Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание

Задачи:
Изучить теоретические аспекты застенчивости дошкольников.
Рассмотреть проявления застенчивости у старших дошкольников.
Проанализировать диагностический инструментарий изучения застенчивости.
Изучить пути профилактики и решения проблемы застенчивости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения застенчивости детей старшего дошкольного возраста...…………………………………………………………..5
1.1. Понятие застенчивости в современной психологии……………..….5
1.2. Причины и факторы формирования застенчивости……………...….9
1.3. Проявления застенчивости у старших дошкольников……….........12
Выводы по Главе…………………………………………….……………….18
ГЛАВА 2. Содержание эмпирической работы по исследованию преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте……………………………...20
2.1.Диагностика застенчивости старших дошкольников……………....20
2.2. Игры и упражнения для преодоления застенчивости……………...25
2.3.Советы родителям застенчивого дошкольника………………..........31
Выводы по Главе……………………………………….……….……….….…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышеизложенный материал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющуюся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников. Застенчивость - очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой.

Причины застенчивости  также разнообразны, как и ее определение. Главный источник застенчивости - страх  перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.

Проявление застенчивости разнообразно: ребёнок чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (спрятаться за чужие спины, скрыть своё лицо).

Несмотря на то, что  из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать и избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Если не допустить развития застенчивости в старшем дошкольном возрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в младшем и юношеском возрасте.

Чуткое и внимательное отношение родителей и воспитателей к застенчивым детям позволят им преодолеть свою застенчивость, сформировать базовое доверие к миру, окружающим людям.

Для предотвращения застенчивости  необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным  образом, условий целенаправленного  формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.

Групповые занятия с  использованием специальных игр  и упражнений являются лучшим способом борьбы с застенчивостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белоусова, А.Б. Диагностика застенчивости / А.Б. Белоусова // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 15-29.
  2. Бретт, Д. Застенчивость: пер. с англ. / Д. Бретт // Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: Класс, 1996. – С. 94-95.
  3. Галигузова, Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 28-38.
  4. Галигузова, Л.Н. Застенчивый ребёнок /Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 4.- С. 116-120.
  5. Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться)/ Ф. Зимбардо. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 256 с.
  6. Зимина, И. Проблемы воспитания застенчивых детей / И. Зимина // Воспитание школьников. - 2003. - №7. - С. 50-52.
  7. Зырянова, Е. А. Застенчивость - норма или патология? / Е. А. Зырянова // Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными отклонениями: сб. докл. I психол.-пед. чтений / отв. за вып. Н. Л. Лихачева. - Шадринск: ШГПИ, 2003. - С. 108-114.
  8. Ильин, Е.П. Различия в эмоциональных проявлениях / Е.П. Ильин // Психология индивидуальных различий. – М., 2004. - С. 152-182.
  9. Клюева, Н.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность: попул. пособ. для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 235 с.
  10. Краснова, Л.В. Психосоциальные функции застенчивости / Л.В. Краснова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - N 1 (20). - С. 172-174.
  11. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша // Межличностное общение: учеб. пособие.- СПб., 2001. - С. 344-367.
  12. Ле Шан, Э. Застенчивые дети / Э. Ле Шан, // Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - СПб., 2007. - С. 302-311.
  13. Медведева, И. Этюды по преодолению застенчивости / И. Медведева // Воспитание школьников. - 2004. - № 6. - С. 53-56.
  14. Назаревич, О.С. Работа психолога с застенчивыми людьми / О.С. Назаревич // Диагностико-коррекционная работа в процессе возрастного консультирования: учеб.пособие. - Шадринск,1999. - С.59-67.
  15. Немов, Р.С. Общая психология: крат. курс / Р.С. Немов. - М.; СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
  16. Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнорва. – М.: Изд-во РОУ, 2003. – 368 с.
  17. Смирнова, Е.О. Застенчивые дети / Е.О. Смирнова // Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2003. - С.67-75.
  18. Усова, С. Детская застенчивость как следствие деструктивного семейного воспитания / С. Усова, И. Молочкова // Социальная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 101-109.
  19. Шилова, Т. Как научить ребенка постоять за себя / Т. Шилова // Здоровье детей: прил. к газ. «Первое сент.». - 2001. - № 8. - С. 14-15.
  20. Шишова, Т. Застенчивый невидимка / Т. Шишова. – М., 1997.
  21. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2001. – 416 с.
  22. Ярыгина, А. Застенчивый дошкольник / А. Ярыгина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 47-50.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры на преодоление  застенчивости

«НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ» (предложена В. Петрусинским, можно приспособить для детей 5-9 лет)

Играть нужно минимум  вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно, повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, не настаивайте. Лучше немного подождать. Когда он «дозреет», он сам с радостью будет испытывать свои силы.

Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут  изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка  не была слишком сложной и трудно выполнимой), затем один рисует пальцем  на спине другого какую-то фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание!) не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

 

«ПЕРЕДАЙ РИСУНОК» (для детей 5-9 лет)

Число игроков неограничено. Принцип как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т.п. Получив сообщение - рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) - создать веселую, непринужденную атмосферу.

 

«ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ» (игра, предложенная Рудестамом, для детей 5-9 лет)

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача - упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

 

«КОНСПИРАТОР» (игра, предложенная В.Петрусинским, рекомендуется для детей 5-9 лет)

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными  глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий  должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор - тот, кого узнали последним.

 

«СКУЛЬПТУРА» (А.Б.Домбрович, для детей 5-7лет)

В игре должно участвовать  как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят изобразить, и затем первый игрок «лепит» ее из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.

 

«БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для детей 5-8 лет)Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком - короче, любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой... (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал - оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался... (пусть ребенок сам придумает персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл).

 

«РОБОТ» (для детей 5-9 лет)

Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш ребенок непременно захочет  играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не противьтесь. И  «не переходите на личности», т.е. не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик - тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет  остальных персонажей). Члены этого  семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, - тормошила мама героя. - Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам — как потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой... (придумайте вместе с ребенком приключения героя - их можно растянуть на несколько «сеансов» игры - но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно). Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра - это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего.

Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как же им все-таки жить дальше... (Эту  стратегию нужно, естественно, выработать совместными усилиями. И не только выразить словами, но и опробовать в сценках).

 


Информация о работе Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте