Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание

Задачи:
Изучить теоретические аспекты застенчивости дошкольников.
Рассмотреть проявления застенчивости у старших дошкольников.
Проанализировать диагностический инструментарий изучения застенчивости.
Изучить пути профилактики и решения проблемы застенчивости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения застенчивости детей старшего дошкольного возраста...…………………………………………………………..5
1.1. Понятие застенчивости в современной психологии……………..….5
1.2. Причины и факторы формирования застенчивости……………...….9
1.3. Проявления застенчивости у старших дошкольников……….........12
Выводы по Главе…………………………………………….……………….18
ГЛАВА 2. Содержание эмпирической работы по исследованию преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте……………………………...20
2.1.Диагностика застенчивости старших дошкольников……………....20
2.2. Игры и упражнения для преодоления застенчивости……………...25
2.3.Советы родителям застенчивого дошкольника………………..........31
Выводы по Главе……………………………………….……….……….….…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

«Поющие животные»

Психолог. Представьте, что  животные умеют петь. Как, по-вашему, будет звучать песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в исполнении коровы; «Песня про кузнечика» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова) в исполнении собаки?

Взрослый может задать образец: показать, как бы спела «Песню крокодила Гены» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского) кошка.

«Дождик»

Перед каждым ребенком —  ванночка и лейка с водой.

Психолог. Вы — дождевые тучки, плывущие по небу.

Дети ходят по кругу, изображая тучки. Психолог помогает детям озвучить их действия: «Я — тучка, тучка, тучка. Я — тучка, похожая на слона (зайчика и т.п.)» По сигналу все останавливаются и берут лейки.  
Психолог. А теперь пошел маленький веселый дождик. Кап-кап-кап.

«Угадай, кто это (что это)»

          Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь должен определить, кто перед ним стоит (какой предмет перед ним лежит).

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА

Застенчивые дети боятся двигаться, танцевать под музыку, поэтому упражнения, способствующие преодолению этого страха, усложняются постепенно.

1. Дети выполняют ритмичные  действия (например, изображают падающие  осенние листья). В это время  психолог напевает какую-то мелодию.

2. Дети, совершая ритмичные  движения, напевают мелодию вместе  с психологом.

3. Инсценирование песни.

Сначала дети слушают  песню. Затем предлагают свои варианты: распределяют роли, выбирают характерные  жесты, движения для действующих  лиц.

Во время представления дети хором исполняют песню.

Начинать нужно с  песен достаточно простых для  инсценирования.

4. «Подбери мелодию».

Детям предлагают прослушать фрагменты из трех музыкальных произведений. Затем задают вопрос: «Как вы считаете, какая из этих мелодий больше всего подходит для танца ветра (дождя, снежинок, медведя, бабочки)?»

5. Танцы с предметами (лентами, флажками, мячами). Детям  показывают несколько простых  танцевальных движений и просят  их повторить под музыку. 
6. Создание танца.

Прослушав мелодию, дети придумывают танцевальные движения, определяют их последовательность. Потом все вместе разучивают танец.

Такие игры помогают преодолеть и моторную неловкость застенчивого ребенка.

С ПОМОЩЬЮ ЧТЕНИЯ

У застенчивых детей  нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Такой ребенок уклоняется от того, чтобы первым начать разговор, затеять какое-то дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги. Общаясь со сверстниками, он говорит меньше, чем другие, редко перебивает собеседника. Поэтому важно научить застенчивых детей диалогическим формам взаимодействия. Хорошим материалом для развития речевого личностного общения ребенка и взрослого служат книги. Совместное чтение и обсуждение прочитанного способствует концентрации внимания детей на словах взрослого. Опора на картинки облегчает для дошкольников речевое общение с взрослым. При этом нужно не только читать текст, но и организовывать беседу: спрашивать детей, что им запомнилось, кто из персонажей понравился, кто вызвал неприязнь и почему. Если какому-то ребенку трудно выразить свое отношение, взрослый может высказать сначала свое мнение. Главное при этом - не требовать от ребенка того, чего он не может, к чему еще не готов, не принуждать его высказываться и аргументировать свое мнение, если он этого еще не умеет. Постепенно следует переводить беседу от конкретной книги к какой-то общей теме, касающейся жизни детей и окружающих людей. Например, можно спросить, кого из друзей ребенку напоминают персонажи книги, как он сам поступил бы в этой ситуации и пр. Нужно говорить с детьми на разные волнующие их темы: об отношениях с друзьями, о том, что им нравится и не нравится.

ИГРОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Когда у детей появляется некоторая активность в диалоге, им предлагается принять участие в импровизации: члены группы, чередуясь, сочиняют сказку или рисуют картину.

После этого можно  перейти к разыгрыванию известных  сказок. Каждый член группы получает определенную роль. Разыгрывание может быть осуществлено с помощью бумажных фигур или кукол. Дети также могут исполнять роли сами. При распределении ролей надо учитывать, окажет ли эта роль благоприятное воздействие на ребенка. Застенчивым детям предлагают изображать таких сказочных персонажей, для которых достижение благородных целей связано с героическим поведением. Таким образом, в поле зрения ребенка все чаще попадают социальные ситуации, в которых надо действовать по определенным правилам. Он начинает интересоваться, почему какой-то герой поступил дурно, неправильно, как можно исправить положение, «чтобы никому не было плохо». Это помогает овладеть различными образцами поведения. Для развития речевой регуляции своих действий ребенку полезно выполнять упражнения, в которых он руководит действиями сверстника или взрослого. Это могут быть игры, где ребенок выступает в роли воспитателя или учителя.

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Преодолеть низкую самооценку и сформировать уверенность в  себе застенчивому ребенку помогут  специальные задания.

Психолог. Вспомни, какими ласковыми именами называли тебя другие люди. Расскажи о себе все самое хорошее (здесь нужно нацеливать ребенка только на позитивное описание, избегая «но...» и «если...»). Назови своего товарища ласковым именем. Перечисли, что ты больше всего любишь. Окружающие оценивают нас по нашим поступкам; постарайся вспомнить свой поступок, который тебе больше всего нравится. Люди часто говорят о нас хорошее и плохое, попробуй вспомнить о себе чье-то хорошее высказывание. Почему оно тебе запомнилось? Похвали своего товарища.

КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ

Для того чтобы научить ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми, можно использовать следующий методический прием. Среди детей выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям взрослого и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача - вовлечь застенчивого ребенка в игру или в работу. Но ассистент заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта. Поэтому психолог предварительно разыгрывает с ассистентом ситуации, в которых играет роль неконтактного ребенка. Ассистент должен понять, что это значит - получить отказ. Кроме этого, помощник психолога должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому ребенку. Поощряется любая попытка ассистента наладить контакт с партнером. Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных произведений и т.п.). Дозировать нужно даже похвалу.

Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость. Иногда они незаслуженно навешивают на ребенка ярлык застенчивого; иногда остаются нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения. Поэтому психологу принадлежит ведущая роль в обучении педагогов и родителей особым приемам воспитания застенчивого ребенка.

 

2.3. Советы родителям застенчивого дошкольника

Психологи говорят о  трех основных «родительских» моделях  поведения. Они описываются следующим  образом:

- пример либеральной  модели: ребенок получает столько свободы, сколько он в состоянии принять;

- пример авторитарной модели: свобода ребенка ограничивается, главным достоинством является послушание;

- пример авторитетной модели: идет полное управление деятельностью ребенка со стороны родителей, но лишь в разумных и конструктивных рамках.

Результаты психологических исследований [5, 7, 8] показывают, что желательной и наиболее эффективной является авторитетная модель. Она способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уверенности в себе, а значит, является наиболее эффективной в излечении детской застенчивости. Несмотря на общее мнение, применение очень четкого либерализма в воспитании не развивает уверенность в себе. У либеральных родителей часто отмечается невнимательность к ребенку, они не считают нужным вырабатывать основные линии его поведения. Они часто «грешат» непоследовательностью в воспитании, из-за этого у детей может возникнуть чувство, что родителей не интересуют их чувства и проблемы, что они родителям вовсе не нужны.

Другая крайность касается авторитарной модели воспитания. Выбравшие  эту модель родители также уделяют детям мало внимания, когда имеется в виду безусловная любовь и забота. Они ограничиваются лишь удовлетворением всех физических потребностей. Их в первую очередь волнуют такие аспекты воспитания, как руководство и дисциплина, однако они совершенно не заботятся об эмоциональном здоровье детей дошкольного возраста. Авторитарным родителям важно то впечатление, которое их дети производят на окружающих людей. Для них это даже важнее внутрисемейных отношений.

Они абсолютно уверены, что формируют из ребенка «настоящего человека», не понимая, что приходят к обратному.

Особенность авторитетной модели воспитания в том, что при  ней с одной стороны есть наличие  родительского контроля, но с другой – идет развитие ребенка как личности. У таких родителей есть четкое представление о том, на что способен ребенок, они часто проводят с ним доверительные беседы и прислушиваются к тому, что отвечает ребенок. Таким родителям не страшно менять правила игры, когда новая обстоятельство вынуждает их действовать иначе.

Возможно, вы, как родители, будете вынуждены в первую очередь поменять себя. От вас может потребоваться полное изменение атмосферы в доме, чтобы она не способствовала развитию застенчивости у ребенка.

Тактильный  контакт

Так же, как очевидна связь  между застенчивостью и неуверенностью, также нельзя не заметить зависимость от касаний чувства безопасности и спокойствия. Если даже вам не доводилось делать это раньше, начните сейчас баловать своих детей. Целуйте их, демонстрируйте свою любовь. Прикасайтесь к ним с нежностью, гладьте по голове, обнимайте.

Разговор по душам

Было доказано, что  дети раньше начинают говорить правильно  и выразительно, если мама с самого рождения много разговаривала с  ними. Дети же, чьи мамы просто молча  выполняют свои обязанности, говорят  плохо, у них малый словарный запас. Если даже ваш малыш слишком мал, чтобы понимать что-либо – говорите с ним. Так вы заложите в него определенную программу коммуникативности. Когда ребенок начнет говорить самостоятельно, его тяга к общению будет зависеть от того, насколько вы его слушаете и отвечаете ли ему.

Пусть ребенок свободно выражает свои мысли и чувства. Позвольте  ему свободно говорить о том, что  ему хочется, что нравится, а что  не очень.

Позвольте иногда выплеснуть свой гнев. Это крайне важно, так  как в основном застенчивые люди не умеют правильно себя вести во время приступов гнева. Не позволяйте ребенку накапливать эмоции внутри себя, пусть он учится отстаивать свои права. Научите его выражать свои чувства напрямую, например: «Мне грустно» или «Мне хорошо» и т.д. Поощряйте ребенка на разговоры, но не принуждайте участвовать в них.

Безусловная любовь

Нужно серьезно отнестись  к словам психологов, считающих, что  если вы не довольны поведением ребенка, вы должны обязательно дать ему понять, что вас возмущает не сам ребенок, а его поступки. Иными словами, ребенку важно знать, что он любим, и любовь эта не зависит ни от чего, она постоянна и неизменна, то есть безусловна.

Дисциплина  с любовью и пониманием

  1. Чрезмерная дисциплина может повлиять на развитие застенчивости у детей дошкольного возраста через следующие причины:
  2. Дисциплина часто основана на изначальной неправоте ребенка, на утверждении, что он обязательно должен измениться. Это ведет к снижении самооценки.
  3. Пугающий авторитет родителей может перерасти в серьезный комплекс, при котором ребенок будет чувствовать страх перед любыми авторитетными лицами. Смущение в этом случае не является проявлением почитания, это проявление страха перед властью.
  4. Основное понятие дисциплины – контроль. Чрезмерно подконтрольные дети вырастают со страхом, что потеряют контроль или что будут вынуждены контролировать сложную ситуацию.
  5. Объектом дисциплины является человек, а не обстоятельства. А очень часто причина поведения – в обстановке или поведении других людей.
  6. Перед тем, как наказать ребенка, обязательно поинтересуйтесь, почему он нарушил одно из ваших правил.

Дисциплина не должна быть публичной. Уважайте достоинство  вашего ребенка. Прилюдные выговоры и стыд, который испытывает при  этом ребенок, могут усилить его  застенчивость. Старайтесь замечать не только проступки ребенка, но и отмечать хорошее поведение.

Научите ребенка  терпимости

Лишь своим примером можно научить детей быть участливыми. Пусть они ищут причину неудач в первую очередь в обстоятельствах, а не в окружающих людях. Поговорите о том, почему тот или иной человек делает определенные безрассудные поступки, или что могло повлиять на изменение его поведения.

Не клеймите ребенка

Как только вам захочется  сказать ребенку что-то неприятное, помните о плотной связи между самооценкой ребенка и застенчивостью. Это может помочь вам в преодолении импульса. Ребенку важно положительно оценивать себя.

Доверие

Научите ребенка больше доверять людям. Для этого родителям  важно наличие максимально близких  отношений с ребенком. Дайте ему понять, что вы его любите и цените таким, какой он есть. И что есть и другие люди, которые тоже могут ценить и уважать его, если он сблизиться с ними. Безусловно, всегда найдутся те, кто обманет или предаст, но, во-первых, таких меньше, во-вторых, их рано или поздно выведут на чистую воду.

Уделяйте детям  внимание

Старайтесь уменьшать  время, которое вы проводили отдельно от ребенка и всегда предупреждайте его, если вы сможете уделить ему  внимание. Даже минута теплой и уважительной беседы с ребенком гораздо важнее целого дня, когда вы просидели рядом, но были заняты своими делами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе

Для проведения эффективной коррекции застенчивости необходимо соблюдать принцип единства диагностики и коррекции – как один из принципов психокоррекционной работы.

Необходимо использовать диагностический инструментарий соответствующий  дошкольному возрасту. Основными  методиками являются рисунки-тесты.

Для предотвращения застенчивости  необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности

Психологу, воспитателям и родителям необходимо правильно  выстраивать отношения в общении  с застенчивыми дошкольниками.

Информация о работе Психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте