Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 23:24, курсовая работа
В то время как в Европе проблема была «подбора персонала» актуальна уже давно. В нашей стране долгое время проблема подбора кадров находилась как бы в тени. Это в значительной мере объяснялось теми особенностями отношения к проблеме подбора кадров, которые укоренились за годы существования Советского государства. В 90-е годы многие владельцы отечественных бирж наконец осознали, что без менеджеров высокого класса они вряд ли могут соперничать с зарубежными конкурентами.
Возникает вопрос: почему же проблема подбора персонала так актуальна, в чем смысл ее изучения?
Дело в том, что правильно выполненный подбор позволяет сделать прогноз эффективности персонала на новом рабочем месте. Следствием качественно проведенного подбора является быстрая профессиональная адаптация специалиста. Особенности вхождения в организацию зависят от точности подбора. Если подбор призван решить комплексные задачи, то благодаря ему становится возможным определить основы для организации внутрифирменного обучения или включения нового работника в существующую систему обучения. Подбор соотносится с оценкой персонала, так как в основе подбора лежит оценивание потенциальных работников по ключевым компетенциям организации.
Введение……………………………………………………………..
Появление вакансии……………………………………………….
Установление функциональных особенностей трудовой деятельности…...
Привлечение кандидатов…………………………………………
РR-процессы на рынке труда……………………………………..
Методы установления личностны качеств кандидатов…………
5.1.Предворительная отборочная беседа……………………
5.2.Аналих анкетных данных……………………………….
5.3.Психологическое тестирование…………………………
5.4.Структурированное интервью…………………………..
5.5.Проверка рекомендаций у руководителя по бывшей работе и других лиц………………………………………….
5.6.Экспертиза подчерка, гороскоп, физиогномика………..
Виды подбора……………………………………………………..
Организационная культура………………………………………
Заключение…………………………………………………………........
Список литературы………………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………
Частные агентства по подбору персонала. Подбор персонала за последние 30 лет превратился в бурно развивающуюся отрасль, во многих странах, в том числе и у нас сегодня существуют сотни частных компаний, специализирующихся в этой области. Каждое агентство имеет свою базу данных, а так же осуществляет специальный поиск кандидатов в соответствии с требованиями клиента. Частные агентства обеспечивают достаточно высокое качество кандидатов, их соответствие требованиям клиента и, тем самым, значительно облегчают дальнейший процесс отбора. [2]
Анализ представленных выше методов подбора кандидатов позволяет сделать вывод – большая часть методов привлечения имеет психологическое содержание, что еще раз доказывает, что подбором персонала в организацию должен заниматься человек, имеющий психологическое образование, в противном случае множество важнейших деталей уже на стадии привлечения кандидатов будет упущено.
5.Личностные качества, необходимые для трудовой деятельности. Методы их установления.
Личностные качества кандидатов в первую очередь должны соответствовать требованиям организации к будущему сотруднику. В тоже время они не должны противоречить установившейся в компании организационной структуре.
В этом и состоит важность и необходимость их установления. Установить личностные качества кандидата можно с помощью ниже перечисленных методов, первым из которых является предварительная отборочная беседа. Каждый из последующих методов может применяться в отдельности или в совокупности с остальными, или же упускаться совсем, но метод предварительной отборочной беседы применяется почти всегда.
5.1.Предварительная отборочная беседа.
Основная цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности. Естественно, что этот минимальный набор является различным для разных специальностей и организаций. [2]
Еще одной целью отборочной беседы является первичное знакомство с претендентом: выяснение его образования, оценка внешнего вида и определяющих личных качеств. На основе предварительной беседы происходит "отсев" явно неподходящих кандидатов. Но необходимо помнить еще и о том, что не только менеджер по персоналу оценивает личность кандидата, но имеется и обратная связь- кандидат через менеджера по персоналу получает информацию о потенциальном месте работы, оценивает организацию в целом, ведь люди ищут не просто какую-либо работу, а именно ту, которая их устраивает, поэтому крайне важно при данной беседе преподать компанию так, чтобы, у кандидата появилось желание в ней остаться.
Важность
данного метода заключается в
том, что в отличие от всех ниже
перечисленных метод
Далее представлены следующие методы, которые можно использовать для оценки личности кандидата в совокупности или на выбор.
5.2.Анализ анкетных данных.
Анализ
анкетных данных, который позволяет
выявить соответствие образования
заявителя минимальным
Анализ анкетных данных является простым и достаточно эффективным методом отбора в случае, когда организация имеет обширный список кандидатов, в тоже время этот метод достаточно приблизителен в оценке потенциала, поскольку ориентирован исключительно на факты из прошлого, а не на сегодняшнее состояние и способность к профессиональному развитию. Поэтому при отборе кандидатов на руководящие должности нужно быть крайне осмотрительным, используя метод анализа анкет. [5]
5.3.Психологическое тестирование.
Сегодняшнее состояние кандидата определяют с точки зрения его соответствия требованиям, предъявленным к вакантной должности, а также потенциал развития. Первоначально этот метод применялся для отбора представителей профессий, связанных с повышенным риском – космонавтов, летчиков, военных. По мере совершенствования методов тестирования и усиления внимания компаний к подбору и развитию руководителей, многие из них начали использовать тесты для определения потенциала руководителей и специалистов.
