Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Цель исследования: охарактеризовать особенности восприятия учебного текста.
В исследовании решались следующие задачи.
Провести анализ исследований текста и выделить его основные свойства.
Проанализировать историю и современные исследования проблемы восприятия текста.
Охарактеризовать методы соотношения восприятия и понимания учебного текста.
Рассмотреть основные характеристики восприятия учебного текста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Текст и его свойства как предмет психологического исследования 5
1.2. История исследования проблем восприятия текста 11
1.3. Эмпирических исследований восприятия текста 15
ГЛАВА 2. Восприятие учебного текста: основные методы, характеристики
2.1. Соотношения восприятия и понимания учебного текста 20
2.2. Основные характеристики восприятия учебного текста 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Учебный текст определяется как логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания, отображающая явления и законы природы, общества и мышления.
При анализе литературы, посвящённой изучению учебного текста, Л.В. Ширинкина выделила одну из методологических проблем – проблема соотношения восприятия и понимания учебного текста. Лингвисты термином восприятие, по сути, описывают процесс понимания текста [13, 16]. А.А. Залевская рассматривает процесс понимания учебного текста как процесс построения его проекции (образа содержания текста), хотя, А.А. Леонтьев считает, что результатом восприятия текста является образ содержания текста [А.А. Залевская, А.А. Леонтьев]. С точки зрения Е.Н. Зарецкой, «текст – коммуникативная структура, которая предназначена для понимания», т.е. текст будет являться текстом только тогда, когда он понятен реципиенту [Е.Н. Зарецкая, стр. 301].
Данная проблема по-разному решается в зависимости от подхода: психологического или лингвистического. При лингвистическом подходе понимание и восприятие учебного текста рассматриваются как составляющие единого процесса: понимание как результат восприятия, как регулятор восприятия; восприятия как особый вид понимания.
Понимание – результат восприятия. По мнению Л.В. Ширинкиной, восприятие учебного текста рассматривается как процесс приёма информации «снизу-вверх». Реципиент выделяет в тексте слова и определяет их значение. Благодаря законам грамматики, он постигает содержание, смысл вербального сообщения. Можно сделать вывод о том, что понимание рождается в ходе смыслового восприятия.
В процессах понимания и восприятия учебного текста задействована «постоянная словесно-логическая память», которая представляет иерархию систем эталонов – звуков, звукосочетаний и слов. На уровне смыслового восприятия, по мнению И.А. Зимней, «в качестве эталона для принятия решения о минимально значимой лингвистической единице выступает слово» [16, с.23]. Процесс восприятия происходит поэтапно, т.е. от восприятия значения слова, словосочетания к восприятию учебного текста. Система эталонов является иерархической, она действует одновременно, что проявляется в принятии решения о слове на основе цепи предварительных, предлингвистических решений [16].
Понимание учебного текста как результат осмысления представляет собой уяснения различных связей и отношений между объектами и явлениями, описанными в тексте, и объектами и явлениями реальной действительности; между объектами и явлениями внутри учебного текста, «тех отношений, которое испытывает к ним говорящее лицо и той побудительно-волевой информации, которая содержится в сообщении» [с. 35].
Понимание – регулятор восприятия. По мнению В.А. Артемьевой, понимание учебного текста – процесс установления, раскрытия связей и отношений, посредством языковых форм [3]. Понимания смыслового содержания текста, требует от читающего самых разнообразных мыслительных операций: сравнения и обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации и т.д. Это свидетельствует о том, что процесс понимания учебного текста – это сложная мыслительная деятельность, включающая и запоминание [3].
Взаимодействие компонентов смыслового восприятия приводит к пониманию содержательного текста. Таким образом, понимание рождается в ходе смыслового восприятия. Понимание учебного текста начинается с перехода от языковых выражений текста к их предметным значениям Целостность содержания учебного текста, являющаяся необходимым условием понимания, достигается за счёт образования единства между сообщениями и уже известной информацией [12]. Понимание определяет полноту воспринимаемой информации.
Понимание и восприятие – составляющие единого процесса. Зарубежные исследователи рассматривают восприятие учебного текста как один из процессов при обработке текста, а понимание речи – это последняя ступень речевого восприятия. «Процесс понимания охватывает в широком смысле все шаги, которые пользователь языка проходит при восприятии речи» [37, с.140]. Граница между восприятием и пониманием речи оказываются нечёткой, процессы восприятия и понимания рассматриваются как составляющие единого целого.
И.И. Рубо выделяет в процессе чтения учебного текста 3 основных этапа: первичная обработка, информационный поиск, переработка информации [30]. Внешняя организация теста является важным компонентом, так как она руководит действиями чтеца на этапе первичной обработки, цель чтения и гипотеза, лежащая в основе работы с текстом и соотносимая с его предметно-смысловым планом. Чтение представляется как сложная поисковая, информационная деятельность, в которой не выделяются процессы восприятия и понимания, а рассматривается единый процесс, направленный на приём и интерпретацию текстовой информации [30].
Восприятие – особый вид понимания, понимание – особый вид восприятия. Анализ литературы показал, что в рамках лингвистического подхода, часто отсутствует разведения понятий восприятия и понимания учебного текста. При психологическом подходе восприятие и понимание рассматриваются как два равноправных процесса.
В рамках лингвистического подхода восприятие учебного текста рассматривали как периферический процесс, а центральный процесс, более важный – понимание. Затем появилась идея уравнивания в правах восприятия и понимания: оба явления важны, если речь идёт о взаимодействии человека с текстом. И, наконец, в рамках психологического подхода оформилась позиция: восприятие рассматривается как самостоятельный процесс, результатом которого выступает образ текста.
