Психологические особенности восприятия учебного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования: охарактеризовать особенности восприятия учебного текста.

В исследовании решались следующие задачи.
Провести анализ исследований текста и выделить его основные свойства.
Проанализировать историю и современные исследования проблемы восприятия текста.
Охарактеризовать методы соотношения восприятия и понимания учебного текста.
Рассмотреть основные характеристики восприятия учебного текста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Текст и его свойства как предмет психологического исследования 5

1.2. История исследования проблем восприятия текста 11

1.3. Эмпирических исследований восприятия текста 15

ГЛАВА 2. Восприятие учебного текста: основные методы, характеристики

2.1. Соотношения восприятия и понимания учебного текста 20

2.2. Основные характеристики восприятия учебного текста 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа состоит из  1 файл

курсач 2 курс.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

     Характеристики  текста, расположенные ближе к  субъектному полюсу, менее чётко  определены исследователями текста [35]. Возникает проблема при определении такой характеристики текста как его коммуникативная направленность. В работах исследователей текста [23] указывается необходимость учёта коммуникативной направленности текста, но не расшифровывается, что под эти понимается.

     Неотъемлемой  характеристикой текста является его информативность, наличие в нём некоторого сообщения, смысла [7]. Каждый текст должен нести некую новую информацию. Но при этом возникает проблема, что будет новым. И.Р. Гальперин, проведя анализ разных видов информации на различных текстах, подчёркивает, что информация, относящаяся к тексту, различается по своему прагматическому назначению.

     Информативность может проявляться в разных формах – от нулевой, когда содержание текста не даёт ничего  нового, а лишь повторяет уже известное, до концептуальной, когда для её выявления необходимо подвергнуть текст анализу [35]. По мнению Т.М. Дридзе, «информативность характеризует не абсолютное количество информации в тексте, … но лишь ту смысловую информацию, которая, скорее всего, станет достоянием реципиентов» [9, с. 34].

     Такая характеристика, как завершённость  может быть рассмотрена с позиции  автора и реципиента. Автор текста ставит перед собой задачу представить, объяснить со своих позиций явление  объективной реальности. Познание какого-либо явления протекает сложно, прерывисто, автор может, уходит от основной цели, но вновь позднее возвращаться к  ней. Текст будет завершён, когда, по мнению автора, его замысел получил исчерпывающее выражения, «когда желаемый результат достигнут самым поступательным движением темы, её развертыванием» [8, с.23]. Л.Н. Мазурин и А.С. Штерн считают, что в каждом конкретном случае описание объекта может быть «исчерпывающим  с точки зрения тех целей и задач, которые ставят перед собой данные коммуниканты, их уровня познания данного объекта. Актуально текст может быть завершён» [22, с. 54]. А.А. Леонтьев подчёркивает отличие целостности текста от его завершённости. Она не определяется через интенцию говорящего, а только через её функциональное использование реципиентом. «Законченность является предпосылкой ценности, но её не исчерпывает» [19, с. 45].

     Субъектно-объектной  характеристикой текста является членимость. С одной стороны, это формальная характеристика текста, т.к. трудно воспринимать текст, в котором отсутствует разбиение на главы, части. С другой стороны, членимость текста обычно имплицитно выполняет установку автора на восприятие текста читателем и одновременно показывает его взгляды, делает акцент на определённых эпизодах, фактах, событиях [8].

     Итак, характеристики текста завершённость  и членимость могут быть рассмотрены  как позиции с позиции объективного, так и субъективного полюса. В  случае, когда текст не разделён на смысловые части  или не завершён авторам, могут возникнуть трудности  при его восприятии, однако это  не приведёт к потере текста.

     Большинство авторов отмечают важность таких  характеристик текста, как связанность  и целостность при восприятии текста. Данные характеристики текста обеспечиваются «законом инкорпорирования» [22, с. 22]. Суть этого закона заключается в том, что каждое последующее предложение в тексте некоторым образом включает в себя предыдущее. Связанность есть результат инкорпорирования предыдущего предложения в последующее. Целостность связана с развёртыванием текста.

     Наличие других характеристик текста является более или менее обязательным. Связанность текста обеспечиваются целым комплексом взаимодействующих и гармонически сочетающихся факторов – логикой изложения, особой организацией языковых средств (фонетических, лексико-семантических, грамматических), коммуникативной направленностью, композиционной структурой [8]. А.А. Леонтьев отмечает, что связанность может быть не только одномерной, т.е. определяться на соседних предложениях, но и многомерной, когда она определяется на нескольких, необязательно непосредственно примыкающих друг к другу предложениях.

     Целостность не располагает специальными средствами. Она обнаруживается по ассоциации с  другими текстами. «Если текст  целен, то его детали и части сливаются  в одно непрерывное целое. Но вместе с тем текст – структурное, то есть детали и части сливаются  в одно непрерывное целое. Но вместе с тем текст – структурное, то есть расчлененное целое» [22]. Целостность предполагает единство замысла, семантической программы, из которой развивается текст [22, 9]. По мнению Л.В.Сахарного, целостность, т.е «функционально-коммуникативная соотнесённость с одним объектом, простым или сложным» [32, с. 33], является основополагающим факторам, позволяющим говорить о тексте как таковом. Целостность, в отличие от связности, которая реализуется на отдельных участках текста, определяется как смысловое единство.

     Внешние признаки целостности выступают  для реципиента как сигналы, позволяющие  ему, не дожидаясь полного восприятия текста, представить себе его возможные границы, объём и содержательную структуру и использовать полученный данные для облегчения адекватного восприятия. А.И Новиков рассматривает связность как фундаментальное свойство текста и при этом выделяет внутреннюю и внешнюю связь. «Внутренняя связь близка понятиям «интеграция и целостности» [33,8]. Внутренняя связь является основным средством связности, а внешняя – дополнением к ней. Внутренняя связь базируется на общности предмета описания, является тем стержнем, который проходит через весь текст [26].

     Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что  в большинстве исследований текст  рассматривается как лингвистический и психолингвистический феномен, в котором объединяются и взаимодействуют внешние (формальные) и внутренние (содержательные, смысловые) признаки, проявляющиеся в основных характеристиках текста.

     Подводя итоги рассмотрению текста как предмета исследования, следует остановиться на основных положениях. Понятие текст  определяется исследователями в  широком и узком смыслах. В  широком смысле текст – любая  форма передачи информации, в узком  смысле – письменная фиксация звуковой речи. В определениях текста подчёркивается принадлежность его к человеческой деятельности. Но при этом существует мнение о тексте как самостоятельной  системе, подчиняющейся специфическим  правилам существования. Среди характеристик  теста исследователям выделяются коммуникативная направленность, информативность, завершённость, членимость, целостность, связность. В характеристиках отражаются как особенности самого текста, так и особенности реципиента. Характеристики текста такие, как коммуникативная направленность, информативность, менее чётко определены исследователями текста. Лучше всего изучены характеристики, идущие от самого текста как объекта восприятия: членимость, завершённость, целостность, связность. По мнению большинства исследователей, для восприятия текста важными характеристиками являются связность и целостность, в которых проявляются формальные (внешние) и содержательные (внутренние) признаки текста.

     1.2 История исследования проблемы восприятия текста

     Изучение  проблем восприятия текста в отечественной  психологии началось в 20-е годы XX века. Но, как считает Л.Г. Жабицкая, начало активного научно-психологического изучения чтения художественной литературы было положено харьковской психологической школой, которая рассматривала восприятие художественной литературы «как акт творчества читателя, создающего новое произведения, для которого автор наметил лишь форму» [11, с. 33]. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского способность понять произведения искусства – это, прежде всего, способность читателя воспроизвести в своём сознании художественные образы, созданные писателем [27]. Есть только форма, неподвижный образ, рождающий в читателе содержание из произведения. Л.Г. Жабицкая отмечает в качестве недостатка данного подхода одностороннее преувеличение роли читателя в создании художественной модели [11].

     В изучении проблемы восприятия текста были выделены три этапа исследования. В основе данных этапов, Л.В. Ширинкина выделила следующие критерии: доминирующий предмет исследований, определение места восприятия теста в исследованиях, решаемая в рамках исследований проблема, научная область, в которой проводилось преобладающее число исследований восприятия текста.

     Данные  этапы были выделены в рамках исследований отечественных лингвистов и психологов, т.к. развитие отечественной и зарубежной психолингвистики проходило автономно. Одной из причин данной научной ситуации является то, что в зарубежных исследованиях  восприятие текста рассматривается  как один из процессов обработки, что затрудняет проведение параллелей. Несмотря на это, анализ литературы, посвящённой  зарубежным исследованиям данной проблемы, выявил схожие тенденции в изучении текста. В зарубежной психолингвистике до 60-ых годов доминировали исследования слов и списков слов, подавляющее большинство которых были ориентированы на ассоциативные образования значения слов. Результаты, полученные в области грамматики, семантики, прагматики, не использовались при рассмотрении обработки тестов. Тексты исследовались преимущественно в области педагогической психологии с точки зрения дидактики [38]. Интерес к исследованиям обработки текста возник в связи с необходимостью учёта контекста при исследовании обработки предложений. Исторически это соответствует второму этапу в отечественных исследованиях восприятия текста [35].

     Характеристики  этапов изучения восприятия теста. На первом этапе восприятие рассматривалось как часть процесса чтения, однако при этом в большей степени изучалась читательская деятельность: мотивы, цели чтения, выбор литературы и т.д. [31]. Данный этап связан с библиопсихологической теорией Н.А. Рубакина, идеи которого были использованы в дальнейших исследованиях психолингвистов.

     Н.А. Рубакин рассматривал влияние различных  «психических особенностей» на выбор  книги, на отношение к ней в  процессе чтения и на её оценку, а  также формирование читательских интересов  [29]. Он один из первых обозначил проблему соотношения субъективного и объективного в восприятии художественной литературы, которая тесно связана с вопросами активности восприятия. Книга, по мнению Н.А. Рубакина, является возбудителем реакций и предполагает активную роль субъекта в процессе чтения. Актуальное содержание разворачивается при восприятии произведения, читатель должен сам создать произведение исходя из жизненного опыта.

     Таким образом, по мнению Н.А. Рубакина, субъективность в восприятии художественного произведения выражается в том, что каждый читатель имеет собственную проекцию книги, не осваивая объективного содержания произведения. Объективность содержательного художественного произведения обусловлена чередой прошлых, настоящих и будущих субъективных моментов восприятия. Объективность, по Рубакину – это совокупность читательских осознаваемостей, средняя величина которых будет представлять собой объективное содержание произведения [29].

     Н.А. Рубакин внёс значительный вклад  в процесс изучения восприятия текста. Он один из первых обозначил проблему соотношения субъективного и объективного в восприятии художественного произведения, проблему активности восприятия, а также предпринял попытку теоретического осмысления проблемы взаимодействия автора и читателя. Эти проблемы нашли своё отражения в исследованиях других авторов.

     В исследования текста была обнаружена зависимость обработки текста от его структуры: предыдущие предыдущие предложения создают контекст для последующих, что облегчает его обработку. Экспериментально было выявлено значение позиции предложения в тексте. Структуру теста стали обозначать как содержательную связность между предложениями, образующими данный текст. Идея внутреннего строения текста Н.И. Жинкина также повлияла на исследования текста. По его мнению, в каждом тексте существует главный предмет описания, воспринятый из действительности. Его описание в тексте принципиально отличается от непосредственного восприятия тем, что в восприятии разнообразные признаки предмета даны слитно, а при описании должны быть выделены и объединены по грамматическим правилам связи слов в предложении. Всё это должно быть произведено таким образом, чтобы воспринимающий человек мог восстановить то содержание, которое было у автора [12].

     По  мнению исследователей, при обработке текста важную роль играет экстралингвистические знания индивида. В соответствии с общими закономерностями психической деятельности, индивид видит в тексте  в первую очередь то, что он ожидает или хочет видеть, на что его нацеливают мотивы ситуация, акцентирование внимания, личностные ориентиры и т.д. Особую роль здесь играет способность опираться на схемы знаний о мире (сценарии, схемы, карты), позволяющие ориентироваться в ситуации, достраивать её, судить о нереальности, описываемой в тексте. В рассмотрении проблемы активности восприятия отечественными психологами выделяется идея предвосхищения или вероятностного прогнозирования [21, 5]. Ожидание, возникающие у читателя, влияют на процесс восприятия и переработки текста, особенно научного.

Информация о работе Психологические особенности восприятия учебного текста