Психологические особенности восприятия учебного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования: охарактеризовать особенности восприятия учебного текста.

В исследовании решались следующие задачи.
Провести анализ исследований текста и выделить его основные свойства.
Проанализировать историю и современные исследования проблемы восприятия текста.
Охарактеризовать методы соотношения восприятия и понимания учебного текста.
Рассмотреть основные характеристики восприятия учебного текста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Текст и его свойства как предмет психологического исследования 5

1.2. История исследования проблем восприятия текста 11

1.3. Эмпирических исследований восприятия текста 15

ГЛАВА 2. Восприятие учебного текста: основные методы, характеристики

2.1. Соотношения восприятия и понимания учебного текста 20

2.2. Основные характеристики восприятия учебного текста 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа состоит из  1 файл

курсач 2 курс.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

     Учебный текст определяется как логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания, отображающая явления и законы природы, общества и мышления.

     При анализе литературы, посвящённой изучению учебного текста, Л.В. Ширинкина выделила одну из методологических проблем – проблема соотношения восприятия и понимания учебного текста. Лингвисты термином восприятие, по сути, описывают процесс понимания текста [13, 16]. А.А. Залевская рассматривает процесс понимания учебного текста как процесс построения его проекции (образа содержания текста), хотя, А.А. Леонтьев считает, что результатом восприятия текста является образ содержания текста [А.А. Залевская, А.А. Леонтьев]. С точки зрения Е.Н. Зарецкой, «текст – коммуникативная структура, которая предназначена для понимания», т.е. текст будет являться текстом только тогда, когда он понятен реципиенту [Е.Н. Зарецкая, стр. 301].

     Данная  проблема по-разному решается в зависимости  от подхода: психологического или лингвистического. При лингвистическом подходе  понимание и восприятие учебного текста рассматриваются как составляющие единого процесса: понимание как результат восприятия, как регулятор восприятия; восприятия как особый вид понимания.

     Понимание – результат восприятия. По мнению Л.В. Ширинкиной, восприятие учебного текста рассматривается как процесс приёма информации «снизу-вверх». Реципиент выделяет в тексте слова и определяет их значение. Благодаря законам грамматики, он постигает содержание, смысл вербального сообщения. Можно сделать вывод о том, что понимание рождается в ходе смыслового восприятия.

     В процессах понимания и восприятия учебного текста задействована «постоянная словесно-логическая память», которая представляет иерархию систем эталонов – звуков, звукосочетаний и слов. На уровне смыслового восприятия, по мнению И.А. Зимней, «в качестве эталона для принятия решения о минимально значимой лингвистической единице выступает слово» [16, с.23]. Процесс восприятия происходит поэтапно, т.е. от восприятия значения слова, словосочетания к восприятию учебного текста. Система эталонов является иерархической, она действует одновременно, что проявляется в принятии решения о слове на основе цепи предварительных, предлингвистических решений [16].

     Понимание учебного текста как результат осмысления представляет собой уяснения различных связей и отношений между  объектами и явлениями, описанными в тексте, и объектами и явлениями реальной действительности; между объектами и явлениями внутри учебного текста, «тех отношений, которое испытывает к ним говорящее лицо и той побудительно-волевой информации, которая содержится в сообщении» [с. 35].

     Понимание – регулятор восприятия. По мнению В.А. Артемьевой, понимание учебного текста – процесс установления, раскрытия связей и отношений, посредством языковых форм [3]. Понимания смыслового содержания текста, требует от читающего самых разнообразных мыслительных операций: сравнения и обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации и т.д. Это свидетельствует о том, что процесс понимания учебного текста – это сложная мыслительная деятельность, включающая и запоминание [3].

     Взаимодействие  компонентов смыслового восприятия приводит к пониманию содержательного  текста. Таким образом, понимание  рождается в ходе смыслового восприятия. Понимание учебного текста начинается с перехода от языковых выражений текста к их предметным значениям Целостность содержания учебного текста, являющаяся необходимым условием понимания, достигается за счёт образования единства между сообщениями и уже известной информацией [12]. Понимание определяет полноту воспринимаемой информации.

     Понимание и восприятие –  составляющие единого  процесса. Зарубежные исследователи рассматривают восприятие учебного текста как один из процессов при обработке текста, а понимание речи – это последняя ступень речевого восприятия. «Процесс понимания охватывает в широком смысле все шаги, которые пользователь языка проходит при восприятии речи» [37, с.140]. Граница между восприятием и пониманием речи оказываются нечёткой, процессы восприятия и понимания рассматриваются как составляющие единого целого.

     И.И. Рубо выделяет в процессе чтения учебного текста 3 основных этапа: первичная обработка, информационный поиск, переработка информации [30]. Внешняя организация теста является важным компонентом, так как она руководит действиями чтеца на этапе первичной обработки, цель чтения и гипотеза, лежащая в основе работы с текстом и соотносимая с его предметно-смысловым планом. Чтение представляется как сложная поисковая, информационная деятельность, в которой не выделяются процессы восприятия и понимания, а рассматривается единый процесс, направленный  на приём и интерпретацию текстовой информации [30].

     Восприятие  – особый вид понимания, понимание – особый вид восприятия. Анализ литературы показал, что в рамках лингвистического подхода, часто отсутствует разведения понятий восприятия и понимания учебного текста. При психологическом подходе восприятие и понимание рассматриваются как два равноправных процесса.

     В рамках лингвистического подхода восприятие учебного текста рассматривали как периферический процесс, а центральный процесс, более важный – понимание. Затем появилась идея уравнивания в правах восприятия и понимания: оба явления важны, если речь идёт о взаимодействии человека с текстом. И, наконец, в рамках психологического подхода оформилась позиция: восприятие рассматривается как самостоятельный процесс, результатом которого выступает образ текста.

     Всё сказанное позволяет сделать  следующий вывод. Через традиционное рассмотрение восприятия как чувственного отражения действительности невозможно объяснить восприятие более сложных  объектов, к которым можно отнести учебный текст. При изучении теоретических и эмпирических исследований учебного текста были выделены и описаны лингвистический и психологический подходы к рассмотрению восприятия учебного текста. Лингвистический подход  ориентирован на выявления внутритекстовых характеристик учебного текста, описание внутренней структуры текста. В рамках психологического подхода, восприятия учебного текста рассматривается как процесс формирования текста реципиентом.

     2.2 Основные характеристики  учебного текста

     Особенности учебного текста обусловлены, прежде всего, тем, что он

обслуживает особую сферу – учебную и выступает  средством обучения. Учебный текст должен обладать всеми основными свойствами текста, описанными ранее: цельностью, информативностью, смысловой законченностью, связностью, с помощью которых осуществляется связь между речевым произведением и объективной реальностью. Очевидно, что учебным текстом можно считать любой текст, полезный при освоении определенной учебной дисциплины. Классический учебный текст (как функциональный и специализированный) характеризуется установкой на однозначность восприятия и строится по законам логического мышления. В широком понимании – это вся доступная наблюдению информация, представленная в учебнике. В традиционном понимании – зафиксированных письменной (или звучащей) форме отрезок речи, представляющий собой некое смысловое единство, т. е. учебный текст – это представитель множества текстов, отражающих однородные фрагменты действительности, обслуживающие однородные ситуации.

     Важнейшей характеристикой учебного текста является его полифункциональность, предназначение хранить информацию, культурные коды, быть носителем общих и профессиональных знаний, воздействовать на сознание обучаемых, оказывать на них мотивационное воздействие, способствовать развитию их креативных качеств. Учебный текст – это воплощение способов деятельности, в процессе которой формируется сознание обучаемых.

     Н.С. Валгина указывает что, для речевой  организации любого текста определяющими оказываются внешние, коммуникативные факторы [Валгина 2003].

     Порождение  текста и его функционирование прагматически  ориентированы, т.е. текст создается при возникновении определенной целеустановки и функционирует в определенных коммуникативных условиях. Учебный текст может включать в себя эмоционально воздействующие элементы (сравнения, метафоры, гиперболы), позволяющие снимать напряжение, способствующие фиксации прочитанного. Исследуя тексты различной жанровой принадлежности, А.В. Кинцель отмечает, что эмоциональная доминанта имеется в любом тексте, хотя она не всегда фиксируется языковыми средствами. Это противоречит лингвистической традиции, которая отрицает наличие эмоциональности в текстах официально-делового и научного стилей. Однако, и И.Я. Зимняя в своих исследованиях подчеркивает наличие эмоциональной нагрузки в любом слове [16]. А.А. Залевская считает, что «на современном этапе развития науки недопустимо противопоставлять когнитивные и эмотивные составляющие текстового пространства. Внимание акцентируется на личностных эмотивных смыслах текста, эмотивных лакунах и их типологии» [13, с.23]. Исследуя учебный текст, необходимо различать специально составленные учебные тексты, которые призваны решать более узкие и конкретные задачи, и учебные тексты, к которым можно отнести любой текст, используемый в учебном процессе независимо от того, является ли он аутентичным, методически обработанным или специально составленным, научным или публицистическим. В последних нельзя исключить «вероятность проявления личностного характера отбора фонетических средств для достижения поставленной цели воздействия на адресата» [17].

     Итак, учебный текст предназначен для усвоения содержательной и учебной информации, это цельный и связанный, актуализированный, дидактически организованный материал, который обладает сообразной его характеристикам лексической структурой, семантикой. Это результат целенаправленной речевой деятельности, который становится связующим звеном между участниками коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе 2:

     При исследовании учебного текста используются методики, направленные на изучение процессов  восприятия и понимания текста, а  также свойств текста, влияющих на данные процессы: связность, целостность.

     При исследовании восприятия текста исследователем могут быть использованы методики, направленные на изучения понимания  авторского замысла, но в этом случае должны быть изменены условия проведения методик

     Характеристики  учебного текста, которые выделяют исследователи, могут быть рассмотрены  с позиции как самого текста, как  объекта восприятия, так и с  позиции субъекта, воспринимающего  текст.

     Учебный текст, как объект восприятия, имеет следующие характеристики – завершённость, членимость, связность, целостность, полифункциональность. Коммуникативная направленность, информативность – характеристики текста, выраженность которых зависит от особенностей реципиента, воспринимающего текст, они менее чётко определены исследователями текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Текст как объект исследования существует в различных направлениях его  изучения. Текст рассматривается  в содержательном и процессуальном плане, это находит своё подтверждения  в вопросах понимания текста и  рассматривается в рамках двух подходов: лингвистического и психологического. В рамках лингвистического подхода  текст изучается бессубъктно, а  в рамках психологического подхода  – рассматривается в процессе коммуникации, где важнейшим факторам являются особенности субъектов, порождающих  и воспринимающих его.

     Понятие текст определяется исследователями  в широком и узком смыслах. В широком смысле текст – любая  форма передачи информации, в узком  смысле – письменная фиксация звуковой речи. В определениях текста подчёркивается принадлежность его к человеческой деятельности. Но при этом существует мнение о тексте как самостоятельной  системе, подчиняющейся специфическим  правилам существования. Среди характеристик  текста исследователям выделяются коммуникативная  направленность, информативность, завершённость, членимость, целостность, связность.

     В эмпирических исследованиях восприятия текста просматриваются три проблемных вопроса: взаимодействие автора и читателя, активность субъекта восприятия текста, соотношение субъективного и объективного в восприятии текста.

     Восприятие  учебного текста – самостоятельный процесс, результатом которого является субъективный образ текста, зависящий от реципиента.

Информация о работе Психологические особенности восприятия учебного текста