Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:45, курсовая работа
Цель: Теоретический анализ литературы по проблеме психологии аварийности и травматизмов.
Объект: Профессиональная деятельность человека
Предмет: Аварийные ситуации и их последствия
Задачи:
* Теоретический анализ аварийных ситуаций в профессиональной деятельности
* Сравнительный анализ понятий авария, аварийная ситуация, травматизм
* Теоретический анализ концепций по психологической безопасности
* Разработка мероприятий по профилактике аварийных ситуйций и травматизмов
Введение…………………………………………………………………………. …..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблем аварийности и травматизма
1. Аварии…………………………………………………………………............5
2. Аварийные ситуации………………………………………………………...15
3. Травматизм…………………………………………………………………21
4. Примеры травматизма, аварий и аварийных ситуаций. Анализ причин………………………………………………………………………...28
Выводы по главе I…………………………………………………………………..35
Глава II. Профилактика травматизма, аварий и аварийных ситуаций
2.1 Психотехника травматизма и аварийности……………………………….38
2.2 Борьба с производственным травматизмом методами психологии воздействия………………………………………………………………………….46
2.3 Разработка предупредительных мер и средств защиты…………………..48
2.4 Оценка и демонстрация предупредительных мер и средств защиты……50
Выводы по главе II…………………………………………………………………..51
Заключение…………………………………………………………………………..53
Список литературы………………………………………………………………….59
В реальной практической работе использовались все доступные методы и способы борьбы с производственным травматизмом, однако важно было выяснить и относительный вклад каждого из методов. Так, в Институте охраны труда в Москве особое внимание уделялось разработке психологических методов воздействия (использованию плакатов по технике безопасности, организации специальных форм социалистического соревнования на снижение несчастных случаев, разработке форм групповых и индивидуальных воздействий, совершенствованию инструктажа).
По
мере выяснения и определения
факторов риска и причинно-следственных
связей, а также уточнения величины
совокупного воздействия
Важный шаг, о котором часто забывают при завершении процесса исследований в области охраны труда, состоит в том, чтобы должным образом оценить потенциальные возможности предупредительных мер и средств защиты от производственного травматизма. Сделать это необходимо для того, чтобы еще до стадии широкого и повсеместного внедрения этих мер на производстве они могли пройти обкатку в лабораторных условиях и реальных условиях окружающей среды.
Оценка
важна не только для проверки технического
контроля системы и внесенных в нее изменений,
но также и для установления соответствия
между заданными параметрами и производственными
заданиями, технологическими процессами
и процедурами, правилами эксплуатации,
программами профессиональной подготовки
и информационным обеспечением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема аварийности и травматизма в нашем мире достаточно актуальна, так как в случае аварий есть моменты, связанные с гибелью людей, а это очень серьезно! Аварийные ситуации и травматизмы в современной авиации возникают редко, прежде всего, благодаря высокой надежности летательных аппаратов, хорошей подготовке экипажей и тщательной работе наземных технических служб. Несмотря на это, иногда происходят аварии самолетов, например, вследствие отказа силовой установки, нехватки топлива, возникновения пожара на самолете, неисправности системы управления, потери пилотом ориентации в пространстве, из-за исключительно неблагоприятных метеорологических условий и т.п.
Авария
- опасное техногенное происшествие,
создающее на объекте, на определенной
территории или акватории угрозу жизни
и здоровью людей и приводящее:
- к разрушению зданий, сооружений, оборудования
и транспортных средств;
- к нарушению производственного или транспортного
процесса; а также
- к нанесению ущерба окружающей природной
среде.
Промышленная авария - авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке.
Радиационная авария - авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и/или ионизирующих излучений в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.
Радиационные
аварии вызываются:
- неисправностью оборудования;
- неправильными действиями персонала;
- стихийными бедствиями и другими причинами
Транспортная
авария - авария на транспорте, повлекшая
за собой:
- гибель людей;
- причинение пострадавшим тяжелых телесных
повреждений;
- уничтожение и повреждение транспортных
сооружений и средств; или
- ущерб окружающей природной среде.
Аварийные ситуации в современной авиации возникают достаточно редко , прежде всего благодаря высокой надежности летательных аппаратов, хорошей подготовке экипажей и тщательной работе наземных технических служб. Несмотря на это, иногда происходят аварии самолетов например, вследствие отказа силовой установки, нехватки топлива, возникновения пожара на самолете, неисправности системы управления, потери пилотом ориентации в пространстве, из-за исключительно неблагоприятных метеорологических условий и т.п. Кроме того, военные самолеты постоянно подвергаются опасности оказаться в аварийной ситуации в результате действий противника.
К наиболее неблагоприятным относятся быстротечные аварии, когда время, которым располагает экипаж для того чтобы покинуть самолет или произвести вынужденную посадку, невелико. Поэтому спасательные средства экипажей должны обеспечивать безопасность не только в любой ситуации, но и в любой момент времени.
Травматизм - совокупность вновь возникших травм в определенных группах населения (исчисляется количеством травм на 100, 1000 человек за 1 мес,год). Различают производственный (промышленный и сельскохозяйственный),бытовой, транспортный, военный и спортивный травматизм.
24
июня состоялось заседание
На заседании рассматривали два основных
вопроса: анализ производственного травматизма
в организациях и учреждениях города и
результаты проведения месячника по охране
труда, который был проведен в мае этого
года.
По словам главного специалиста
отдела труда города Тольятти Людмилы
Сазанской, основными причинами производственного
травматизма со смертельным исходом являются
организационные:
– нарушение трудовой и
– неудовлетворительная
– нарушение технологического процесса;
– нарушение требований
–нахождение в состоянии алкогольного
опьянения.
По техническим причинам в 2003 году
произошло только 10% всех несчастных случаев
со смертельным исходом. Причинами оказались
конструктивные недостатки, недостаточная
надежность механизмов и оборудования.
На сегодняшний день по-прежнему
остаются самыми травмоопасными профессии
монтажника, электросварщика, водителя.
Опасные отрасли: промышленность, транспорт
и строительство. Наиболее подвержены
травмированию на производстве две категории:
совсем неопытные работники и, наоборот,
имеющие большой стаж и опыт работы.
Систематические проверки последних лет, проводимые Федеральной инспекцией труда, выявляют на предприятиях и в организациях транспортного комплекса ежегодно в среднем около 94 тыс. нарушений, связанных с охраной труда, более 700 организаций (производственных подразделений) и 6 тыс. единиц оборудования, работа на которых приостанавливается инспекторами из-за нарушений требований безопасности. Около 6,4 тыс. человек ежегодно отстраняется от работы в связи с непрохождением обучения или проверки знаний требований охраны труда.
Органами Госгортехнадзора России за 2000 год было проведено более 264 тысяч обследований, при этом было выявлено почти 2 миллиона нарушений требований безопасности.
Из-за
угрозы возникновения аварийных
ситуаций в 107 тысячах случаев
Общий уровень аварийности на опасных производственных объектах снижен на 10%, в 2000 году произошло 225 аварий (в 1999 году - 250).
Возросла тяжесть аварий - практически каждая четвертая авария приводила к травмам персонала предприятий.
Всего на поднадзорных опасных производственных объектах в 2000 году погибло 442 человека - на 9% больше, чем за 1999 год.
Рост
смертельного травматизма отмечается
на предприятиях угольной, химической
и нефтехимической
Основными
причинами аварий и травматизма
на производстве продолжают оставаться
неудовлетворительное техническое
состояние оборудования, нарушения
технологической и
В
структуре обобщенных технических
причин аварий первое место (около 60 процентов)
занимают причины, связанные с
В ближайшее время проблема может обостриться в связи с массовым выходом из строя задействованных в народном хозяйстве основных фондов, а вернее их активной части - машин и оборудования.
Сейчас главная задача - определить остаточный ресурс эксплуатации технологического оборудования, а в дальнейшем своевременно проводить замену оборудования, исчерпавшего ресурс.
Для
ее решения Госгортехнадзором
Накопленный
опыт и попытки всесторонне учесть
все важные факторы производственного
травматизма и аварий привели к изменению
подходов и методов исследования в этой
области.
Наряду со статистическим подходом, использованным
К. Марбе, другими психологами, а также
попытками установления эмпирической
связи частоты происшествий и результатов
психотехнических тестов, М.С. Вителес
(США) на V Международной психотехнической
конференции (1928) предложил клинический
метод исследования. Клинический метод
стал ведущим в работе американских психологов,
в частности, его использовал и У. Бингем
в изучении аварий на автодорогах.
В нашей стране также сформировался эффективный подход к изучению и профилактике производственного травматизма, который мы можем условно назвать организационно-субъектным. Суть его состояла в тщательном изучении не только работника с повышенным количеством травм, но и профессиональной деятельности опасных по травматизму профессий, участков производства, проблемы организации труда и производства как объемлющей системы. Опыт выявления всего многообразия факторов, ведущих к происшествиям на железных дорогах (когда наряду с индивидуальными недостатками психики отдельных работников, их квалификации, функционального состояния учитывались и состояние орудий труда, вообще техники, и чисто организационные моменты координации совместной деятельности многих работников), был описан в докладе Д.И. Колодной на I Всесоюзном психотехническом съезде в 1931 г. (Сов. психотехника. 1932. № 4). Еще на IV Международной конференции в Париже А.И. Колодная возражала против подхода М. Шорн в ее изучении несчастных случаев и их психологических причин без тщательной психологической характеристики профессиональной деятельности виновников происшествий. Сходную позицию занимал и Отто Липман.
Организационно-
Цфасман
подчеркнул несовпадение свойств индивидуальности,
обеспечивающих достижение высоких
результатов в профессиональном
труде, и успешное преодоление опасных
ситуаций и предложил в связи
с этим специализировать профессиографирование.
В реальной практической работе использовались все доступные методы и способы борьбы с производственным травматизмом, однако важно было выяснить и относительный вклад каждого из методов. Так, в Институте охраны труда в Москве особое внимание уделялось разработке психологических методов воздействия (использованию плакатов по технике безопасности, организации специальных форм социалистического соревнования на снижение несчастных случаев, разработке форм групповых и индивидуальных воздействий, совершенствованию инструктажа).
В
завершение можно указать достижения
в области психотехники травматизма
и аварийности: идеи о дефектах регуляции
поведения со стороны субъекта труда
(в форме негативных проявлений переключаемости
установки) и их связи с повышенной
частотой травматизма; расширение понимания
личного фактора в происшествиях от устойчивых
свойств индивидуальности до роли квалификации,
психических состояний, мотивов труда,
реализованных в клиническом методе изучения
происшествий и мер их профилактики, направленных
на субъекта труда; использование методов
психологического воздействия на состояние
внимания, установки работников в отношении
травматизма с помошью средств пропаганды;
переход от рассмотрения личности травматика
в труде к анализу системы "человек
- техническая среда", "человек - профессиональное
поведение - производственная организация"
и разработка путей рационализации техники,
технической среды, форм организации труда
в интересах профилактики травматизма
и аварийности.