Тестирование завоевывает в последнее время все большую популярность среди ведущих организаций развитых стран, его используют не только корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации. Преимущества тестирования состоит в возможности оценки сегодняшнего состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности. Недостатки этого метода – высокие издержки, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате. Каждая организация должна принимать решение об использовании тестов с учетом собственных культурных особенностей, приоритетов развития. К тому же следует заметить, что большинство тестов более надежны и достоверны в предсказании негативных результатов и менее эффективны в прогнозе успешной деятельности потенциального работника на новом месте. Поэтому, при окончательном выборе необходимо использовать менее формализованные методы. [2]
5.4.Структурированное интервью.
Наиболее распространенный метод- метод структурированное интервью. В рекрутинге структурированное интервью обычно называют «собеседование», снимая оценочные оттенки метода. Соискателю субъективно легче придти на собеседование, чем на интервью. Этот метод позволяет получить информацию о соответствии особенностей кандидата, претендующего на вакансию, особенностям самой вакансии.
Структурирование интервью при подборе предполагает тщательную подготовку, построение профессиограммы и прогнозирование успешности выполнения профессиональной деятельности. Структура интервью отвечает стандартам достоверности, валидности, практичности, что позволяет экономично и относительно объективно оценить кандидатов.
Суть
собеседования – сложная
Содержательный
смысл собеседования –
Кроме того, в проекте подбора менеджер консультирует соискателя на вакансию, предоставляя ему возможность определиться в особенностях организации, соотнести данную организацию со своими потребностями и ожиданиями.
Собеседование
имеет помимо прочего и организационное
значение в технологии подбора. Оно является
инструментом, способом сбора информации,
практическая цель которого – написание
резюме и формирование адаптивной информации
об особенностях кандидата для заказчика
(руководителя).
Можно выделить следующие типы собеседований.
Биографические собеседования стоятся вокруг факторов из жизни кандидата, его прошлого опыта. В ходе такого интервью задаются вопросы типа: «расскажите о своей прошлой работе»; «Почему вы выбрали именно тот институт, в который поступили?»; «Каковы были успехи на прежней работе?»; «Какие основные обязанности вы выполняли?». Биографическое собеседование дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своей жизни, и на основании этого предположить, насколько успешно он будет работать в должности, на которую претендует. Вопросы носят ретроспективный характер и направлены на выявление профессионального опыта (конкретизация или проверка сведений, представленных в резюме или анкете) или на выяснение стиля поведения (типичные формы поведения кандидата в значимых ситуациях, которые можно проецировать на будущую работу).
Ситуационное интервью. Здесь кандидату предлагается решить проблему, практическую ситуацию. Можно использовать реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей деятельностью кандидата. Консультант,, проводящий собеседование, оценивает как сам результат так и методы, с помощью которых кандидат находит решение. Возможно использование игровой ситуации, близкой к реальной рабочей. Например, спрашивается: «что бы вы стали делать в ситуации…» Далее делается краткое описание ситуации, типичной для данной профессиональной деятельности и близкой к практике конкретной вакансии.
Критериальное
собеседование представляет собой интервью,
во время которого кандидату задаются
вопросы о том, что бы он сделал в определенной
ситуации (связанной с будущей профессиональной
деятельностью), а его ответы оцениваются
с точки зрения заранее выбранных критериев.
Преимущества этого вида собеседования
состоит в использовании вопросов и методов
оценки, непосредственно связанных с профессиональной
деятельностью. Кроме того, с помощью выделения
критериев и соотнесения с ними ответов
легко ранжировать кандидатов, отвечающих
на стандартные вопросы. Недостатки связаны
с ограниченностью оцениваемых качеств
кандидата и необходимостью тщательной
подготовки проводящего собеседование
сотрудника.
Предварительное, отсеивающее собеседование имеет итогом список реальных кандидатов. В выборе соискателей менеджером по персоналу определяются те, которые позднее станут реальными кандидатами. Собеседование выступает предварительным этапом, основанием для перехода на следующее собеседование.
Отборочное собеседование – решающая беседа, в которой работодатель оценивает квалификацию кандидата, его решимость и цели, движущие им мотивы, его возможности. Этот вид собеседования – самый подобный и наиболее глубокий из всех собеседований в данной квалификации. Отборочное собеседование проводится специалистом по подбору кадров (внутренним менеджером по персоналу или приглашенным консультантом) или руководителем. В ходе отборочного собеседования стимулируется активность кандидата, интервью наименее структурировано, консультант по подбору кадров ведет диалог, информируя кандидата о задачах организации или отдела, принципах, которыми руководствуются в компании, должностных обязанностях, возможностях продвижения по службе.
Серийное собеседование – последовательно проводимые разнотипные собеседования с разными специалистами в организации. После отсеивающего собеседования кандидат переходит к отборочному собеседованию с начальником отдела кадров (директором по персоналу). Потом кандидат встречается с непосредственным руководителем или специалистом структурного подразделения организации. Серийное собеседование отражает особенности организационной структуры предприятия и отношение к своим функциям руководителя организации.
Индивидуальное собеседование – наиболее распространенный вид собеседования, когда один интервьюер общается отдельно с каждым кандидатом. Такая форма организации позволяет установить хороший контакт с соискателем, обсудить большое количество вопросов за достаточно короткий промежуток времени. Однако высокий уровень предлагаемой ответственности консультанта по подбору может вызвать у него страх ответственности и снизить эффективность собеседования. Кроме того, субъективизм и разного рода ошибки в оценке могут привести к искажению результатов.
Информация о работе Психологический аспект подбора персонала