Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа
Основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, поэтому каждый период раннего детства приобретает особое значение. С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за будущую личность.
Введение. 3
Глава 1. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. 5-9
1.1. Игра и ее роль в становлении личности ребенка. 5
1.2. Об историческом возникновении игрушки и игровой деят-ти. 6
1.3. Значение игры в развитии и воспитании ребенка. 9
Глава 2. Развитие игровой деятельности у дошкольников. 10-15
2.1. Особенности игровой деятельности у детей преддошк. воз-та. 10
2.2. Особенности игровой деятельности у детей мл. и сред. воз-та. 10
2.3. Особенности игровой деятельности у детей
старшего дошкольного возраста. 11
2.4. Классификация игр. стр. 13
Глава 3. Психологическая сущность дошкольной игры. 16-26
3.1. Психологическая сущность игры дошкольника. 16
3.2. Игрушка и ее значение в игровом процессе. 17
3.3. Психологическое влияние игры на развитие дошкольника. 20
3.4. Характеристика различных видов игр в дошкольном возрасте. 22
Глава 4. Современные компьютерные игры и их влияние на
дошкольника. 27-28
Заключение. 29-30
Список используемой литературы. 31
Московский городской психолого-педагогический университет
ФАКУЛЬТЕТ «Психология образования»
Курсовая работа
По предмету: «Психология развития»
На тему: «Психологическая сущность игры дошкольника»
Выполнила: студентка I курса 8 группы
Заочной формы обучения
Румянцева А.И.
Проверил: доц. Клопотова Е.Е.
Москва 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. 5-9
1.1. Игра и ее роль в становлении
личности ребенка.
1.2. Об историческом возникновении игрушки и игровой деят-ти. 6
1.3. Значение игры в развитии и
воспитании ребенка.
Глава 2. Развитие игровой деятельности
у дошкольников.
2.1. Особенности игровой деятельности у детей преддошк. воз-та. 10
2.2. Особенности игровой деятельности у детей мл. и сред. воз-та. 10
2.3. Особенности игровой деятельности у детей
старшего
дошкольного возраста.
2.4. Классификация игр. стр.
Глава 3. Психологическая сущность
дошкольной игры.
3.1. Психологическая сущность
игры дошкольника.
3.2. Игрушка и ее значение в игровом
процессе.
3.3. Психологическое влияние игры на развитие дошкольника. 20
3.4. Характеристика различных видов игр в дошкольном возрасте. 22
Глава 4. Современные компьютерные игры и их влияние на
дошкольника.
Заключение.
Список используемой
литературы.
Введение
Основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, поэтому каждый период раннего детства приобретает особое значение. С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за будущую личность. Вовремя начатое развитие и воспитание детей обеспечат стабильное развитие психики, сенсорной сферы, двигательной активности, без чего не будет полноценного развития речи, слуха, зрения и т. д. В дошкольном возрасте у детей складываются черты характера, формируются нравственные и эстетические качества, развиваются способности к творческой деятельности. Идет процесс становления психики ребенка. Чтобы успешно управлять развитием ребенка, воспитателю следует основываться на изучении условий и закономерностей формирования психики и личностных качеств ребенка.
Успешное решение задач
Все это подчеркивает актуальность и важность темы, выбранной для курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в
раскрытии психологической
1.Проанализировать психолого-
2.Дать общую характеристику игры дошкольника.
3.Охарактеризовать значение
4.Проанализировать роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка-дошкольника.
5.Изучить особенности игры.
6.Показать психологическое влияние игрушки и игры на общее развитие ребенка.
7.Охарактеризовать различные виды игр.
8.Выявить влияние современных компьютерных игр на дошкольника.
Глава 1. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте ребенок получает знания и навыки для становления своей личности во время игр. Ведущей деятельностью дошкольного детства считается игра, в которой дети моделируют деятельность и отношения взрослых. Не меньший вклад в психическое развитие дошкольника вносят и другие виды его деятельности в этот период: изобразительная, конструктивная, слушание сказок, элементарные формы труда и обучения.
Игра – особый вид деятельности
человека. Она возникает в ответ
на общественную потребность в подготовке
подрастающего поколения к
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Внутри игры также начинает складываться и учебная деятельность, к которой ребенок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Игра ребенка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а иногда взаимно дополняют друг друга.
В советской психологии первым вопрос о необходимости исторического исследования для построения полноценной теории игры поставил Е.А. Аркин: «Только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика». «История детской игры и детской игрушки, - продолжает Е.А. Аркин, - должна служить фундаментом для построения их теорий»(1935,с.10). Сопоставляя игрушки, добытые при археологических раскопках, с современными игрушками, Аркин не нашел в них ничего специфического. И там, и здесь одни и те же игрушки и одно и то же употребление их ребенком. Следовательно, никакой истории игрушки, никакого ее развития нет. Игрушка осталась такой же, какой она была на заре человеческой культуры. Причину этой кажущейся неизменяемости игрушек Е.А. Аркин видит в том, что «дитя человеческое, как и его игрушки, проявляет свое единство в единстве человеческих черт развития»(1935, с. 49).
Е.А. Аркину понадобилось утверждение об исторической неизменности игрушки для доказательства положения о том, что дети во все эпохи – от самых древних и до настоящего времени – появлялись на свет с одинаковыми возможностями. Да, несомненно, это так. Но один из парадоксов развития детей и заключается в том, что, приходя в этот мир с одинаковой мерой беспомощности и одинаковыми возможностями, они проходят в обществах, стоящих на разных уровнях производства и культуры, совершенно различный путь развития, достигая и разными путями и в разное время своей социальной и психологической зрелости. Совершенно естественно, что и игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением в той или иной упрощенной, и схематизированной формы предметов из жизни и деятельности общества, приспособленных к особенностям детей того или иного возраста. В настоящее время общепризнано, что игра детей по своему содержанию теснейшим образом связана с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества.
Полученные Е.А. Аркиным выводы из его сравнительного исторического исследования, прежде всего, противоречат фактам. Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка этого общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка того общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования и т.п. Аркин в ущерб фактам ищет единства там, где в глаза бросается явное различие. В этом изменении характера игрушек ребенка на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки в ее причинной обусловленности историей общества, историей развития ребенка в обществе. Правда, Е.А. Аркин пишет не обо всех игрушках, а, о так называемых им « изначальных» игрушках, к которым он относит:
а) звуковые игрушки – трещотки, бубенцы, погремушки и т. д.;
б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей и т. д.;
в) оружие – лук, стрелы, бумеранги и т. д.;
о) образные игрушки – изображения животных и куклы.;
д) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.
Но, прежде всего, нужно отметить, что так называемые изначальные игрушки имеют свою историю возникновения, что они вовсе не изначальны, а возникли на определенных ступенях развития общества, и что их возникновению предшествовало изобретение человеком соответствующих орудий труда. Все игрушки, которые Аркин относит к изначальным, в действительности являются продуктом исторического развития. Однако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезли вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Лук и стрелы давно исчезли, как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Игрушки живут дольше, чем орудия труда, изображениями которых они являются, и это производит впечатление их неизменности. Такие игрушки действительно как бы застыли в своем развитии и сохранили свой первоначальный облик. Однако у этих игрушек отсутствует история только при внешнем, чисто феноменологическом рассмотрении их как физических предметов. Если рассматривать игрушку в ее функции, то можно с полной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игрушки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребенка.
Исследование исторического
Игра вообще и детская игра в
частности изучалась и
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника