Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа
Основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, поэтому каждый период раннего детства приобретает особое значение. С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за будущую личность.
Введение. 3
Глава 1. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. 5-9
1.1. Игра и ее роль в становлении личности ребенка. 5
1.2. Об историческом возникновении игрушки и игровой деят-ти. 6
1.3. Значение игры в развитии и воспитании ребенка. 9
Глава 2. Развитие игровой деятельности у дошкольников. 10-15
2.1. Особенности игровой деятельности у детей преддошк. воз-та. 10
2.2. Особенности игровой деятельности у детей мл. и сред. воз-та. 10
2.3. Особенности игровой деятельности у детей
старшего дошкольного возраста. 11
2.4. Классификация игр. стр. 13
Глава 3. Психологическая сущность дошкольной игры. 16-26
3.1. Психологическая сущность игры дошкольника. 16
3.2. Игрушка и ее значение в игровом процессе. 17
3.3. Психологическое влияние игры на развитие дошкольника. 20
3.4. Характеристика различных видов игр в дошкольном возрасте. 22
Глава 4. Современные компьютерные игры и их влияние на
дошкольника. 27-28
Заключение. 29-30
Список используемой литературы. 31
В начале преддошкольного периода развития ребенка очень отчетливо обнаруживает себя своеобразное несовпадение между деятельностью ребенка, ставшей на этой ступени развития уже довольно сложной, с одной стороны, и процессом удовлетворения его основных жизненных потребностей – с другой. В этот период жизни ребенка развитие игры является вторичным, а формирование предметных действий неигрового типа составляет основную линию развития. Однако в ходе дальнейшего развития, которое связано с дошкольным периодом детства, отношение игры и тех деятельностей, которые отвечают неигровым мотивам, становится иным – они как бы меняются своими местами, теперь игра становится ведущим типом деятельности. Причина этого заключается в том, что предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир ребенка входят уже не только предметы, с которыми может действовать он сам, но и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны .Таким образом, в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед нами как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития. Мир человеческих предметов для ребенка открывается в еще чрезвычайно наивной форме. Человеческий лик вещей является ему еще непосредственно в форме человеческого действия с этими вещами, а сам человек открывается ему как повелитель вещей, действующий в этом предметном мире. Ребенок на первоначальных стадиях развития своего сознания не фетишизирует вещи и не противопоставляет двух миров: мира абстрактных физических свойств – предметов миру человеческих отношений к ним. Именно в этот период развития ребенка возникает классическая формула: « Я сам!». Эта формула выражает подлинную сущность той психологической ситуации, в которой находится ребенок на рубеже этой новой стадии своего развития – на рубеже дошкольного детства. Эта ситуация и является источником возникновения нового, очень своеобразного противоречия. В деятельности ребенка это противоречие выступает как противоречие между бурным развитием у ребенка потребности в действии с предметами и развитием осуществляющих эти действия операций. Как же разрешается это противоречие, это несоответствие между потребностью действия у ребенка, с одной стороны, и невозможностью осуществить требуемые действием операции - с другой? Может ли вообще разрешиться это противоречие? Да, оно может разрешиться у ребенка только в одном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия могут быть заменены другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется. Игра благодаря этому приобретает своеобразную форму, которая отличается от той формы игры, которую мы наблюдаем в преддошкольном возрасте и которая становится теперь на этой более высокой стадии психического развития ребенка, подлинно ведущей деятельностью.
3.2. Игрушка и ее значение в игровом процессе.
Игрушка является необходимой частью детской жизни, без которой жизнь не может быть полной, интересной, содержательной. Е.А. Аркин пишет, что лишить ребенка игрушек – это то же, что отнять у дня солнце, у ночи – месяц, у взрослого человека – надежды на лучшую, более счастливую жизнь(1961,с.81).
Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь подвижные, шумные и веселые игры. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, борьба на диване приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренировки. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Также для игр необходимы мягкие игрушки, изображающие животных, машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике.
Очень полезны разнообразные
Самые интересные игрушки у детей – самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться.
Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.К ценным игрушкам для детей следует отнести те, которые развивают у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому. В играх использован принцип самоконтроля. Оказывая детям помощь в организации игры, нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.
Народные дидактические
Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры. В играх предусмотрена их повторность, обеспечивающая упражнения для закрепления представлений, умений ребенка и отвечающая стремлению ребенка, особенно трех – четырех, лет к манипулированию с игрушкой. Внеся в группу дидактические игрушки, сделав их доступными для детей, нужно разрешить задачу, поддержать интерес к игрушке и вместе с тем переключить его от импульсивного влечения к захвату игрушки, перевести к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и вместе с тем доступной задачи.
Игрушка является предметом, значение которого относится к другой действительности, вне работы, непознаваемой эмпирически. Это позволяет предположить, что она имеет четко обозначенный социальный характер. Особенно ярко это проявляется в тематических играх, для которых характерны определенные образцы поведения, усвоенные ребенком в процессе собственных наблюдений или в результате специально организованной взрослыми игровой ситуации. Игрушка позволяет ребенку скорректировать, определить и овладеть правилами социальной жизни. Игрушка помогает сделать действия детей реальными, что связано с интересной психологической особенностью игры. Мир воображения ребенка реализуется посредством подражания образам, имеющим социальную роль. Без знания и опыта подражания ребенок не сумел бы оценить ни собственной роли, ни идентичности других людей.
3.3. Психологическое влияние игры на развитие дошкольника.
В дошкольном возрасте ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике.
Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психического развития. Главное здесь – последовательность этапов развития. Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи. Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации.
И сюжетно – ролевые игры, и развивающие игры увлекательны для всех дошкольников, независимо от возраста. Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать при проведении игр. Почти в каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе в игровой. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры необходимо постараться показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.
Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей, в этом случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении воспитателя.
Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее сути и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют неправильно. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Для этого обязательно должны быть индивидуальные занятия, которые необходимы для нормального психического и личностного развития детей.
Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Нельзя запретами, угрозами, наказаниями заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать пусть даже незначительные успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным. Также бессмысленны и вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре; ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Доброжелательность, сюрпризные моменты и разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.
3.4. Характеристика различных видов игр в дошкольном возрасте.
Сюжетно – ролевые игры.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – отражение жизни. В этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Для сюжетно – ролевых игр характерным является наличие ролей, обязательно есть сюжет игры, характерна воображаемая ситуация. Средства изображения: игрушки, предметы, речь, жесты, мимика, интонация, движения. Тематика сюжетно – ролевых игр детей разнообразна. Условно можно выделить три темы:
- бытовая тема;
- трудовая тема;
- общественная тематика.
Сюжетно – ролевая игра появляется постепенно, к концу третьего года жизни. В младшем дошкольном возрасте для сюжетных игр характерно следующее: ребенок отражает бытовые темы ( тематика несложная ); появляются объединения по 2 -3 человека ( объединения кратковременные); сюжет и игровые действия однообразны; поводом для игры является игрушка. В старшем возрасте: усложняется тематика игр ( труд, общественные явления ); сюжет и содержание игры становятся разнообразными, здесь дети отражают не только действия, но и отношения; объединения увеличиваются до 5 – 7 человек ( и они более устойчивы ); изменяется структура игры ( появляется подготовительный этап договариваться во что играть ); обсуждают и распределяют роли; могут готовить игровую обстановку…
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника