Психологический анализ причин аварийности и травматизма в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание

Цель: Теоретический анализ литературы по проблеме психологии аварийности и травматизмов.
Объект: Профессиональная деятельность человека
Предмет: Аварийные ситуации и их последствия
Задачи:
* Теоретический анализ аварийных ситуаций в профессиональной деятельности
* Сравнительный анализ понятий авария, аварийная ситуация, травматизм
* Теоретический анализ концепций по психологической безопасности
* Разработка мероприятий по профилактике аварийных ситуйций и травматизмов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. …..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблем аварийности и травматизма
1. Аварии…………………………………………………………………............5
2. Аварийные ситуации………………………………………………………...15
3. Травматизм…………………………………………………………………21
4. Примеры травматизма, аварий и аварийных ситуаций. Анализ причин………………………………………………………………………...28
Выводы по главе I…………………………………………………………………..35
Глава II. Профилактика травматизма, аварий и аварийных ситуаций
2.1 Психотехника травматизма и аварийности……………………………….38
2.2 Борьба с производственным травматизмом методами психологии воздействия………………………………………………………………………….46
2.3 Разработка предупредительных мер и средств защиты…………………..48
2.4 Оценка и демонстрация предупредительных мер и средств защиты……50
Выводы по главе II…………………………………………………………………..51
Заключение…………………………………………………………………………..53
Список литературы………………………………………………………………….59

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 4п6 зима.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

Потери  рабочего времени от несчастных случаев  на производстве составили в 2005 г. 2,8 млн. человеко-дней. 

      Проводимые  мероприятия по охране труда способствовали отмечаемому в последние годы снижению производственного травматизма на транспорте. С 1996 по 2000г.г. число получивших травму на производстве сократилось с 14,05тыс.чел. до 10,97тыс.чел. За этот же период число работников транспорта, получивших смертельную травму на производстве сократилось с 617 до 467 человек.

      Объективную оценку состояния производственного  травматизма отражает уровень травматизма  в расчете на 1000 работающих (коэффициент  частоты Кч).

      Анализ  данных показывает, что в ряде отраслей транспортного комплекса уровень производственного травматизма на протяжении последних лет превышает не только значения по транспорту в целом, но и общероссийские показатели [15; с.52].

      На  автомобильном транспорте, в 2000 году на производстве пострадало 5869 человек, что составляет 53,5% от всех случаев производственного травматизма на транспорте.

      В дорожном хозяйстве произошло 1114 несчастных случаев, при этом уровень смертельного травматизма вырос на 20%.

      Вырос уровень смертельного травматизма  на морском транспорте. Увеличение количества несчастных случаев имело место на речном транспорте и городском электрическом транспорте.

      На  метрополитене, в авиационном и  на промышленном железнодорожном транспорте сохраняется относительно низкий уровень  производственного травматизма.

      При этом в отраслях транспортного комплекса отмечается ряд предприятий, имеющих стабильно низкие показатели травматизма, либо работающих длительное время без несчастных случаев на производстве.

      Вместе  с тем, на отдельных транспортных предприятиях и объединениях в 2000 году были отмечены значительный по сравнению с 1999 годом рост числа несчастных случаев и превышение отраслевого уровня производственного травматизма.

      На  морском транспорте уровень производственного  травматизма среди судоходных компаний превышен в Мурманском (в 1,8 раза), Сахалинском и Дальневосточном морских пароходствах (в 1,2 раза).

      Среди морских торговых портов более половины от общего числа произошедших несчастных случаев приходится на ОАО "Морской  порт Санкт-Петербург" (35%) и объединение  ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (23%). Смертельные несчастные случаи имели место в нефтеналивном и торговом портах г. Находки и других портах (всего 11 случаев).

      Не  уменьшается количество пострадавших на производстве (свыше 100 ежегодно) на судоремонтных предприятиях отрасли. Наибольшее количество несчастных случаев зафиксировано АО "Судоремонтный завод "Красная Кузница", ОАО "Мурманский судоремонтный завод морского флота", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод". Высокий производственный травматизм обуславливается непрофильным использованием заводских причалов - для погрузочно-разгрузочных работ.

      На  речном транспорте увеличение уровня производственного травматизма  в 2000 году отмечалось в речных портах (на 17,7%), в пароходствах и судоходных компаниях (на 4,8%).

      По 3 случая производственного травматизма  со смертельным исходом имели  место в 2000 году в ОАО "Енисейское речное пароходство" и в судоходной компании "Волжское пароходство"; по 2 смертельных случая в пароходствах Обь-Иртышском, Северном, "Волготанкер", судоходной компании "Камафлот" и в ОАО "Порт Коломна".[18; с.32].

      Среди промышленных предприятий флота  наибольшее количество пострадавших приходится на Осетровскую РЭБ - 6 чел. (в т.ч. и единственный среди промпредприятий  флота случай со смертельным исходом).

      В дорожном хозяйстве наблюдается  рост общего количества несчастных случаев, на 7,5% возросло количество тяжелых  несчастных случаев, а травматизм со смертельным исходом вырос на 20%.

      Среди организаций дорожного хозяйства  наибольший прирост в абсолютных величинах произошел в Сибирском (3,3 раза) и Приволжском (2,1 раза) федеральных округах. Наиболее часто (выше средних значений по отрасли) случаи травматизма имели место в Дальневосточном (Кч=7,5) и Северо-Западном (Кч=7,3) федеральных округах.

      На  городском электрическом транспорте в течение 2000г. производственный травматизм вырос на 3,6%. При этом значительно  увеличилось количество несчастных случаев на предприятиях горэлектротранспорта в г.г. Череповец и Йошкар-Ола (в 5 раз), Магнитогорск - (4,2 раза), Красноярск - (2,2 раза), Барнаул - (1,9 раза).

      На  авиационном транспорте при сохранившихся  относительно низких в целом по отрасли  показателях производственного  травматизма (Кч=2,1) в некоторых авиапредприятиях этот показатель в прошлом году был значительно превышен и составил: в ЗАО "Домодедово-терминал"-10,5, в ОАО "Аэропорт Мурманск"-9,9, во Втором Пермском авиапредприятии - 9,5, на Новосибирском авиаремонтном заводе - 9,2.

      На  автомобильном транспорте уровень  производственного травматизма (Кч=7,89), является наибольшим среди отраслей транспортного комплекса и превышает общероссийский более чем в 1,5 раза. На ряде автопредприятий уровень производственного травматизма превышает и среднеотраслевой в несколько раз. Такое положение объясняется недостатками в организации работы по охране труда, главный из которых это отсутствие внимания к проблеме со стороны руководителя.

      Чрезвычайно высокий травматизм зафиксирован в  ООО "Южно-Сахалинское АТП" (Кч=40,7), в ПАТП г. Кызыла (Кч=35,8), МУП "Рязанская  автоколонна 1310 "(Кч=31,3), ОАО "Автоколонна 1967" г. Красноярск (Кч=31,1), ОАО "Курганская автоколонна N1229" (Кч=24,8).

      В связи с износом подвижного состава  и увеличением потребности в  ремонтно-восстановительных работах  на автотранспорте возросла доля несчастных случаев, полученных при выполнении различных ремонтно-технических операций. Уровень травматизма при их выполнении превышает порой средние данные по предприятию более чем в 4 раза.

      Возросло  число травм полученных кондукторами,водителями городского пассажирского транспорта при исполнении служебных обязанностей в результате хулиганских действий пассажиров. Доля таких случаев на пассажирском транспорте составляет около 9% от общего количества несчастных случаев.

      Основные  причины несчастных случаев: неудовлетворительная организация производства работ и рабочего места; нарушение пострадавшим трудовой и производственной дисциплины (в т.ч. пренебрежение опасностью и требованиями охраны труда, нахождение в состоянии алкогольного опьянения); нарушение технологического процесса [3; с36].

      Особо вызывает тревогу неудовлетворительная обстановка с соблюдением законодательных  нормативных требований по охране труда, созданием и обеспечением работы системы управления охраной труда  в малых частных транспортных организациях, на предприятиях с неустойчивым финансовым положением. Службы (специалисты) и комиссии по охране труда, как правило , или пассивны или вовсе отсутствуют, руководители предприятий не проходят своевременного обучения и проверки знаний по охране труда, не уделяют должного внимания вопросам охраны труда.

      Выборочная  проверка состояния охраны труда  на отдельных (в основном автотранспортных) предприятиях, проведенная в ряде регионов Российской транспортной инспекцией совместно с отделениями Федеральной  инспекции труда и органами местного самоуправления, показала, что треть из них в нарушение законодательных и нормативных требований не имеют основы управления охраной труда - службы охраны труда (специалиста по охране труда) и комиссии по охране труда.

      Систематические проверки последних лет, проводимые Федеральной инспекцией труда, выявляют на предприятиях и в организациях транспортного комплекса ежегодно в среднем около 94 тыс. нарушений, связанных с охраной труда, более 700 организаций (производственных подразделений) и 6 тыс. единиц оборудования, работа на которых приостанавливается инспекторами из-за нарушений требований безопасности. Около 6,4 тыс. человек ежегодно отстраняется от работы в связи с непрохождением обучения или проверки знаний требований охраны труда.

      Помимо  недостатка финансовых средств для  организации и проведения работы по охране труда на предприятии, это  объясняется отсутствием у ряда руководителей необходимого опыта, знаний и слабой требовательностью  за обеспечение охраны труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Примеры травматизмов, аварий и аварийных ситуаций

      Органами  Госгортехнадзора России за 2000 год  было проведено более 264 тысяч обследований, при этом было выявлено почти 2 миллиона нарушений требований безопасности.

      Из-за угрозы возникновения аварийных ситуаций в 107 тысячах случаев приостанавливалось ведение работ, более 23 тысяч руководителей и специалистов предприятий подвергались штрафным санкциям.

      Общий уровень аварийности на опасных  производственных объектах снижен на 10%, в 2000 году произошло 225 аварий (в 1999 году - 250).

      Вместе  с тем отмечается рост аварийности  на магистральном трубопроводном транспорте (с 43 до 48 аварий), а также на объектах газоснабжения (с 32 до 37 аварий). Наибольший рост аварийности произошел на предприятиях, подконтрольных Уральскому и Якутскому управлениям, управлениям Верхне-Волжского, Иркутского, Нижне-Волжского, Северного и Северо-Кавказского округов [5; с.27 ].

      Возросла  тяжесть аварий - практически каждая четвертая авария приводила к  травмам персонала предприятий.

      Всего на поднадзорных опасных производственных объектах в 2000 году погибло 442 человека - на 9% больше, чем за 1999 год.

      Рост  смертельного травматизма отмечается на предприятиях угольной, химической и нефтехимической промышленности, на объектах теплоэнергетики, нефтедобычи, геологоразведки и магистрального трубопроводного транспорта.

      Неудовлетворительная  динамика смертельного травматизма  по сравнению с 1999 годом отмечена на предприятиях и объектах, подконтрольных Ростовскому, Башкирскому и Уральскому управлениям, а также управлениям Тюменского, Верхне-Волжского, Верхне-Донского, Северо-Западного, Челябинского и Читинского округов [4; с.11 ].

      Основными причинами аварий и травматизма  на производстве продолжают оставаться неудовлетворительное техническое состояние оборудования, нарушения технологической и производственной дисциплин.

      В структуре обобщенных технических  причин аварий первое место (около 60 процентов) занимают причины, связанные с неудовлетворительным состоянием оборудования, зданий и  сооружений, а также с несовершенством технологических процессов.

      В ближайшее время проблема может  обостриться в связи с массовым выходом из строя задействованных  в народном хозяйстве основных фондов, а вернее их активной части - машин  и оборудования.

      Сейчас  главная задача - определить остаточный ресурс эксплуатации технологического оборудования, а в дальнейшем своевременно проводить замену оборудования, исчерпавшего ресурс.

      Для ее решения Госгортехнадзором России проводилась работа по развитию систем диагностики и широкому внедрению методов неразрушающего контроля. Учитывая важность этой проблемы, Госгортехнадзором России был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

      Второе  место занимает комплекс причин, связанных с человеческим фактором, а именно, низким уровнем технологической и производственной дисциплин.

      Причинами аварий и травм все чаще становятся ошибочные решения специалистов, незнание или несоблюдение персоналом элементарных требований безопасности при производстве работ, что свидетельствует о слабом развертывании на предприятиях производственного контроля. Внедрение производственного контроля в ряде случаев проводится формально. 

      Примеры расследования несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом

      Развитие  цивилизации сопровождается обострением  проблем безопасности труда. Увеличивается  число случаев травматизма со смертельным исходом и тяжелых  профессиональных заболеваний. Наряду с моральным имеет место экономический ущерб, который определяется потерей рабочего времени от травм и заболеваний.

Информация о работе Психологический анализ причин аварийности и травматизма в профессиональной деятельности