Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа
Основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, поэтому каждый период раннего детства приобретает особое значение. С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за будущую личность.
Введение. 3
Глава 1. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. 5-9
1.1. Игра и ее роль в становлении личности ребенка. 5
1.2. Об историческом возникновении игрушки и игровой деят-ти. 6
1.3. Значение игры в развитии и воспитании ребенка. 9
Глава 2. Развитие игровой деятельности у дошкольников. 10-15
2.1. Особенности игровой деятельности у детей преддошк. воз-та. 10
2.2. Особенности игровой деятельности у детей мл. и сред. воз-та. 10
2.3. Особенности игровой деятельности у детей
старшего дошкольного возраста. 11
2.4. Классификация игр. стр. 13
Глава 3. Психологическая сущность дошкольной игры. 16-26
3.1. Психологическая сущность игры дошкольника. 16
3.2. Игрушка и ее значение в игровом процессе. 17
3.3. Психологическое влияние игры на развитие дошкольника. 20
3.4. Характеристика различных видов игр в дошкольном возрасте. 22
Глава 4. Современные компьютерные игры и их влияние на
дошкольника. 27-28
Заключение. 29-30
Список используемой литературы. 31
Рассматривая историю развития игровой деятельности в отечественной науке, следует отметить вклад Н.К. Крупской. Крупская рекомендовала знакомить детей с интересными национальными играми, (что очень актуально и сейчас, в наше время) т.к. игра повышает интерес ребят разных национальностей друг к другу, к жизни и культуре разных народов, воспитывает уважение к ним. А.С. Макаренко дал интересный для своего времени анализ игры: «В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли». Педагогам, психологам хорошо известны направления педагогических исследований в области детской игры: Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, С.Л. Новоселовой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Каждый из этих ученых выделял свой предмет исследования, что очень ценно для науки и совершенствования практики.
Игра для детей является сложным
многофункциональным и
Еще 2 – 3 десятилетия назад, когда не было такого количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа, основным фактором в развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую или престижную школу, он порой должен сдать не простые экзамены. Это и родило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей дошкольного возраста. К тому же, в дошкольном учреждении главный упор делается на подготовку детей к школьной программе, а играм, которые являются основой детского развития, отводят второстепенную роль. Современные психологи обеспокоены тем, что обучение все сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Детские игры происходят не только с использованием игрушек, детская фантазия многогранна. По особенностям детской игры можно также судить о психологическом и интеллектуальном развитии ребенка.
Глава 2. Развитие игровой деятельности у дошкольников.
2.1. Особенности игровой деятельности у детей преддошкольного возраста.
Каждый возраст по – своему уникален. Малыш на протяжении всего детства постоянно изучает окружающий его мир.
Для детей второго года жизни характерно переводить взгляд с одного предмета на другой, играть с теми предметами, которые они увидели. На втором году жизни действия малыша носят целенаправленный характер: он обязательно уложит все кубики в ряд, соберет матрешку, разберет ее. То, что ребенок видит и подмечает, в дальнейшем он использует как начало сюжетной игры. Сюжетная игра состоит из повторяемых движений. Внимание в этом возрасте неустойчиво, ребенок все время отвлекается, запас действий с предметами ограничен. В то же время ребенок все время находится в движении, т.к. основа его развития – психомоторная. В этом возрасте дети еще не умеют хорошо говорить, но уже пытаются строить взаимоотношения со своими сверстниками. Если они играют вместе, то они лишь находятся друг около друга, а играют каждый в свою игру. Дети второго года жизни эмоциональны: они проявляют свои чувства в мимике, возгласах, что – то говорят на своем языке. Малыши этого возраста быстро утомляются, легко возбудимы и психически ранимы… Ребенок 2 лет любит игры с предметами. Это простые, однотипные действия: он открывает и закрывает коробку, накладывает кубик на кубик, снимает кольца со стержня пирамидки и надевает их снова…
2.2. Особенности игровой деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Дети этого возраста уже умеют слушать наставления, просьбы, рекомендации взрослых. Все их игры и занятия носят целенаправленный характер. Внимание в этом возрасте более устойчиво, но непроизвольно. Совершенствуется память ребенка. В играх дети придают воображаемое значение любому предмету. Движения у детей этого возраста становятся более размеренными. Словарный запас увеличивается. В то же время грамматическая речь детей еще не совершенна. Изменения в психике детей четвертого года жизни отражаются на их взаимоотношениях со сверстниками: речь для детей этого возраста становится основным средством общения с другими детьми. Взрослый с помощью речи может управлять развитием и поведением ребенка, а именно: формировать у него понятия, вызывать воспоминания, направлять действия, изменять его эмоциональное состояние. Содержание игр постепенно расширяется. Детям 3 – 4 лет, в отличие от детей 2 лет, взрослым не следует предлагать готовый рецепт для игры, а нужно побуждать ребенка вспомнить знакомое действие, сообразить, проявить инициативу. Хорошим средством развития способностей детей является проведение сюжетно – ролевых игр…
2.3. Особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети 5 лет лучше осознают явление общественной жизни, их интересует трудовая деятельность взрослых. В процессе общения со сверстниками и взрослыми продолжают формироваться навыки и привычки поведения. Дети в своих играх воспроизводят не только непосредственно увиденное, но и то, что узнали из книг, рассказов взрослых, из мультфильмов… Старшие ребята легко перенимают тон речи различных людей, особенно тех, которые им нравятся. Замысел игр требует последовательности событий, большого количества участников, умения договариваться между собой, воспроизводить характерные черты изображаемого образа, умения подражать его действиям и поведению. В этом возрасте, когда дети играют в ролевые игры, они сами могут подобрать игрушки, игровые материалы… Умение хорошо играть является мотивом, побуждающим детей к дружеским отношениям. Шестилетние дети во время игр отдают предпочтение творческим способностям друга, его положительным качествам: не ссориться, не отнимать игрушки, уметь оказать помощь своим сверстникам. Дети этого возраста в своих играх глубже воспроизводят явления общественной жизни, их привлекают яркие, героические события. В старшем возрасте идет дальнейшее углубление и уточнение знаний об одном и том же предмете, так же используются игры для обогащения словаря. В этом возрасте общий, устойчивый интерес к какой – либо игре объединяет детей.
