Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:56, контрольная работа
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
«Зачастую, страхи у детей возникают по вине самих родителей, и важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью» [9].
5. Рисование на тему "Моё настроение"
После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.
6. Упражнение "Закончи предложение"
Детям предлагается закончить предложение:
Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
7. Упражнение "Пружинки"
Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 4. "НАСТРОЕНИЕ"
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Упражнение "Злые и добрые кошки"
Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
3. Игра "На что похоже моё настроение?"
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".
4. Упражнение "Ласковый мелок"
Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
5. Упражнение "Угадай что спрятано в песке?"
Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему "Автопортрет"
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 5. "НАШИ СТРАХИ"
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Упражнение "Петушиные бои"
Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Упражнение "Расскажи свой страх"
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
4. Рисование на тему "Чего я боялся, когда был маленьким.."
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
5. Упражнение "Чужие рисунки"
Детям по очереди показывают рисунки "страхов",только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
6. Упражнение "Дом ужасов"
Детям
предлагается нарисовать обитателей дома
ужасов.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете
у психолога.
7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 6. "Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Упражнение "Смелые ребята"
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!" Дети отвечают "Не боимся мы тебя!" Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
3. Упражнение "Азбука страхов"
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение "Страшная сказка по кругу"
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
5. Упражнение "На лесной полянке"
Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
6. Упражнение "Прогони Бабу – Ягу"
Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
7. Упражнение "Я тебя не боюсь"
Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: "Я тебя не боюсь!"
8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 7. "ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС"
Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Упражнение "За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д."
Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
3. Упражнение "Лягушки на болоте" См. 1 занятие.
4. Упражнение "Неопределённые фигуры"
Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.
5. Игра "Тропинка"
Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..
6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: "Волшебный лес"
Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем что получилось , что удалось нарисовать вместе.
7. Упражнение "Доверяющее падение"См. 2.занятие
8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 8. "СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА"
Цель: Формирование положительной "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Игра "Сказочная шкатулка"
Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.
3. Упражнение "Конкурс боюсек"
Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!"
4. Игра "Принц и принцесса"
Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
5. Упражнение "Придумай весёлый конец"
Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
6. Рисование на тему "Волшебные зеркала"
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным. После задаются вопросы : какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 9. "ВОЛШЕБНИКИ"
Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Игра "Путаница"
Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
3. Игра "Кораблик"
Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!"
4. Упражнение "Кони и всадники"
Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в "коня", другой во "всадника". "Коням" завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача "коня"- бегать быстрее, а задача "всадника"– не допускать столкновения с другими конями.
5. Упражнение "Волшебный сон"
Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.
6. Рисуем, что увидели во сне.
Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.
7. Упражнение "Волшебники"
Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.