Психологические особенности восприятия учебного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования: охарактеризовать особенности восприятия учебного текста.

В исследовании решались следующие задачи.
Провести анализ исследований текста и выделить его основные свойства.
Проанализировать историю и современные исследования проблемы восприятия текста.
Охарактеризовать методы соотношения восприятия и понимания учебного текста.
Рассмотреть основные характеристики восприятия учебного текста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Текст и его свойства как предмет психологического исследования 5

1.2. История исследования проблем восприятия текста 11

1.3. Эмпирических исследований восприятия текста 15

ГЛАВА 2. Восприятие учебного текста: основные методы, характеристики

2.1. Соотношения восприятия и понимания учебного текста 20

2.2. Основные характеристики восприятия учебного текста 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа состоит из  1 файл

курсач 2 курс.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

     При изучении теоретических и эмпирических исследований учебного текста были выделены и описаны лингвистический и  психологический подходы к рассмотрению восприятия учебного текста. Лингвистический  подход  ориентирован на выявления  внутритекстовых характеристик  учебного текста, описание внутренней структуры текста. В рамках психологического подхода, восприятия учебного текста рассматривается  как процесс формирования текста реципиентом.

     При исследовании учебного текста используются методики, направленные на изучение процессов  восприятия и понимания текста, а  также свойств текста, влияющих на данные процессы: связность, целостность.

     Учебный текст предназначен для усвоения содержательной и учебной информации, это цельный и связанный, актуализированный, дидактически организованный материал, который обладает сообразной его характеристикам лексической структурой, семантикой. Это результат целенаправленной речевой деятельности, который становится связующим звеном между участниками коммуникации.

     Учебный текст, как объект восприятия, имеет  следующие характеристики – завершённость, членимость, связность, целостность, полифункциональность. Коммуникативная направленность, информативность – характеристики текста, выраженность которых зависит от особенностей реципиента, воспринимающего текст, они менее чётко определены исследователями текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников 

     
  1. Андросюк, В.Г. Психолингвистические особенности конспектирования научно-технических текстов / В.Г. Андросюк. – Киев : о-во «Знание» УССР, 1980. – 22 с.
  2. Апухин, В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста / В.Б. Апухин. – АНСССР. Ин-т языкознания. – М.: 1977. – 29 с.
  3. Артемьева, В.А Психология обучения иностранными языками / В.А. Артемьева // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. – 1991. – №1. – С.61-72.
  4. Барабанщиков, В.А Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. – М., 1990. – 231 с.
  5. Божко, Н.М. Восприятие и оценка психолого-педагогических текстов разными категориями взрослых людей / Н.М Божко. – Л.: 1979. – 17с.
  6. Брудный, А.А. Проблема языка и мышления – это прежде всего проблема понимания / А.А. Брудный // Вопросы философии. – №10. – С. 109-117.
  7. Васильев, Л.Г. Текст и его понимание / Л.Г. Васильев. – Тверь гос. ун-т. – Тверь : ТГУ, 1991. – 67с.
  8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – Изд. 3-е стереотипное – М. : Едиториал УССР, 2005. – 132 с.
  9. Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. – М. : Книга, 1980. – 189 с.
  10. Ерчак, Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми / Н.Т. Ерчак // Вопросы психологии. Сер. 4. – 1994. – № 3. – С.82-87.
  11. Жабицкая, О Г. О психолингвистическом походе в исследовании восприятия художественной литературы / О.Г. Жабицкая. – М., 1975. – С. 130-132.
  12. Жинкин, Н.И Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М : Дело, 2004. – 156 с.
  13. Залевская, А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. – Калинин. гос. ун-т. – Калинин, 1988. – 95 с.
  14. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / Запорожец А.В. – М. : Просвещение, 1967. – 323 с.
  15. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. – М. : Дело, 2001.-. 123 с.
  16. Зимняя, И.Я. Психологическая характеристика понимания текста / И.Я. Зимняя. – М : Слово, 1988. – 324 с.
  17. Корниенко, Е.Р. Смысловое восприятие и понимание иноязычного текста (при чтении) / Е.Р. Корниенко. – М. : ГПИ, 1996. – 156 с.
  18. Левидов, А.М. Автор – образ – читатель / А.М. Левидов. – Л. : ЛГУ, 1977. – 137 с.
  19. Леонтьев, А.А. Восприятие текста как психологический текст / А.А. Леонтьев. – Киев : КГУ, 1979. – С. 18-30.
  20. Луньков, А.И. Учебный текст как объект восприятия и усвоения / А.И. Луньков. – АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1986. – 20 с.
  21. Моршинская, Л.Р. Об учёте факторов, оптимизирующих восприятие документа / Л.Р. Моршинская ; Текст: восприятие и обработка ; под общ. ред. Л.Р. Моршинской. – М., 1976. – С. 8-12.
  22. Мурзин, Л.Н. Текст и его восприятие / Л.Н Мурзин, А.С. Штерн : под ред. Л.Н. Мурзина – М. : Книга, 1991. – 243 с.
  23. Мусхелишвили, Н.Л. Значение текста как внутренний образ / Н.Л. Мусхелишвили // Вопросы психологии. – М. – №3. – С. 7991.
  24. Мышкина, Н.Л. Внутренняя жизнь текста / Н.Л. Мышкина. – Спб.: Речь, 2003. – 114 с.
  25. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова – М. : Книга, 1972. – 152 с.
  26. Новиков, А.И. Смысл текста как результат его понимания / А.И. Новиков. – М. : Наука, 1997. – 144 с.
  27. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Стратегии установления сходства текста носителям языка / Д.Н. Овсянико-Куликовский. – М. : Луч, 1990. – С. 123-234.
  28. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. – Киев, 1993. – 134-238.
  29. Рубакин, Н.А. Психология читателя книги / Н.А. Рубакин. – М : Книга, 2000. – С. 84-100.
  30. Рубо, И.И. Психологический анализ стратегий чтения научного текста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / И.И. Рубо ; МГУ. – М.: 1998. – 26с.
  31. Румянцева, Э.В. Взаимодействие автора и читателя научного текста / Э.В. Румянцева. – СПб : Речь, 2005. – С.90-97.
  32. Сахарный, Л.В. Деривация и семантика: слово – предложение – текст / Л.В. Сахарный. – Пермь : Луч, 1986. – 74 с.
  33. Сорокин, Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста / Ю.А. Сорокин. М. : Наука, 1985. – 168 с.
  34. Сухобская, Г.С. Восприятие научно-популярного текста взрослыми как проблема психологического исследования / Г.С Сухобская // Психологический журнал. Вып. 62. – 1981. – №8. – С. 97-109.
  35. Ширинкина, Л.В. Восприятие текста как психологический феномен : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Л.В. Ширинкина. – Пермь, 2004. – 235 c.
  36. Brinker, K. Linguistiche Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundgriffe and Methoden / K. Brinker. – Berlin. : Erich Schmidt, 1992. – 112 p.
  37. Grimm, H. Handbook Lexicon Psycholinguistic / H. Grimm. – Berlin, 1981. – 32 p.
  38. Linz, P. Semantische Struktur and cognitive Textverarbritung. / P Linz. – Verlag Palm, 1978 – P. 34-56 p.
  39. Wode, H. Psycholinguistic: eine Einfuehrung in die lehr und Lembarkeit von Sprache / H. Wode. – Berlin, 1999. – 21 p.

Информация о работе Психологические особенности восприятия учебного текста