Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание

Задачи:
Изучить теоретические аспекты застенчивости дошкольников.
Рассмотреть проявления застенчивости у старших дошкольников.
Проанализировать диагностический инструментарий изучения застенчивости.
Изучить пути профилактики и решения проблемы застенчивости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения застенчивости детей старшего дошкольного возраста...…………………………………………………………..5
1.1. Понятие застенчивости в современной психологии……………..….5
1.2. Причины и факторы формирования застенчивости……………...….9
1.3. Проявления застенчивости у старших дошкольников……….........12
Выводы по Главе…………………………………………….……………….18
ГЛАВА 2. Содержание эмпирической работы по исследованию преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте……………………………...20
2.1.Диагностика застенчивости старших дошкольников……………....20
2.2. Игры и упражнения для преодоления застенчивости……………...25
2.3.Советы родителям застенчивого дошкольника………………..........31
Выводы по Главе……………………………………….……….……….….…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Фундамент  застенчивости, конечно же, закладывается  в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных  заведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.

Застенчивость следует рассматривать  как процесс, как состояние и  как свойство личности. Застенчивость  как процесс по-разному проявляется  у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно-застенчивых.

Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.

Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной  сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.

Как свойство личности она связана  с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность) [3; 34].

Застенчивость может быть временным  проявлением (возрастная и ситуативная  застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и  юношеская) застенчивость возникает  в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех физическое и нервно-психическое здоровье, личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.

Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнее отнести к категории «псевдозастенчевых» [3; 31].

Таким образом, феномен застенчивости имеет чрезвычайное распространение и вызывает озабоченность у застенчивых людей, возникающими у них трудностями в общении и, как следствие, возникновение таких негативных последствий как невротизация, алкоголизм и наркомания.

 

1.3. Проявления  застенчивости у старших дошкольников

Как правило, застенчивость  проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих  детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом  приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются в детском саду, где ребёнку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуациях ребёнок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой.

Наблюдения показывают, что возникшая  в раннем детстве застенчивость обычно сохраняются на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого [7; 107].

Жалобы на застенчивость, стеснительность  детей дошкольного возраста возникают  ещё в связи с подготовкой  их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах  с другими людьми - и взрослыми, и сверстниками - мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе [8; 45-46]. Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.

Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно  и деликатно по отношению к  застенчивому ребёнку [8; 19]. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия – общая задача воспитателя и родителей. Однако в старшем дошкольном  к ней приступать может быть поздно. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше [7; 114].

Критерии застенчивости  детей старшего дошкольного возраста:

- эмоциональный дискомфорт, который ребёнок испытывает при  встрече и в ходе общения  с посторонними, а иногда и  с посторонними взрослыми (низкий  голос, неспособность смотреть  прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование);

- боязнь ответственных  поступков (уклонение от ответственных  действий, уход от ситуации);

- избирательность в  контакте с людьми, предпочтение  общения с близкими и хорошо  знакомыми взрослыми и отказ  или затруднение в общении с посторонними.

Проявление застенчивости  у ребёнка нетрудно заметить. Застенчивость  как устойчивая характерологическая  особенность выступает в поведении  ребёнка достаточно рано. Для ребёнка, не посещающего детский сад или  ясли, говорить о застенчивости как о сложившемся качестве еще преждевременно. На этом этапе иногда отмечаются такие её предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими-то изменениями обычного распорядка жизни - переезд на дачу, поездка в гости и т.д. [12; 304].

Как правило, застенчивость  ярче всего проявляется в тех  видах деятельности, которые являются новыми для ребёнка. Он чувствует  себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан). В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе [22; 47].

Положение такого ребенка  среди сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая в контакт с ними, он обречен на изоляцию, одиночество. В лучшем случае дети не замечают его, безразлично отстраняют, в худшем обращаются с ним насмешливо и грубо. Слабый, беззащитный, застенчивый ребенок не только не в состоянии дать обидчику сдачи, но не может даже пожаловаться, так как скован стеснительностью и страхом перед местью обидчика [7; 114].

Беззащитность таких  детей - прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходимых навыков общения. Их чувство неуверенности в себе и своих действиях связано, кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода, насмешкам. Недостаточный опыт общения не позволяет ребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт.

Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения  эмоций, сдержанность в их внешних  проявлениях. Такие дети почти никогда  громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь (например, от собаки), а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.

В связи с тем, что  дети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания могут привести к появлению у ребенка невротических расстройств [7; 109].

Несмотря на то, что  застенчивость может быть обнаружена буквально «с первого взгляда», родители часто недооценивают ее. Многие из них не понимают, что застенчивость представляет собой определенное нарушение поведения и, более того, личностного развития ребенка. Они считают именно этот вариант нормой, а более активное и непосредственное поведение, которое видят у других детей, относят к проявлению невоспитанности или нескромности. Обычно они довольны своим ребенком, считая его застенчивость положительным качеством. Такие родители не различают скромность и застенчивость, что на самом деле не одно и то же. Если скромность - действительно положительное качество, то застенчивость, основанная на полной неуверенности в себе, - недостаток, ведущий ко многим неприятным последствиям в развитии личности [9; 112].

Уязвимой у застенчивого ребёнка оказывается область  чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребёнок одновременно испытывает желание вести себя непринуждённо и страх перед спонтанным выражением чувств [7; 113].

Для застенчивого ребёнка  характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным, сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна [5; 16].

Некоторые полагают, что  застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.

Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребёнка с другими людьми лежат  в сфере его отношения к нему других людей.

Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена  самооценка (оценивание человеком своих  собственных, психологических качеств  и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков) [20; 27], что они плохо думают о себе. Однако это не совсем так. Как правило, застенчивый ребёнок считает себя очень хорошим, самым лучшим, то есть отношение у него к себе как личности самое положительное. Его проблема заключатся в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивого ребёнка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя, но с точки зрения взрослых- родителей и воспитателей их оценка становится все ниже.

Сомнение в положительном  отношении к себе других людей  вносит дисгармонию в самоощущение ребёнка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я. Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированию особого типа личности застенчивого ребёнка. Её особенность заключается в том, что всё, что делает ребёнок, проверяется через отношение других. Тревога о своём Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребёнок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет протекание, как самой деятельности, так и общения [18; 103].

Несмотря на то, что  из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать и избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний [10; 68].

Если не допустить  развития застенчивости в старшем дошкольном возрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в младшем школьном и юношеском возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем. В психологии существует несколько подходов к этой проблеме.

Несмотря на различное  толкование застенчивости разными  авторами, можно выделить ряд общих  моментов к пониманию ее природы. Это связь застенчивости с  самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения.

Принято выделять природные  и социальные факторы, формирующие  застенчивость.

Существенное значение для формирования застенчивости  имеют следующие факторы:

- порядок рождения детей в семье;

- система воспитания  в семье; 

- застенчивость родителей. 

Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Фундамент  застенчивости, конечно же, закладывается  в детстве.

          Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности.

Феномен застенчивости  имеет чрезвычайное распространение  и вызывает озабоченность у застенчивых  людей, возникающими у них трудностями  в общении и, как следствие, возникновение  таких негативных последствий как  невротизация, алкоголизм и наркомания.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве  застенчивость обычно сохраняются  на протяжении всего старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Информация о работе Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте