общаться не только со 
всеми вместе, но и уделяйте своё 
внимание и время каждому из них в 
отдельности.
№2. Следите за собой, особенно в те 
минуты, когда вы находитесь под 
действием стресса и вас легко 
вывести из равновесия.
Отложите или отмените вовсе 
совместные дела с ребёнком (если это, 
конечно, возможно). 
Старайтесь не прикасаться к ребёнку в 
минуты раздражения.
№3. Если вы расстроены, то дети должны 
знать о вашем состоянии.
Говорите детям  прямо о своих чувствах, 
желаниях и потребностях: 
"Я очень расстроена, хочу побыть одна. 
Поиграй, пожалуйста, в соседней 
комнате"; 
"Дела на работе вывели меня из себя. 
Через несколько минут я успокоюсь, а 
сейчас, пожалуйста, не трогай меня".
№4. В те минуты, когда  вы расстроены 
или разгневаны, сделайте для себя 
что-нибудь приятное, что могло бы 
вас успокоить.
Примите тёплую ванну, душ. 
Выпейте чаю. 
Позвоните друзьям. 
Сделайте "успокаивающую" маску для 
лица 
Просто расслабьтесь, лёжа на диване. 
Послушайте любимую музыку.
№5. Старайтесь  предвидеть и 
предотвратить возможные 
неприятности, которые могут 
вызвать ваш гнев.
Не давайте  ребёнку играть с теми вещами 
и предметами, которыми вы очень 
дорожите. 
Не позволяйте выводить себя из 
равновесия. Умейте предчувствовать 
поступление собственного 
эмоционального срыва и не допускайте 
этого, управляя собой (подумать о чём-то 
приятном) и ситуацией.
№6. К некоторым  особенно важным 
событиям следует готовиться заранее.
Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям..
 

  

 

        Литература

 
     
  1. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
  2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.
  3. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.
  5. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
  6. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с.
  7. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. – 1991. - №4 - с.84-92.
  8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.
  9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
  10. Захаров А.И., Как предупредить отклонения в поведении ребёнка, Москва, Просвещение, 1986
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. – 116с.
  12. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону, 1997. – 66с.
  13. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 1999. - № 9.-С. 22-24
  14. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карненко. Ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
  15. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ.-М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
  16. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
  17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.
  18. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  19. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000.
  20. Психологическая газета  http://www.psy.su/interview/1969/
  21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.
  22. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.
  23. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.
  24. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
  25. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.

Информация о работе Психокоррекция