Всё сказанное позволяет сделать следующий вывод. Через традиционное рассмотрение восприятия как чувственного отражения действительности невозможно объяснить восприятие более сложных объектов, к которым можно отнести учебный текст. При изучении теоретических и эмпирических исследований учебного текста были выделены и описаны лингвистический и психологический подходы к рассмотрению восприятия учебного текста. Лингвистический подход ориентирован на выявления внутритекстовых характеристик учебного текста, описание внутренней структуры текста. В рамках психологического подхода, восприятия учебного текста рассматривается как процесс формирования текста реципиентом.
2.2 Основные характеристики учебного текста
Особенности учебного текста обусловлены, прежде всего, тем, что он
обслуживает особую сферу – учебную и выступает средством обучения. Учебный текст должен обладать всеми основными свойствами текста, описанными ранее: цельностью, информативностью, смысловой законченностью, связностью, с помощью которых осуществляется связь между речевым произведением и объективной реальностью. Очевидно, что учебным текстом можно считать любой текст, полезный при освоении определенной учебной дисциплины. Классический учебный текст (как функциональный и специализированный) характеризуется установкой на однозначность восприятия и строится по законам логического мышления. В широком понимании – это вся доступная наблюдению информация, представленная в учебнике. В традиционном понимании – зафиксированных письменной (или звучащей) форме отрезок речи, представляющий собой некое смысловое единство, т. е. учебный текст – это представитель множества текстов, отражающих однородные фрагменты действительности, обслуживающие однородные ситуации.
Важнейшей характеристикой учебного текста является его полифункциональность, предназначение хранить информацию, культурные коды, быть носителем общих и профессиональных знаний, воздействовать на сознание обучаемых, оказывать на них мотивационное воздействие, способствовать развитию их креативных качеств. Учебный текст – это воплощение способов деятельности, в процессе которой формируется сознание обучаемых.
Н.С. Валгина указывает что, для речевой организации любого текста определяющими оказываются внешние, коммуникативные факторы [Валгина 2003].
Порождение текста и его функционирование прагматически ориентированы, т.е. текст создается при возникновении определенной целеустановки и функционирует в определенных коммуникативных условиях. Учебный текст может включать в себя эмоционально воздействующие элементы (сравнения, метафоры, гиперболы), позволяющие снимать напряжение, способствующие фиксации прочитанного. Исследуя тексты различной жанровой принадлежности, А.В. Кинцель отмечает, что эмоциональная доминанта имеется в любом тексте, хотя она не всегда фиксируется языковыми средствами. Это противоречит лингвистической традиции, которая отрицает наличие эмоциональности в текстах официально-делового и научного стилей. Однако, и И.Я. Зимняя в своих исследованиях подчеркивает наличие эмоциональной нагрузки в любом слове [16]. А.А. Залевская считает, что «на современном этапе развития науки недопустимо противопоставлять когнитивные и эмотивные составляющие текстового пространства. Внимание акцентируется на личностных эмотивных смыслах текста, эмотивных лакунах и их типологии» [13, с.23]. Исследуя учебный текст, необходимо различать специально составленные учебные тексты, которые призваны решать более узкие и конкретные задачи, и учебные тексты, к которым можно отнести любой текст, используемый в учебном процессе независимо от того, является ли он аутентичным, методически обработанным или специально составленным, научным или публицистическим. В последних нельзя исключить «вероятность проявления личностного характера отбора фонетических средств для достижения поставленной цели воздействия на адресата» [17].
Итак,
учебный текст предназначен для усвоения
содержательной и учебной информации,
это цельный и связанный, актуализированный,
дидактически организованный материал,
который обладает сообразной его характеристикам
лексической структурой, семантикой. Это
результат целенаправленной речевой деятельности,
который становится связующим звеном
между участниками коммуникации.
Выводы по главе 2:
При исследовании учебного текста используются методики, направленные на изучение процессов восприятия и понимания текста, а также свойств текста, влияющих на данные процессы: связность, целостность.
При исследовании восприятия текста исследователем могут быть использованы методики, направленные на изучения понимания авторского замысла, но в этом случае должны быть изменены условия проведения методик
Характеристики учебного текста, которые выделяют исследователи, могут быть рассмотрены с позиции как самого текста, как объекта восприятия, так и с позиции субъекта, воспринимающего текст.
Учебный
текст, как объект восприятия, имеет следующие
характеристики – завершённость, членимость,
связность, целостность, полифункциональность.
Коммуникативная направленность, информативность
– характеристики текста, выраженность
которых зависит от особенностей реципиента,
воспринимающего текст, они менее чётко
определены исследователями текста.
Заключение
Текст как объект исследования существует в различных направлениях его изучения. Текст рассматривается в содержательном и процессуальном плане, это находит своё подтверждения в вопросах понимания текста и рассматривается в рамках двух подходов: лингвистического и психологического. В рамках лингвистического подхода текст изучается бессубъктно, а в рамках психологического подхода – рассматривается в процессе коммуникации, где важнейшим факторам являются особенности субъектов, порождающих и воспринимающих его.
Понятие текст определяется исследователями в широком и узком смыслах. В широком смысле текст – любая форма передачи информации, в узком смысле – письменная фиксация звуковой речи. В определениях текста подчёркивается принадлежность его к человеческой деятельности. Но при этом существует мнение о тексте как самостоятельной системе, подчиняющейся специфическим правилам существования. Среди характеристик текста исследователям выделяются коммуникативная направленность, информативность, завершённость, членимость, целостность, связность.
В эмпирических исследованиях восприятия текста просматриваются три проблемных вопроса: взаимодействие автора и читателя, активность субъекта восприятия текста, соотношение субъективного и объективного в восприятии текста.
Восприятие учебного текста – самостоятельный процесс, результатом которого является субъективный образ текста, зависящий от реципиента.
Информация о работе Психологические особенности восприятия учебного текста