Дети 7 лет по сравнению с детьми 5 -6 лет накопили большой запас знаний в области развития речи, в игровых ситуациях со сверстниками; произошли изменения в физическом развитии. Они уже способны долгое время наблюдать и рассматривать строение предметов, подмечать и запоминать движения игр и тексты. В семилетнем возрасте особенно важна роль занятий. Большая роль в нравственном воспитании, формировании личных качеств, принадлежит сюжетно-ролевой игре, игре – драматизации. У детей 7 лет развитие связной речи и образного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей со сверстниками и взрослыми. Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их игровой деятельности ощущаются элементы творчества. Дети этого возраста способны подчинять свою деятельность поставленной цели, правильно оценивать полученные результаты. Старшие дошкольники учатся самостоятельно соблюдать правила коллективной игры, у них вырабатывается представление о том, что значит работать вместе. Свои умения играть в коллективе дети переносят на другие виды деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей 7 года жизни становится богатой и разнообразной. К 7 годам воображение у детей усиливает желание перевоплощаться в разные образы, действовать более целеустремленно.
Д.Б. Элькониным были выделены четыре уровня игры у ребенка.
На первом уровне главным
и решающим является действие
с предметом. Предмет
На втором уровне основным содержанием игры остаются действия с предметами, но намечается уже разделение функций между ролями. Нарушение логики действий не принимаются, но и не опротестовывается.
Третий уровень
Четвертый, самый высокий уровень игры предполагает развернутое ролевое взаимодействие, когда отдельные действия могут и не выполняться, не изображаться, а лишь проговариваться. Главное – взаимодействие персонажей. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на иррациональность.
После этого этапа правила, скрытые в каждой роли, становятся более ясными. На первый план выступают сама логика и смысл человеческих действий, а, следовательно, и правила, которым они подчиняются.
2.4. Классификация игр.
Сюжетно – ролевые игры дошкольников.
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры. Подразделяются на следующие темы:
- труда;
- бытовые;
- с общей тематикой.
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
Содержание игр:
- предметное поведение;
- деятельность отношения людей,
- между людьми.
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
- роли, которые исполняют дети в процессе игры;
- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
- игровое использование предметов - реальные предметы заменяются игровыми;
- отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Театрализованные игры.
Театрализованные игры – разыгрывание
определенного литературного
Театрализованные игры:
- игры на темы,
- драматизации литературных произведений.
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать литературное произведение.
Сюжет игры - последовательность событий,
ролей, поступков героев, их речь определяется
текстом литературного
Строительно - конструктивные игры.
Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов.
1. Большой строительный материал, для возведения сооружений на полу: куб, цилиндр, параллелепипед и другие.
2. Настольный строительный материал - приблизительно те же формы, но меньшие по размеру.
3. Полуфабрикаты - наборы дощечек, арок, фронтонов и другие.
4. Конструкторы - усложненный строительный материал.
Творческие игры
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
1. Отображают отношения связанные с ролью, с позиции собственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия.
2. Связанные с детским трудом - в игре объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие.
3. Умственное воспитание - формирование фундаментальных психических процессов мышления, восприятия, памяти, воображения, речи.
4. Умственная активность - связана с работой воображения, выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень.
5. Систематическое воспитание способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам.
6. Двигательная деятельность - является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям ребенка.
Глава 3. Психологическая сущность дошкольной игры.
3.1. Психологическая сущность игры дошкольника.
Сущность детской игры, говорил Дж. Селли, заключается в исполнении какой-нибудь роли и в том, чтобы создать какое-нибудь новое положение(1901,с.47).
Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно - важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов, именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу на формирование новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка».
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника