Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа
Основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, поэтому каждый период раннего детства приобретает особое значение. С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за будущую личность.
Введение. 3
Глава 1. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. 5-9
1.1. Игра и ее роль в становлении личности ребенка. 5
1.2. Об историческом возникновении игрушки и игровой деят-ти. 6
1.3. Значение игры в развитии и воспитании ребенка. 9
Глава 2. Развитие игровой деятельности у дошкольников. 10-15
2.1. Особенности игровой деятельности у детей преддошк. воз-та. 10
2.2. Особенности игровой деятельности у детей мл. и сред. воз-та. 10
2.3. Особенности игровой деятельности у детей
старшего дошкольного возраста. 11
2.4. Классификация игр. стр. 13
Глава 3. Психологическая сущность дошкольной игры. 16-26
3.1. Психологическая сущность игры дошкольника. 16
3.2. Игрушка и ее значение в игровом процессе. 17
3.3. Психологическое влияние игры на развитие дошкольника. 20
3.4. Характеристика различных видов игр в дошкольном возрасте. 22
Глава 4. Современные компьютерные игры и их влияние на
дошкольника. 27-28
Заключение. 29-30
Список используемой литературы. 31
Используя игру как форму организации жизни детей, необходимо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна; легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований – быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.
В творческой игре ребенок не просто изображает виденное им, запечатлевая какое-либо событие, те или иные отношения. В этих играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни. Если бы творческая игра была только средством накопления ребенком какого-то количества впечатлений об окружающем и затем простого их воспроизведения, то она не могла бы оказывать на развитие ребенка столь глубокого воспитывающего влияния, как это происходит в действительности. Игра также не является простой суммой накопления детьми знаний о явлениях и событиях окружающего, в противном случае она влияла бы только на развитие ума. В творческой игре, т. е. игре, придуманной самими детьми, устанавливается определенное отношение их к окружающему, так как в ней происходит действие, реальное для ребенка, которое в процессе игры, означает для него так же много, как если бы речь шла о самом событии. Благодаря исключительному влиянию творческой игры на развитие личности ребенка она является важным средством воспитания с первых лет жизни на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.
Итак, в ролевой игре происходит:
-развитие произвольности
-формирование мотивов, новых как по форме (внутренних, образных ), так и по содержанию (овладеть навыками и умениями взрослых );
-преодолевается познавательный эгоцентризм;
-формируется более высокий
Развивающие игры и их условия.
Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Большинство дидактических и подвижных игр построено на определенных правилах, овладевая которыми ребенок учится играть и таким образом, развивается, воспитывается.
Подвижные и дидактические игры
предлагаются ребенку взрослым, в
то время как творческая игра является
продуктом своеобразного
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
Развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве. Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры. Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам. Эти правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.
Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности:
- единство познавательного и эмоционального начал;
- внешних и внутренних действий;
- коллективной и индивидуальной активности детей.
При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
Глава 4. Современные компьютерные игры и их влияние на дошкольника.
В настоящее время наблюдается
все большее влияние
В компьютерных играх для дошкольников выделяют 3 вида задач:
Компьютерные игры не должны заменять обычные игры, а должны дополнять их, входить в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые формы и методы обучения. Исходя из этого, стоит отметить, что информационные технологии в системе образования постепенно занимают приоритетные позиции. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно- воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.
Применение информационно - коммуникативных технологий позволяет давать материал в привлекательной для ребенка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивацию на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы. В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Таким образом: компьютер в детском саду является элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер. Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Рекомендуется применять компьютерные
игровые развивающие и
Заключение.
Проанализировав игровую деятельность, психологическую сущность игры, психологическое влияние игрушки на общее развитие ребенка, мы увидели, что, прежде всего, в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать причины тех или иных поступков людей и именно в игре возникает осознание своего места среди людей и потребность стать взрослым.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складываются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей деятельности дошкольника – в игре. Игра, как показывают многочисленные исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения.
К сожалению, взрослые перестали видеть в игре, на прогулке, не имеющего явно выраженного обучающего, развивающего характера, какой – либо смысл, однако, они просто необходимы ребенку вплоть до самого подросткового возраста. Тем самым игнорируется столь важная культурно – исторически стадия развития детей в игровой деятельности на фоне завышенных требований, предъявляемых в целом к детству. Конечно, хотелось бы, чтобы родители тоже понимали значение совместных с ребенком игр в дошкольном детстве. В связи с этим, очень актуальны слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Поэтому необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто…»(1981, т.3. с. 436).
Не менее важно и внимание к психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей, которое способствует не только сохранению традиционной игры, но и ее потенциально более широкому признанию. Игра в ее разнообразных формах заслуживает активного включения не только в дошкольное, но и в школьное образование на всех этапах. Всемерная поддержка игровой деятельности в семье, образовательных учреждениях, на игровых площадках и в центрах досуга может способствовать росту познавательной, социальной, эмоциональной и коммуникативной компетенции детей.
Таким образом, нужно рассматривать реализацию детских видов деятельности в педагогическом процессе через обогащение содержательного компонента, обновление приемов сотрудничества в контексте развития процессов педагогического взаимодействия с родителями, современной детской субкультуры и реального социокультурного опыта дошкольников. Современные исследования в области дошкольной педагогики доказывают состоятельность детских видов деятельности (особенно игры) и необходимость не только их сохранения, но и современного развития. Многие положения теории игры Д.Б. Эльконина сегодня звучат еще острее и актуальнее, чем полстолетия назад. Дискуссия по значению игр для дошкольника не закрыта и ждет новых исследований, творческих интерпретаций и аналитических оценок, т.к.все игры представляют большой психологический интерес: в них развиваются чрезвычайно важные черты личности ребенка. Это: умение подчиняться правилу, момент самооценки, умение управлять своим поведением и в, конечном итоге, игры подготавливают к развитию познавательных операций, требуемых в дальнейшем учебной деятельностью ребенка.
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника