Психологический анализ причин аварийности и травматизма в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание

Цель: Теоретический анализ литературы по проблеме психологии аварийности и травматизмов.
Объект: Профессиональная деятельность человека
Предмет: Аварийные ситуации и их последствия
Задачи:
* Теоретический анализ аварийных ситуаций в профессиональной деятельности
* Сравнительный анализ понятий авария, аварийная ситуация, травматизм
* Теоретический анализ концепций по психологической безопасности
* Разработка мероприятий по профилактике аварийных ситуйций и травматизмов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. …..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблем аварийности и травматизма
1. Аварии…………………………………………………………………............5
2. Аварийные ситуации………………………………………………………...15
3. Травматизм…………………………………………………………………21
4. Примеры травматизма, аварий и аварийных ситуаций. Анализ причин………………………………………………………………………...28
Выводы по главе I…………………………………………………………………..35
Глава II. Профилактика травматизма, аварий и аварийных ситуаций
2.1 Психотехника травматизма и аварийности……………………………….38
2.2 Борьба с производственным травматизмом методами психологии воздействия………………………………………………………………………….46
2.3 Разработка предупредительных мер и средств защиты…………………..48
2.4 Оценка и демонстрация предупредительных мер и средств защиты……50
Выводы по главе II…………………………………………………………………..51
Заключение…………………………………………………………………………..53
Список литературы………………………………………………………………….59

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 4п6 зима.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

      В реальной практической работе использовались все доступные методы и способы борьбы с производственным травматизмом, однако важно было выяснить и относительный вклад каждого из методов. Так, в Институте охраны труда в Москве особое внимание уделялось разработке психологических методов воздействия (использованию плакатов по технике безопасности, организации специальных форм социалистического соревнования на снижение несчастных случаев, разработке форм групповых и индивидуальных воздействий, совершенствованию инструктажа).

      По  мере выяснения и определения  факторов риска и причинно-следственных связей, а также уточнения величины совокупного воздействия факторов риска, будут возрастать и возможности  разработки предупредительных мер. Полностью отдавая себе отчет  в важности факторов риска и причинно-следственных связей, исследователи проблем охраны труда и практикующие в этой области врачи и юристы могут теперь разрабатывать или предупредительные меры, нацеленные на сокращение уровня травматизма, или средства защиты, направленные на устранение причинно-следственного механизма аварийности и травматизма. В настоящее время существует широкий спектр технологий охраны труда и стратегий поведения, которые уже применяются для охраны труда работающего персонала. Они могут дать положительный эффект и при более широком их применении.

               Важный шаг, о котором часто забывают при завершении процесса исследований в области охраны труда, состоит в том, чтобы должным образом оценить потенциальные возможности предупредительных мер и средств защиты от производственного травматизма. Сделать это необходимо для того, чтобы еще до стадии широкого и повсеместного внедрения этих мер на производстве они могли пройти обкатку в лабораторных условиях и реальных условиях окружающей среды.

      Оценка  важна не только для проверки технического контроля системы и внесенных в нее изменений, но также и для установления соответствия между заданными параметрами и производственными заданиями, технологическими процессами и процедурами, правилами эксплуатации, программами профессиональной подготовки и информационным обеспечением. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Проблема  аварийности и травматизма в  нашем мире достаточно актуальна, так  как в случае аварий есть моменты, связанные с гибелью людей, а  это очень серьезно! Аварийные ситуации и травматизмы в современной авиации возникают редко, прежде всего, благодаря высокой надежности летательных аппаратов, хорошей подготовке экипажей и тщательной работе наземных технических служб. Несмотря на это, иногда происходят аварии самолетов, например, вследствие отказа силовой установки, нехватки топлива, возникновения пожара на самолете, неисправности системы управления, потери пилотом ориентации в пространстве, из-за исключительно неблагоприятных метеорологических условий и т.п.

      Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, на определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее:  
- к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств;  
- к нарушению производственного или транспортного процесса; а также  
- к нанесению ущерба окружающей природной среде.

      Промышленная  авария - авария на промышленном объекте, в технической системе или  на промышленной установке.

      Радиационная  авария - авария на радиационно-опасном  объекте, приводящая к выходу или  выбросу радиоактивных веществ и/или ионизирующих излучений в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

      Радиационные  аварии вызываются:  
- неисправностью оборудования;  
- неправильными действиями персонала;  
- стихийными бедствиями и другими причинами

      Транспортная  авария - авария на транспорте, повлекшая за собой:  
- гибель людей;  
- причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений;  
- уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств; или  
- ущерб окружающей природной среде.

      Аварийные ситуации в современной авиации возникают достаточно редко , прежде всего благодаря высокой надежности летательных аппаратов, хорошей подготовке экипажей и тщательной работе наземных технических служб. Несмотря на это, иногда происходят аварии самолетов например, вследствие отказа силовой установки, нехватки топлива, возникновения пожара на самолете, неисправности системы управления, потери пилотом ориентации в пространстве, из-за исключительно неблагоприятных метеорологических условий и т.п. Кроме того, военные самолеты постоянно подвергаются опасности оказаться в аварийной ситуации в результате действий противника.

      К наиболее неблагоприятным относятся  быстротечные аварии, когда время, которым располагает экипаж для того чтобы покинуть самолет или произвести вынужденную посадку, невелико. Поэтому спасательные средства экипажей должны обеспечивать безопасность не только в любой ситуации, но и в любой момент времени.

      Травматизм - совокупность вновь возникших травм в определенных группах населения (исчисляется количеством травм на 100, 1000 человек за 1 мес,год). Различают производственный (промышленный и сельскохозяйственный),бытовой, транспортный, военный и спортивный травматизм.  

      24 июня состоялось заседание межведомственной  комиссии по охране труда по итогам 2003 года и 5 месяцев 2004 года. По сравнению с областью в Тольятти в 2003 году наблюдалось снижение производственного травматизма. Но за 5 месяцев текущего года этот показатель возрос. 
     На заседании рассматривали два основных вопроса: анализ производственного травматизма в организациях и учреждениях города и результаты проведения месячника по охране труда, который был проведен в мае этого года. 
        По словам главного специалиста отдела труда города Тольятти Людмилы Сазанской, основными причинами производственного травматизма со смертельным исходом являются организационные:

        – нарушение трудовой и производственной  дисциплины; – нарушение правил  дорожного движения;

        – неудовлетворительная организация  производственных работ;

        – нарушение технологического процесса;

        – нарушение требований безопасности;

        –нахождение в состоянии алкогольного опьянения. 
      По техническим причинам в 2003 году произошло только 10% всех несчастных случаев со смертельным исходом. Причинами оказались конструктивные недостатки, недостаточная надежность механизмов и оборудования. 
       На сегодняшний день по-прежнему остаются самыми травмоопасными профессии монтажника, электросварщика, водителя. Опасные отрасли: промышленность, транспорт и строительство. Наиболее подвержены травмированию на производстве две категории: совсем неопытные работники и, наоборот, имеющие большой стаж и опыт работы.

      Систематические проверки последних лет, проводимые Федеральной инспекцией труда, выявляют на предприятиях и в организациях транспортного комплекса ежегодно в среднем около 94 тыс. нарушений, связанных с охраной труда, более 700 организаций (производственных подразделений) и 6 тыс. единиц оборудования, работа на которых приостанавливается инспекторами из-за нарушений требований безопасности. Около 6,4 тыс. человек ежегодно отстраняется от работы в связи с непрохождением обучения или проверки знаний требований охраны труда.

      Органами  Госгортехнадзора России за 2000 год  было проведено более 264 тысяч обследований, при этом было выявлено почти 2 миллиона нарушений требований безопасности.

      Из-за угрозы возникновения аварийных  ситуаций в 107 тысячах случаев приостанавливалось ведение работ, более 23 тысяч руководителей  и специалистов предприятий подвергались штрафным санкциям.

      Общий уровень аварийности на опасных  производственных объектах снижен на 10%, в 2000 году произошло 225 аварий (в 1999 году - 250).

      Возросла  тяжесть аварий - практически каждая четвертая авария приводила к  травмам персонала предприятий.

      Всего на поднадзорных опасных производственных объектах в 2000 году погибло 442 человека - на 9% больше, чем за 1999 год.

      Рост  смертельного травматизма отмечается на предприятиях угольной, химической и нефтехимической промышленности, на объектах теплоэнергетики, нефтедобычи, геологоразведки и магистрального трубопроводного транспорта.

      Основными причинами аварий и травматизма  на производстве продолжают оставаться неудовлетворительное техническое  состояние оборудования, нарушения  технологической и производственной дисциплин.

      В структуре обобщенных технических  причин аварий первое место (около 60 процентов) занимают причины, связанные с неудовлетворительным состоянием оборудования, зданий и  сооружений, а также с несовершенством  технологических процессов.

      В ближайшее время проблема может обостриться в связи с массовым выходом из строя задействованных в народном хозяйстве основных фондов, а вернее их активной части - машин и оборудования.

      Сейчас  главная задача - определить остаточный ресурс эксплуатации технологического оборудования, а в дальнейшем своевременно проводить замену оборудования, исчерпавшего ресурс.

      Для ее решения Госгортехнадзором России проводилась работа по развитию систем диагностики и широкому внедрению  методов неразрушающего контроля. Учитывая важность этой проблемы, Госгортехнадзором России был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

      Накопленный опыт и попытки всесторонне учесть все важные факторы производственного травматизма и аварий привели к изменению подходов и методов исследования в этой области. 
          Наряду со статистическим подходом, использованным К. Марбе, другими психологами, а также попытками установления эмпирической связи частоты происшествий и результатов психотехнических тестов, М.С. Вителес (США) на V Международной психотехнической конференции (1928) предложил клинический метод исследования. Клинический метод стал ведущим в работе американских психологов, в частности, его использовал и У. Бингем в изучении аварий на автодорогах.

      В нашей стране также сформировался  эффективный подход к изучению и  профилактике производственного травматизма, который мы можем условно назвать  организационно-субъектным. Суть его  состояла в тщательном изучении не только работника с повышенным количеством травм, но и профессиональной деятельности опасных по травматизму профессий, участков производства, проблемы организации труда и производства как объемлющей системы. Опыт выявления всего многообразия факторов, ведущих к происшествиям на железных дорогах (когда наряду с индивидуальными недостатками психики отдельных работников, их квалификации, функционального состояния учитывались и состояние орудий труда, вообще техники, и чисто организационные моменты координации совместной деятельности многих работников), был описан в докладе Д.И. Колодной на I Всесоюзном психотехническом съезде в 1931 г. (Сов. психотехника. 1932. № 4). Еще на IV Международной конференции в Париже А.И. Колодная возражала против подхода М. Шорн в ее изучении несчастных случаев и их психологических причин без тщательной психологической характеристики профессиональной деятельности виновников происшествий. Сходную позицию занимал и Отто Липман.

      Организационно-субъектный подход в изучении производственного  травматизма получил развитие в работе уральских психотехников (Г.И. Нецкий, И.Л. Цфасман, Е.Ф. Котюкова, Г.И. Плессо, Е.Г. Паю), работавших в тесном контакте с отделом психологии труда Московского института охраны труда (руководитель - С.Г. Геллерштейн).           

      Цфасман подчеркнул несовпадение свойств индивидуальности, обеспечивающих достижение высоких  результатов в профессиональном труде, и успешное преодоление опасных  ситуаций и предложил в связи  с этим специализировать профессиографирование. 
          

      В реальной практической работе использовались все доступные методы и способы борьбы с производственным травматизмом, однако важно было выяснить и относительный вклад каждого из методов. Так, в Институте охраны труда в Москве особое внимание уделялось разработке психологических методов воздействия (использованию плакатов по технике безопасности, организации специальных форм социалистического соревнования на снижение несчастных случаев, разработке форм групповых и индивидуальных воздействий, совершенствованию инструктажа).          

      В завершение можно указать достижения в области психотехники травматизма  и аварийности: идеи о дефектах регуляции  поведения со стороны субъекта труда (в форме негативных проявлений переключаемости  установки) и их связи с повышенной частотой травматизма; расширение понимания личного фактора в происшествиях от устойчивых свойств индивидуальности до роли квалификации, психических состояний, мотивов труда, реализованных в клиническом методе изучения происшествий и мер их профилактики, направленных на субъекта труда; использование методов психологического воздействия на состояние внимания, установки работников в отношении травматизма с помошью средств пропаганды; переход от рассмотрения личности травматика в труде к анализу системы "человек - техническая среда", "человек - профессиональное поведение - производственная организация" и разработка путей рационализации техники, технической среды, форм организации труда в интересах профилактики травматизма и аварийности. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологический анализ причин аварийности и травматизма в профессиональной деятельности