Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:45, курсовая работа
Цель: Теоретический анализ литературы по проблеме психологии аварийности и травматизмов.
Объект: Профессиональная деятельность человека
Предмет: Аварийные ситуации и их последствия
Задачи:
* Теоретический анализ аварийных ситуаций в профессиональной деятельности
* Сравнительный анализ понятий авария, аварийная ситуация, травматизм
* Теоретический анализ концепций по психологической безопасности
* Разработка мероприятий по профилактике аварийных ситуйций и травматизмов
Введение…………………………………………………………………………. …..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблем аварийности и травматизма
1. Аварии…………………………………………………………………............5
2. Аварийные ситуации………………………………………………………...15
3. Травматизм…………………………………………………………………21
4. Примеры травматизма, аварий и аварийных ситуаций. Анализ причин………………………………………………………………………...28
Выводы по главе I…………………………………………………………………..35
Глава II. Профилактика травматизма, аварий и аварийных ситуаций
2.1 Психотехника травматизма и аварийности……………………………….38
2.2 Борьба с производственным травматизмом методами психологии воздействия………………………………………………………………………….46
2.3 Разработка предупредительных мер и средств защиты…………………..48
2.4 Оценка и демонстрация предупредительных мер и средств защиты……50
Выводы по главе II…………………………………………………………………..51
Заключение…………………………………………………………………………..53
Список литературы………………………………………………………………….59
Основными
причинами аварий и травматизма
на производстве продолжают оставаться
неудовлетворительное техническое
состояние оборудования, нарушения
технологической и
В структуре обобщенных технических причин аварий первое место (около 60 процентов) занимают причины, связанные с неудовлетворительным состоянием оборудования, зданий и сооружений, а также с несовершенством технологических процессов.
Сейчас главная задача - определить остаточный ресурс эксплуатации технологического оборудования, а в дальнейшем своевременно проводить замену оборудования, исчерпавшего ресурс.
Для
ее решения Госгортехнадзором
В последнее время в Российской Федерации по объективным причинам обостряются проблемы труда. Ежегодно, несмотря на падение производства и снижение занятости, более 200 тысяч человек получают травмы, а более 5000 - смертельные. Основными причинами роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:
- Износ основных фондов и низкий технический уровень используемых технологий.
- Ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты.
- Массовые нарушения технологической и производственной дисциплин.
- Низкий уровень культуры производства, профессиональной подготовки работников.
- Снижение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда.
Случаи
травматизма повторяются и, самое
прискорбное, - со смертельным исходом,
которых можно было бы избежать,
поскольку в подавляющем большинстве
они - следствие нарушения самых элементарных
правил, многократное несоблюдение которых
проходило безнаказанно.
ГЛАВА
II. ПРОФИЛАКТИКА
ТРАВМАТИЗМОВ, АВАРИЙ
И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Накопленный
опыт и попытки всесторонне учесть
все важные факторы производственного
травматизма и аварий привели
к изменению подходов и методов
исследования в этой области.
Наряду со статистическим подходом, использованным
К. Марбе, другими психологами, а также
попытками установления эмпирической
связи частоты происшествий и результатов
психотехнических тестов, М.С. Вителес
(США) на V Международной психотехнической
конференции (1928) предложил клинический
метод исследования. Клинический метод
стал ведущим в работе американских психологов,
в частности, его использовал и У. Бингем
в изучении аварий на автодорогах [8;
с.36 ].
С. Шеллоу (Shellow, 1930) так описывает опыт
создания клиники на трамвайной станции
в г. Милуоки (США): "Клиника имеет целью
рассмотреть несчастные случаи с различных
точек зрения для того, чтобы вскрыть основные
причины и установить лечебные мероприятия.
Каждое отделение предприятия выделяет
в клинику своего представителя. Заместитель
директора является председателем клиники.
На конференциях клиники присутствуют
зав. транспортом, зав. техникой безопасности,
зав. медицинским отделом, зав. страховым
отделом, начальник станции, вокзала и
т.п., зав. инструктажем, представители
страхового общества, предприниматель,
психологи. Клиника собирается через неделю.
Заведующий техникой безопасности выделяет
водителя на осмотр, заведующие других
отделений могут выделить своих людей.
В течение двух недель рассматриваются
служебные формуляры вожатого и изучаются
все несчастные случаи, которые водитель
имел за все время своей работы. Кроме
того, заведующий инструктажем раздает
каждому члену клиники отчет, который
состоит из протоколов обучения данного
рабочего и прохождения им службы. Заведующий
медицинской частью приносит на рассмотрение
медицинские протоколы. Заслушивается
отчет о социальной и финансовой помощи,
оказанной данному человеку. Психолог
приносит протокол беседы и результаты
особых тестовых испытаний, проведенных
в течение двух недель до конференции.
На основе вышеуказанных материалов клиника
всесторонне обсуждает водителя и делает
соответствующие выводы. В течение 6 месяцев
после клиники над водителем ведется наблюдение,
чтобы выявить достигнутые результаты.
В 1929 г. на предприятии в Милуоки было изучено
54 человека в клинике для несчастных случаев.
Из этих 54 человек - 33 рассматривались
через 6 месяцев после клинического обсуждения.
Количество несчастных случаев после
6 месяцев в этой группе снизилось на 81,5%.
Так, 33 человека имели 92 несчастных случая
за 6 месяцев до клиники и только 17 несчастных
случаев в течение 6 месяцев после клиники.
При клиническом изучении были обнаружены
следующие важные причины несчастных
случаев: 37% - неспособны к работе; 28% - неправильная
установка к работе; 24% - вредно действующие
навыки; 18,5% - неполноценные личности; 13%
- бытовые условия; 13% - неопытность; 9,3%
- медленное усваивание; 7,4% - состояние
здоровья; 5,6% - плохо приспособлены к условиям
работы.
В рекомендации клиники было только три
случая увольнения с работы, главным образом
рекомендовался инструктаж в последующей
работе. Исправление ошибок через инструктаж
уменьшило количество несчастных случаев
с января 1929 г. по январь 1932 г. на 25%. Клиника
также помогала рационализировать работу
по безопасности и готовила заведующих
отделениями техники безопасности"
(Сов. психотехника. 1933. № 2).
Кливлендское железнодорожное общество
(США) организовало при каждом депо комиссии
по тщательному расследованию каждого
происшествия и каждого причастного к
нему служащего. Оказалось, что 70% всех
происшествий связаны с отсутствием специальных
качеств у служащих (неправильное определение
скорости и расстояния, неустойчивое и
слабое распределение внимания, неосознанность
риска). Меры по тренировке недостаточных
качеств, отбору персонала, другие формы
воздействия привели за 6 месяцев к снижению
количества происшествий на 42,7%; 75% "происшественников"
достигли нормальной работоспособности
(Психотехника. 1931. № 2-3).
В нашей стране также сформировался эффективный
подход к изучению и профилактике производственного
травматизма, который мы можем условно
назвать организационно-субъектным. Суть
его состояла в тщательном изучении не
только работника с повышенным количеством
травм, но и профессиональной деятельности
опасных по травматизму профессий, участков
производства, проблемы организации труда
и производства как объемлющей системы.
Опыт выявления всего многообразия факторов,
ведущих к происшествиям на железных дорогах
(когда наряду с индивидуальными недостатками
психики отдельных работников, их квалификации,
функционального состояния учитывались
и состояние орудий труда, вообще техники,
и чисто организационные моменты координации
совместной деятельности многих работников),
был описан в докладе Д.И. Колодной на I
Всесоюзном психотехническом съезде в
1931 г. (Сов. психотехника. 1932. № 4). Еще на
IV Международной конференции в Париже
А.И. Колодная возражала против подхода
М. Шорн в ее изучении несчастных случаев
и их психологических причин без тщательной
психологической характеристики профессиональной
деятельности виновников происшествий.
Сходную позицию занимал и Отто Липман.
Организационно-
В отличие от клинического метода (где
в центре внимания исследователей был
субъект труда, пострадавший от травмы,
аварии, или ее виновник), уральские психотехники
считали, что "причины несчастных случаев
и аварий находятся не в человеке, а в организации
взаимодействия работающего человека
и технической среды" (Психотехника
и физиология труда на Урале, 1932).
Иосиф Лазаревич Цфасман (сотрудник психотехнического
отдела УНИООТа) называл психологию травматизма
"самой искаженной, самой запутанной
главой психотехники". Причины искажений
он видел в понимании профессионального
поведения человека как суммы действия
двух факторов - человека и технической
среды и в попытках вычислить отдельную
роль каждого из них. В действительности
же происшествия, несчастные случаи являются
часто "следствием одновременного действия
многих причин, создавших вместе условия
возникновения этого происшествия".
Позиция Цфасмана противопоставлялась
в основном статистическому подходу в
психотехнике травматизма с его фетишизацией
роли устойчивых свойств работника. При
этом не учитывалось, что поведение человека
и его характер определяются и формируются
в его взаимодействии с конкретной средой
и сами психофизиологические особенности
человека динамичны и изменчивы; другими
словами, недооценивалась роль социальной
среды и компенсационные возможности
человека.
Сами опасные ситуации, по мнению Цфасмана,
специфичны, как и характер профессиональной
деятельности, поэтому неверно думать,
что имеются некоторые общие для всех
опасных профессий индивидуальные свойства
человека, делающие его в большей мере,
чем других людей, травматиком. Осуждался
чисто эмпирический подход к выявлению
травматогенных психофизиологических
свойств только по величине корреляции
между частотой травм и показателями выполнения
тестов.
Цфасман предлагал модель возникновения
несчастного случая, как следствия неожиданных
изменений либо в состоянии и работе технической
среды, либо изменений, возникающих в профессиональной
деятельности человека. Это разделение
- относительно. Он наметил шкалу опасных
ситуаций по степени ее требований к человеку.
Если требования ситуации слишком высоки,
происходит катастрофа; на другом полюсе
- требования ситуации минимальны, тогда
несчастный случай расценивается как
следствие вины человека. Фактический
коэффициент опасности каждой опасной
ситуации определялся степенью трудности
требований, предъявляемых ею к психофизиологическим
свойствам человека, с одной стороны, и
степенью способности данного человека
удовлетворять эти требования. Отсюда
следовал вывод: снизить степень опасности
можно путем облегчения предъявляемых
требований или путем увеличения способности
человека удовлетворять этим требованиям
(Цфасман, 1932).
В первом случае безопасность достигалась
за счет реконструкции самой технической
среды, во втором - за счет средств индустриальной
психологии. Но и реконструкция самой
техники во многих случаях определялась
именно психологическим анализом профессионального
поведения человека. Роль психотехники
не должна, по мнению Цфасмана, ограничиваться
задачами профподбора, она состоит и в
том, чтобы снижать саму опасность профессиональных
ситуаций (с помощью рационального распределения
обязанностей в бригаде, режима работы,
рационализации рабочих приемов, рабочей
позы, условий и средств труда, средств
сигнализации, через совершенствование
инструктажа и по линии пропаганды).
Цфасман подчеркнул несовпадение свойств
индивидуальности, обеспечивающих достижение
высоких результатов в профессиональном
труде, и успешное преодоление опасных
ситуаций и предложил в связи с этим специализировать
профессиографирование.
Уральские психотехники наметили следующие
этапы работы в психотехнике травматизма:
1) исследование профессий, в частности,
психологический анализ опасных ситуаций;
2) статистический анализ материала; 3)
комплексно-расследовательский этап -
изучение отдельных несчастных случаев
по специальной программе (Котюкова и
др., 1932).
Программа включала три раздела.
В первом описывались обстоятельства
несчастного случая (время, род повреждения,
непосредственная его причина; характеристика
рабочей зоны, рабочего места; описание
используемого инструмента).
Во втором разделе изучался сам потерпевший
и особенности его социально-профессионального
поведения: общий и специальный стаж его
работы, отношение к труду, показатели
его продуктивности, особенности поведения
в труде (темп, точность движений, обычное
настроение, внимательность, утомляемость,
сколько раз травмировался). Здесь же выяснялись
возможные причины внепрофессионального
плана, повлиявшие на трудовое поведение:
отдых, эмоциональные потрясения, бытовые
условия, пьянство, болезни. Особая часть
- причины, связанные с профессиональной
деятельностью, - отвлечения в процессе
работы, тяжесть работы, затруднения, сложность,
опасность в работе. В итоге второй части
выяснялось, как могли повлиять все указанные
выше обстоятельства на самочувствие,
качество и темп работы.
В третьем разделе тщательно описывалась
и анализировалась рабочая операция, на
которой произошла травма, указывалась
необходимая для ее выполнения квалификация,
важность операции, место данной операции
среди других трудовых действий, описывались
сама опасная ситуация, ее трудность и
возможности избежать травмы. Указывалось,
в частности, следствием чего является
травма: активности потерпевшего или технической
среды; наступила ли она внезапно или были
симптомы опасности до травмы, если потерпевший
знал о возможной опасности; в чем состояли
требования ситуации для избежания травмы;
какова роль несработанности артели, какими
мерами можно было бы устранить травму
(Котюкова и др., 1932). Следует отметить,
что подобные схемы анализа несчастных
случаев на производстве составлялись
и до революции в нашей стране - фабричными
врачами и инженерами, занимавшимися проблемой
производственного травматизма (Климов,
Носкова, 1992).
Сбор данных осуществлялся методом опроса
потерпевшего и соработников, наблюдением.
Итак, причины травматизма рассматривались
как совокупность условий и обстоятельств
и именно поэтому отрицались абсолютные
психологические особенности травматика
(Цфасман, 1932).
Цфасману удалось сочетать статистический
анализ о причинах травм рабочих (вальцовщиков,
дублировщиков, застановщиков) на прокатных
станах по материалам медпунктов 7 заводов
Урала за 1930 г. (всего 2088 случаев) и психологический
анализ производственных операций и профессиональных
ситуаций с точки зрения их выполнения
и опасности. Эти случаи были отобраны
из прочих материалов медпунктов, по принципу
наличия в них сведений о самой опасной
ситуации и обстоятельствах, предшествующих
травме. В результате удалось установить
общий характер травматизма в этих видах
труда, выделить самые опасные операции,
требования этих ситуаций к психофизиологическим
характеристикам работника, наметить
пути борьбы с травматизмом и дать рационализаторские
предложения по его снижению [13; с.195].
Так, в работе дублировщика основные его
операции состояли в первоначальной прокатке
заготовки, дублировании, включающем раздирку
- разъединение слипшихся раскаленных
(до 800-1000°) металлических листов, свертывание
их пополам и прессование, а затем обрезку
на приспособлении. На основные операции
приходился 71% травм (раны, ожоги рук, ног).
Среди всех операций дублирование занимало
37% времени, но при 61% травм, следовательно,
это была одна из самых опасных операций.
Работу при дублировании выполняли быстро,
здесь были важны сила, соразмеренность
движений, неослабевающее внимание за
пакетом металла (при охлаждении металла
быстро изменяются его свойства - возрастает
упругость) и за всей обстановкой на рабочей
площадке при большой скученности рабочих
на стане.
При дублировании и "раздирке" рабочий
пользовался клещами. Психотехники предложили
облегченную конструкцию клещей и позаботились
об улучшении их рабочих характеристик,
обеспечивающих плотный зажим и схватывание
края металлической пластины. Было изготовлено
6 вариантов облегченных клещей разного
размера из полых трубок, с разными формами
рукояток. Каждый вариант клещей экспериментально
испытывался с замерами статического
тремора правой руки, динамометрией, измерялся
пульс, проводился хронометраж работы
с учетом пауз, трудностей при использовании
каждого типа инструмента. В этой работе
участвовали опытные рабочие прокатных
станов, инженерно-технический персонал
Н.-Тагильского металлургического завода.
Новые клещи были внедрены и запатентованы
как изобретение (Сов. психотехника. 1933.
№ 2). Была снижена высота дублера - приспособления
(прежняя высота - 80 см), на который требовалось
поднимать пакет металлических пластин
весом около 40 кг для операции дублирования.
Предложена тренировка чувства соразмерности
движений в отношении направления движения
и рационализирована рабочая поза дублировщика
(для придания рабочему большей устойчивости
рационализирована специальная обувь
и пол) [19;
с.49].
Сделаны предложения по реконструкции
рабочей зоны листопрокатной артели, чтобы
устранить затруднения в работе из-за
нечеткости в прохождении и передаче пакетов
и манипуляций с ними. Система профилактики
травматизма включала также использование
специальных плакатов по технике безопасности
и бесед с рабочими, пострадавшими от травм.
Уральские психотехники перешли в дальнейшем
от массовых статистических исследований
травматизма к изучению конкретных случаев
текущего травматизма с учетом всех его
обстоятельств и разработкой конкретных
мер профилактики подобных случаев.
2.2 Борьба с производственным травматизмом методами психологии воздействия.
В реальной практической
работе использовались все доступные
методы и способы борьбы с производственным
травматизмом, однако важно было выяснить
и относительный вклад каждого
из методов. Так, в Институте охраны
труда в Москве особое внимание уделялось
разработке психологических методов воздействия
(использованию плакатов по технике безопасности,
организации специальных форм социалистического
соревнования на снижение несчастных
случаев, разработке форм групповых и
индивидуальных воздействий, совершенствованию
инструктажа) [20;с.207].
Под руководством Давида Исааковича Рейтынбарга
(1899- 1977), руководителя Кабинета по борьбе
с промышленным травматизмом при Институте
охраны труда в Москве, С.С. Вальяжников
и А.А. Алексеев разработали систему безопасности
труда на I Государственном подшипниковом
заводе, которая наряду с ограждением
опасных частей станков и обучением рабочих
безопасным методам работы включала и
собственно пропаганду безопасности.
Последняя была направлена на создание
и поддержание сознательной установки
на безопасный труд, осуждение случаев
нарушения правил безопасности, обсуждение
каждого несчастного случая или аварийной
ситуации, высмеивание нарушителей, премирование
и моральное поощрение дисциплинированных
рабочих, публичное осуждение аморальных
и асоциальных форм поведения, случаев
лихачества или небрежного обращения
с оборудованием, использование стенгазет,
листовок и плакатов по технике безопасности.
Внедрение этой системы работы в кузнечном
цехе завода в течение 1934 г. привело к снижению
показателей травматизма на 40% (за год);
в шлифовальном цехе показатели травматизма
снизились на 27% при условии, что в остальных
цехах завода аналогичные показатели
существенно не менялись (Вальяжников,
Алексеев, 1937).
В завершение можно указать достижения
в области психотехники травматизма и
аварийности: идеи о дефектах регуляции
поведения со стороны субъекта труда (в
форме негативных проявлений переключаемости
установки) и их связи с повышенной частотой
травматизма; расширение понимания личного
фактора в происшествиях от устойчивых
свойств индивидуальности до роли квалификации,
психических состояний, мотивов труда,
реализованных в клиническом методе изучения
происшествий и мер их профилактики, направленных
на субъекта труда; использование методов
психологического воздействия на состояние
внимания, установки работников в отношении
травматизма с помошью средств пропаганды;
переход от рассмотрения личности травматика
в труде к анализу системы "человек
- техническая среда", "человек - профессиональное
поведение - производственная организация"
и разработка путей рационализации техники,
технической среды, форм организации труда
в интересах профилактики травматизма
и аварийности.
2.3
Разработка предупредительных
мер и средств защиты
По
мере выяснения и определения
факторов риска и причинно-следственных
связей, а также уточнения величины
совокупного воздействия
То
же самое можно сказать и в
отношении других технологий и методов,
которые разработаны и
Хэддон
в 1973 году заявил, что сокращение материального
ущерба по причине вредных условий
на производстве или загрязнения окружающей
среды может зависеть от 10 основных методов
и способов проведения исследований. Среди
исследователей проблем охраны труда
самым высоким приоритетом пользуется
разработка таких предупредительных мер,
которые нацелены на определение, проектирование
и оценку технических систем контроля,
хорошо интегрируются в окружающую производственную
среду и легко сочетаются с оборудованием,
средствами производства и технологическими
процессами, и которые без каких-либо действий
со стороны работающего персонала в автоматическом
режиме обеспечивают его необходимыми
средствами защиты (методами "пассивного"
контроля и управления). Из трех видов
предупредительных мер - убеждения (через
предоставление информации и образование),
установления определенных требований
(через принятие нового законодательства
и стандартов) и рекомендации автоматических
средств защиты, - самым полезным и предпочтительным,
по мнению многих исследователей, является
третий способ. В качестве примеров пассивного,
или автоматического, контроля над ситуацией
можно назвать противоаварийное устройство
запорного типа, которое монтируется внутри
электрической цепи, автоматически отключающей
сеть, если предохранители удалены или
возникли утечки на землю; или автомобильные
аварийные воздушные подушки, которые
при столкновении машины с препятствием
автоматически надуваются воздухом.
2.4 Оценка и демонстрация
предупредительных
мер и средств защиты
Важный шаг,
о котором часто забывают при завершении
процесса исследований в области охраны
труда, состоит в том, чтобы должным образом
оценить потенциальные возможности предупредительных
мер и средств защиты от производственного
травматизма. Сделать это необходимо для
того, чтобы еще до стадии широкого и повсеместного
внедрения этих мер на производстве они
могли пройти обкатку в лабораторных условиях
и реальных условиях окружающей среды.
Иногда даже хорошо продуманная система техники безопасности может создавать при своем внедрении на производстве новые и непредвиденные опасности. Проверкой предупредительных мер и отладкой мер контроля охраны труда нельзя полностью пренебрегать даже в том случае, если есть веские основания считать, что они могут быть задействованы до того, как будут должным образом испытаны и оценены. [18; с.509].
Оценка важна не только для
проверки технического
ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ II
Накопленный опыт и попытки всесторонне учесть все важные факторы производственного травматизма и аварий привели к изменению подходов и методов исследования в этой области.
Иосиф
Лазаревич Цфасман (сотрудник психотехнического
отдела УНИООТа) называл психологию
травматизма "самой искаженной, самой
запутанной главой психотехники". Причины
искажений он видел в понимании
профессионального поведения