Психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
«Зачастую, страхи у детей возникают по вине самих родителей, и важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью» [9].

Работа состоит из  1 файл

психокорр курс.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

     4. Коррекция посредством куклотерапии [9]. На современном этапе куклы используются для решения задач психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А.И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

     Разыгрывание  страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку  предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной игре ощущения собственной силы и решимости.

      5. Коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений [25]. «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».

     Следовательно, «микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и  психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения  к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка».

 

      1.7. Описание коррекционно-развивающих программ.

 

      Цель данной работы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

      В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  4. Содействовать развитию творческих задатков.

      Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

      Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 4-х боков:

      1. Диагностический блок.

      Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

      Методы:

  1. Тест "Страхи в домиках"
  2. Тест " Тревожности" (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)

      2. Установочный блок.

     Цель: информирование родителей и воспитателей о имеющихся нарушениях в развитии детей.

     Методы:

      1. Проведение бесед с воспитателями о целях, задачах, методах диагностики и коррекции детских страхов.

      2. Проведение бесед с родителями, чьи дети нуждаются в коррекции  страхов.

      3. Создание позитивного настроя  у детей на психокоррекционный процесс.

     3. Коррекционный блок.

     Цель: профилактика и коррекция нарушений  психологического здоровья детей.

     Методы:

      1. Консультирование педагогов по  организации и проведению психокоррекционных  программ.

      2. Консультирование родителей по организации специальных занятий с ребенком в домашних условиях.

      3. Отбор детей, нуждающихся в  психокоррекционной работе со  стороны психолога, проведение  с ними специальных занятий.

      4.  Оценочный блок.

      Цель: определение эффективности коррекционной  работы.

      Методы:

      1. Проведение повторной диагностики наличия страхов детей по истечении года.

      2. Опрос воспитателей и родителей относительно того или иного ребенка.

      Рабочий план внедрения психокоррекционной программы

Этапы работы Содержание  этапов Сроки
1 2 3
1. Диагностический.
  1. Диагностика детских страхов.
  2. Определение проявления страхов.
Сентябрь
2. Работа  по созданию установки на психокоррекци-онный процесс.
  1. Обсуждение с воспитателями и родителями данных диагностики. Согласование мнений.
  2. Определение стратегий индивидуального подхода.
  3. Анализ занятий воспитателей с целью изучения их возможностей для осуществления психокоррекции.
  4. Консультирование воспитателей и родителей по применению конкретных психокоррекционных заданий в первую и вторую половины дня, создание ими соответствующей установки у детей.
  5. Разработка коррекционных занятий, которые будут проводиться психологом.
Октябрь
3. Проведение  активной психокоррекци-онной работы.
  1. Контроль за коррекционной работой, осуществляемой воспитателями.
  2. Контроль за коррекционной работой, осуществляемой родителями.
  3. Проведение самостоятельной коррекционной работы психологом.
Ноябрь –  Март.
4. Оценка  эффективности коррекционной работы.
  1. Проведение повторной диагностики.
  2. Обсуждение итогов психокоррекционной работы с воспитателями и родителями.
  3. Рекомендации учителю и школьному психологу по поддержанию достигнутых результатов и осуществлению дальнейшей работы с ребенком.
Апрель –  Май.

 

       2. Приложение 1. Методика диагностического  блока.

      Методы и техники, используемые в программе.

      Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

      Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и  
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

      Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая  
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,  
переключает внимание.

      Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных  
зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения  
страхов. 

      Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,  
напряжения, тревожности.

      Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие  
мелкой моторики снижение тревожности. 

      На  диагностическом этапе работы используется тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», тест " Тревожности", которые позволяют выявить количество страхов у детей и определить их характер.

      В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. После, составляется список страхов каждого ребёнка.

      Ни  в коем случае нельзя торопить ребёнка  с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. 

      Индивидуальная  анкета теста «Страхи в домиках»

      Ф.И (ребёнка):

      Класс:

      Возраст:

      Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

      1.когда  остаешься дома один;                2.нападения, бандитов;

      3.заболеть, заразиться;                            4.умереть;

      5.того, что умрут твои родители;           6.каких - то людей;

      7.маму  или папу;                                      8.того, что они тебя накажут;

      9.Бабы  Яги, Кощея, Бармалея;                10.опоздать в детский сад;

      11.перед  тем, как заснуть;                       12.страшных снов;

      13.темноты;                                               14.волка, медведя, пауков, змей;

      15.машин,  поездов, самолетов;       16.бури, урагана, грозы, наводнения;

      17.когда  очень высоко;                              18.когда очень глубоко

      19.в  маленькой комнате, туалете;             20.воды;

      21.огня;                                                        22.пожара;

      23.войны;                                                     24.больших улиц, площадей;

      25.врачей;                                                    26.крови (когда идёт кровь);

      27.уколов;                                                    28.боли (когда больно);

      29.неожиданных,  резких звуков.

      Если  количество страхов превышает нормальное развитие, ребёнок берётся на коррекцию.

      Норма страхов

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Количество  лет Количество  лет
возраст 7 8 9 10 11 12 7 8 9 10 11 12
1. Остаться  дома в одиночестве *           *   * *    
2. Нападения * *       * * * * * *  
3. Заболеть, заразиться     *   * *           *
4. Умереть *           *          
5. Смерти  родителей   * *         * *     *
6. Чужих людей             *          
7. Потеряться                        
8. Мамы  и папы                        
9. Наказания   * * *   *   *   *   *
10. Бабы-яги,  Кощея…                        
11. Опоздать  в школу   * *         * *      
12. Перед  тем, как заснуть         *              
13. Страшных  снов   * *     * *         *
14. Темноты             *   *      
15. Животных: волков, змей пауков         *     * * * * *
16. Транспорта (любого)       *                
17.Землетрясений,наводнений, бурь * *         *   * *    
18. Высоты * *   *     * *   * * *
19. Глубины *   *       *     * * *
20. Тесных, маленьких помещений *       *              
21. Воды             *   *      
22. Огня             * *     *  
23. Пожара *     *             *  
24. Войны       * *     *   *    
25. Больших  помещений, улиц     *         *   *    
26. Врачей       *   *     *   *  
27. Уколов           * * *     *  
28. Боли *     *   *     *     *
29. Разных  громких звуков   *     *     *        
НОРМА 9 8 7 7 6 7 12 11 10 9 9 8
 

     Цикл  практических занятий рассчитан  на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раз в  неделю. Данная программа коррекционно-развивающих  занятий рассчитана на детей дошкольного  возраста (5-7 лет).

     В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант - одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

     Конкретное  коррекционное занятие включает в себя следующие составные части:

  • ритуал приветствия – 2 минуты;
  • разминка - 10 минут;
  • коррекционно-развивающий этап - 20 минут.
  • подведение итогов - 6 минут.
  • ритуал прощания – 2 минуты.

      Ожидаемыми  результатами являются:

  1. Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие  
    уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
  2. Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях.)
  3. Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей в современных быстроменяющихся условиях.

      Раскрыть  вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения  детей, имеющих тревожность.

      Тест  тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

      Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

      Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Информация о работе Психокоррекция