Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:57, курсовая работа
Задачи:
Изучить теоретические аспекты застенчивости дошкольников.
Рассмотреть проявления застенчивости у старших дошкольников.
Проанализировать диагностический инструментарий изучения застенчивости.
Изучить пути профилактики и решения проблемы застенчивости.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения застенчивости детей старшего дошкольного возраста...…………………………………………………………..5
1.1. Понятие застенчивости в современной психологии……………..….5
1.2. Причины и факторы формирования застенчивости……………...….9
1.3. Проявления застенчивости у старших дошкольников……….........12
Выводы по Главе…………………………………………….……………….18
ГЛАВА 2. Содержание эмпирической работы по исследованию преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте……………………………...20
2.1.Диагностика застенчивости старших дошкольников……………....20
2.2. Игры и упражнения для преодоления застенчивости……………...25
2.3.Советы родителям застенчивого дошкольника………………..........31
Выводы по Главе……………………………………….……….……….….…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….41
Критерии застенчивости детей старшего дошкольного возраста:
- эмоциональный дискомфорт, который ребёнок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и с посторонними взрослыми (низкий голос, неспособность смотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование);
- боязнь ответственных поступков (уклонение от ответственных действий, уход от ситуации);
- избирательность в контакте с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднение в общении с посторонними.
Если не допустить развития застенчивости в старшем дошкольном возрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в младшем и юношеском возрасте.
ГЛАВА 2. Практические рекомендации преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте
2.1. Диагностика застенчивости старших дошкольников
Психологи А.Б. Белоусова, И.В. Дубровина, И. Зимина, Н.В. Клюева,Б.Д. Эльконин и др. считают, что для проведения эффективной коррекции застенчивости необходимо соблюдать принцип единства диагностики и коррекции – как один из принципов психокоррекционной работы.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется в двух аспектах:
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение, и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе тщательного предварительного психологического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий».
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей
деятельности психолога требует
постоянного контроля динамики изменений
личности, поведения, деятельности, динамики
эмоциональных состояний
Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на ребенка. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.
По данным некоторых исследований застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. В связи с этим используется проективная методика «Звери пришли на водопой» [1].
Описание методики:
Испытуемые делятся на группы по пять-шесть человек. Им предлагается придумать рассказ, начало которого дается: «Звери пришли на водопой и...». Каждый придумывает по одному предложению, не советуясь друг с другом. Далее предлагается инсценировать свой рассказ каждой группе. После этого испытуемые рассказывают, какие чувства они испытывали, и что было тяжело.
Данная методика зарекомендовала
себя, как способная к выявлению
застенчивых людей. Исследование подтвердило,
что застенчивость тесно
Тест тревожности, разработанный американскими психологами (Р. Тэммлом, М. Дорки, В. Аменом) [1]. Тест направлен на исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребёнка к определённой ситуации, даёт косвенную информацию о характере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, школе.
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Рис. 1. Игра с младшими детьми (Ребёнок играет с 2-мя малышами).
Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем (Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везёт коляску с младенцем).
Рис.3. Объект агрессии (Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника).
Рис.4. Одевание (Ребёнок сидит на стуле и одевает ботинки).
Рис.5. Игра со старшими детьми (Ребёнок играет с 2-мя старшими детьми).
Рис.6. Укладывание спать в одиночестве (Ребёнок идёт к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис.7. Умывание (Ребёнок умывается в ванной комнате).
Рис.8. Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то).
Рис.9. Игнорирование (Отец играет с малышом; ребёнок стоит в одиночестве).
Рис.10. Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребёнка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (Мать и ребёнок убирают игрушки).
Рис.12. Изоляция (Двое сверстников убегают от ребёнка, стоящего в одиночестве).
Рис.13. Ребёнок с родителями (Ребёнок стоит между матерью и отцом).
Рис.14. Еда в одиночестве (Ребёнок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочек (на рисунке изображена девочка) и для мальчиков (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующим контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Рисунки предъявлялись ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, давалась инструкция следующего содержания: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?»
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» [17]
Для изучения эмоционального состояния старших дошкольников можно использовать рисуночный тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж. Бук первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Тест позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает
более сложное отношение
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс “трудности в общении”), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.
2.2. Игры и
упражнения для преодоления
Помощь ребенку в преодолении застенчивости - задача для психолога не из легких, но она разрешима. Остановимся на работе психолога по преодолению застенчивости у старших дошкольников.
Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей - групповые формы работы, целью которых является:
- формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром;
- тренировка взаимодействия ребенка с взрослыми и детьми.
На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего, необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении. Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы дизайн кабинета, в котором проводятся занятия, способствовал социальным контактам детей.
Универсальное средство обучения общению - это игра, так как она может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.
ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
«Волшебные превращения»
Дети стоят в кругу.
Психолог. Волшебник превратил вас в ветер. Попробуйте изобразить:
а) злой зимний ветер;
б) осенний холодный ветер;
в) теплый, ласковый летний ветерок.
Психолог участвует в игре и комментирует действия детей.
«Изобрази отгадку»
Психолог. Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вслух произносить отгадку нельзя. Надо молча, с помощью жестов и мимики изобразить предмет, о котором идет речь в загадке.
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
Сначала задание выполняют только желающие. Затем выбирается один из вариантов ответа. Все дети, стоя в кругу, изображают предмет, озвучивая свои действия: «Чик-чик-чик» (ножницы); «Тик-так, тик-так» (часы); «Ш-ш-ш» (лыжи).
Информация о работе Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте