Психологическая сущность игры дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

Основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, поэтому каждый период раннего детства приобретает особое значение. С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за будущую личность.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. 5-9
1.1. Игра и ее роль в становлении личности ребенка. 5
1.2. Об историческом возникновении игрушки и игровой деят-ти. 6
1.3. Значение игры в развитии и воспитании ребенка. 9
Глава 2. Развитие игровой деятельности у дошкольников. 10-15
2.1. Особенности игровой деятельности у детей преддошк. воз-та. 10
2.2. Особенности игровой деятельности у детей мл. и сред. воз-та. 10
2.3. Особенности игровой деятельности у детей
старшего дошкольного возраста. 11
2.4. Классификация игр. стр. 13
Глава 3. Психологическая сущность дошкольной игры. 16-26
3.1. Психологическая сущность игры дошкольника. 16
3.2. Игрушка и ее значение в игровом процессе. 17
3.3. Психологическое влияние игры на развитие дошкольника. 20
3.4. Характеристика различных видов игр в дошкольном возрасте. 22
Глава 4. Современные компьютерные игры и их влияние на
дошкольника. 27-28
Заключение. 29-30
Список используемой литературы. 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Психологическая сущность игры дошкольника.docx

— 74.09 Кб (Скачать документ)

     Используя игру как форму организации жизни детей, необходимо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна; легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований – быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.

 В творческой игре ребенок не просто изображает виденное им, запечатлевая какое-либо событие, те или иные отношения. В этих играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни. Если бы творческая игра была только средством накопления ребенком какого-то количества впечатлений об окружающем и затем простого их воспроизведения, то она не могла бы оказывать на развитие ребенка столь глубокого воспитывающего влияния, как это происходит в действительности. Игра также не является простой суммой накопления детьми знаний о явлениях и событиях окружающего, в противном случае она влияла бы только на развитие ума. В творческой игре, т. е. игре, придуманной самими детьми, устанавливается определенное отношение их к окружающему, так как в ней происходит действие, реальное для ребенка, которое в процессе игры, означает для него так же много, как если бы речь шла о самом событии. Благодаря исключительному влиянию творческой игры на развитие личности ребенка она является важным средством воспитания с первых лет жизни на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.

Итак, в ролевой игре происходит:

-развитие произвольности поведения;

-формирование мотивов, новых  как по форме (внутренних, образных ), так и по содержанию (овладеть навыками и умениями взрослых );

-преодолевается познавательный эгоцентризм;

-формируется более высокий уровень  умственных действий ребенка.

Развивающие игры и их условия.

Детская творческая игра существенно  отличается от игр подвижных и  дидактических. Большинство дидактических и подвижных игр построено на определенных правилах, овладевая которыми ребенок учится играть и таким образом, развивается, воспитывается.

Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в  то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот  почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных  и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в  сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы обретает этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Известно, что в играх детей ярко отражаются их общее развитие и культура. Яркость и красочность содержания, богатство замысла, развитость этого замысла показывают богатство личности играющих детей.

К началу дошкольного возраста ребенок  уже обладает определенным жизненным  опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой  скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность  реализовывать умения в своей  деятельности. Задача воспитания заключается  как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила  общения с партнерами. Правила  действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве. Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры. Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам. Эти правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Но все это становится возможным  только в том случае, если игра, разработанная  взрослым и предложенная ребенку, в  готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно  принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба  детей повторить ее, выполнение тех  же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности:

-   единство познавательного и эмоционального начал;

-  внешних и внутренних действий;

- коллективной и индивидуальной активности детей.

При проведении игр необходимо, чтобы  все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила  ребенку новые эмоции, умения, расширяла  опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Современные компьютерные игры и их влияние на дошкольника.

 

В настоящее время наблюдается  все большее влияние медиатехнологий  на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит  телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любимой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, книга. Но, сегодня, учитывая современные реалии, педагог должен вносить в учебный процесс  новые методы подачи информации. Поэтому, воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, т.к. современное общество требует знаний работы с компьютером.  Одно из условий, предъявления компьютерных игр детям – учет, постоянно усложняющихся развивающих задач, представленных в них.

В компьютерных играх для дошкольников выделяют 3 вида задач:

  1. Игровая (ведущая для дошкольника, связана с формированием игры).
  2. Дидактическая (-с усвоением традиционных знаний, умений).
  3. Задача управления компьютером (-с формированием обобщенного умения управлять разнообразными ситуациями на дисплее с помощью клавиатуры, манипуляторов « мышь» и « джойстик» и др. средств управления). Эта нетрадиционная для дошкольного и младшего школьного возраста задача связана с особым воздействием компьютера на общее психическое развитие детей.  

Компьютерные игры не должны заменять обычные игры, а должны дополнять  их, входить в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые формы и методы обучения. Исходя из этого, стоит отметить, что информационные технологии в системе образования постепенно занимают приоритетные позиции. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно- воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

Применение информационно - коммуникативных технологий позволяет давать материал в привлекательной для ребенка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивацию на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы. В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Таким образом: компьютер в детском саду является элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер. Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие  программы, адекватные психическим  и психофизиологическим возможностям ребенка. Необходимо вводить современные  информационные технологии в систему  дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. И самое главное! Не надо принуждать ребенка к занятиям с компьютером, они должны проводиться только в виде игры. И еще, надо помнить о том, что компьютер - новое информационное средство творческой деятельности ребенка, а не новый способ лишить ребенка детства за счет введения еще одного рода занятий.   

Заключение.

Проанализировав игровую деятельность, психологическую сущность игры, психологическое  влияние игрушки на общее развитие ребенка, мы увидели, что, прежде всего, в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать причины тех или иных поступков людей и именно в игре возникает осознание своего места среди людей и потребность стать взрослым.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складываются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей деятельности дошкольника – в игре. Игра, как показывают многочисленные исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения.  

К сожалению, взрослые перестали видеть в игре, на прогулке, не имеющего явно выраженного обучающего, развивающего характера, какой – либо смысл, однако, они просто необходимы ребенку вплоть до самого подросткового возраста. Тем самым игнорируется столь важная  культурно – исторически стадия развития детей в игровой деятельности на фоне завышенных требований, предъявляемых в целом к детству. Конечно, хотелось бы, чтобы родители тоже понимали значение совместных с ребенком игр в дошкольном детстве. В связи с этим, очень актуальны слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Поэтому необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто…»(1981, т.3. с. 436).    

 Не менее важно и внимание к психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей, которое способствует не только  сохранению традиционной игры, но и  ее потенциально более широкому  признанию. Игра в  ее разнообразных формах заслуживает активного включения не только в дошкольное, но и в школьное образование на всех этапах. Всемерная поддержка игровой деятельности в семье, образовательных учреждениях, на игровых площадках и в центрах досуга может способствовать  росту познавательной,  социальной, эмоциональной и коммуникативной компетенции детей.

Таким образом, нужно рассматривать  реализацию детских видов деятельности в педагогическом процессе через  обогащение содержательного компонента, обновление приемов сотрудничества в контексте развития процессов  педагогического взаимодействия с родителями, современной детской субкультуры и реального социокультурного опыта дошкольников. Современные исследования  в области дошкольной педагогики доказывают состоятельность детских видов деятельности (особенно игры) и необходимость не только их сохранения, но и современного развития. Многие положения теории игры Д.Б. Эльконина сегодня звучат  еще острее и актуальнее,  чем полстолетия назад. Дискуссия по значению игр для дошкольника не закрыта и ждет новых исследований, творческих интерпретаций и аналитических оценок, т.к.все игры представляют большой психологический интерес: в них развиваются чрезвычайно важные черты личности ребенка. Это: умение подчиняться правилу, момент самооценки, умение  управлять своим поведением и в, конечном итоге, игры подготавливают к развитию познавательных операций, требуемых в дальнейшем учебной деятельностью ребенка.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника